город Воронеж |
|
22 сентября 2021 г. |
дело N А64-1969/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Ботвинникова В.В.
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орловой Светланы Ивановны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2021 (резолютивная часть от 07.06.2021) по делу N А64- 1969/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) в лице Рассказовского филиала АО "ТСК" к индивидуальному предпринимателю Орловой Светлане Ивановне (ОГРНИП 304682822600044, ИНН 682802959106) о взыскании задолженности в размере 32 037, 19 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" в лице Рассказовского филиала (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Орловой Светлане Ивановне (далее - ИП Орлова С.И., ответчик) о взыскании задолженности по плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в размере 32 037, 19 руб. за период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 06.04.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ИП Орлова С.И. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что методика расчета платы за негативное воздействие и сброс сточных вод сверх установленных нормативов в спорный период неприменима, поскольку у ответчика имелась возможности осуществлять контроль за сточными водами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "ТСК" (Поставщик) и ИП Орловой СИ. (Абонент) заключен и действует Договор холодного водоснабжения и водоотведения N 233-Р от 01.03.2019 (далее - Договор).
Согласно пункту 1 Договора Поставщик обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему о составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и производить оплату за предоставленные услуги в сроки, порядке и размере предусмотренные настоящим Договором.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.03.2019 (пункт 4 Договора).
Согласно подпункту "с" пункта 14 Договора Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу подпункта "е" пункта 14 Договора Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, а также вносить плату за вред причиненный водному объекту.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил и Договора (подпункт "е" пункта 14) Абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов состава сточных вод.
Договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с даты, указанной в пункте 4 Договора (подпункт 69 Договора).
Непогашение ИП Орловой С.И. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года, оставление претензионного письма N 130/2 от 10.12.2020 (т.1, л.д.12) с требованием погасить задолженность без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт и удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 ГК РФ одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В данном деле обязательства сторон возникли в связи с заключением договора холодного водоснабжения и водоотведения N 233-Р от 01.03.2019.
Рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктом 2 статьи 14 которого к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения договора об энергоснабжении и о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, а также ряда подзаконных актов, в том числе Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением 4 правительства N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N644), Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ N776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776).
Согласно пункту 111 Правилам N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5 (подпункт "б" пункта 113 Правил).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил и Договора (подпункт "е" пункта 14), Абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов состава сточных вод.
Судом области установлено, что согласно расчету истца плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года составляет 32 037,19 руб. При расчете платы АО "ТСК" применены тарифы на водоотведение, установленные приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 12.12.2018 N 134-в.
В соответствии с условиями Договора и действующим законодательством ответчику выставлены для оплаты счета (т.1, л.д.67-71). Между тем, ответчик оплату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года на общую сумму 32 037,19 руб. не произвел.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик ссылался на то, что согласно договору N 233-Р от 01.03.2019, а также вступившим в силу изменениям в Правила N 644, Поставщик обязан осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, состава и свойств сточных вод, а также осуществлять контроль за соблюдением Абонентом норматива по объему и составу сточных вод, в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
Согласно пункту 124 Правил N 644, в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, которых в среднем составляет 30 куб. метров и более обязаны подавать в организацию декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Данное положение не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик указал, что объект ИП Орловой С.И., как отдельно стоящее здание, имеет свой отдельный канализационный колодец, в котором имеется возможность брать контрольные пробы сбрасываемых сточных вод. Заявитель жалобы полагает, что законодательством предоставлено право данного Абонента осуществлять вышеуказанные платы на основании декларации о составе сточных вод, а также на основании результатов контроля - отбора проб сточных вод.
В обоснование своей позиции по делу ИП Орлова С.И. указывала, что АО "ТСК" неоднократно уведомлялось как устно, так и письменно о решении ответчика использовать свое право на предоставление декларации, а также использовать канализационный колодец для отбора проб и дальнейшего их анализа с целью начисления данного платежа исходя из фактических показателей. Однако, по словам ответчика, от администрации АО "ТСК" были получены отрицательные ответы на решение о подаче декларации о составе и свойствах сточных вод, а также начислении указанных платежей посредством отбора проб из контрольного колодца Абонента с последующим проведением анализов.
В процессе подготовки к декларированию сточных вод ИП Орловой С.И. в октябре и ноябре месяце сдавались пробы канализационных стоков предприятия и имеются результаты анализов, из которых следует, как пояснил ответчик, что превышения показателей по составу и свойствам сточных вод не обнаружено. Ответчик полагает, что в течение 6 месяцев, начиная с июля 2020 года он имеет право на разработку и анализ необходимых данных для составления декларации по составу и свойствам сточных вод на 2021 год.
На основании изложенного, ответчик полагает, что игнорируя право ИП Орловой С.И. в подаче декларации и осуществлении фактического контроля за составом сточных вод с объекта Абонента, АО "ТСК" ежемесячно с июля по ноябрь 2020 года производило неправомерно начисление данной платы.
Доводы ответчика, которые содержатся также в апелляционной жалобе, судом первой инстанции правомерно отклонены по следующим основаниям.
Разделом XV Правил N 644, установлен порядок определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Действующим законодательством для абонентов, с объектов которых среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м3 в сутки, установлено определение размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения согласно пункту 123 (4) и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод согласно пункту 203 Правил N 644 без осуществления контроля состава и свойств сточных вод абонента и не требует доказательств со стороны истца наличия допущенного ответчиком негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения как и нарушения нормативов по объему о составу отводимых сточных вод.
В силу пункта 123 (4) Правил N 644 для абонентов, предусмотрена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случаях, если:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента менее 30 м3 суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта:
-объекты абонента расположены во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К Ч Т Ч Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС (руб./куб.м); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения (куб. метр).
Судом области установлено, что согласно представленному истцом расчету, плата за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с 01.06.2020 по 30.11.2020 составила 8 009,58 руб. и была оплачена согласно приложенному расчету.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил и Договора (подпункт "е" пункта 14), Абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов состава сточных вод.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П) (рублей) определяется по формуле: П = 2xTxQ, где: Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (куб. метров).
Из пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с содержанием в данных сбросах веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы. По смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ сверх установленных нормативов и предусматривает упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, для абонентов, перечисленных в пункте 203 Правил N 644, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Судом установлено, что в выписке из ЕГРИП в отношении Орловой С.И. содержатся сведения об осуществлении вида деятельности, включенного в пункт 203 Правил N 644:
-деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1).
Согласно пункту 3 ГОСТ 31985-2013, предприятие общественного питания (предприятие питания): имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Понятие такого предприятия общественного питания, как кафе, приведено в пункте 3.3 ГОСТ 30389-2013: предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ИП Орлова С.И. является Абонентом - предприятием общественного питания, включенным в пункте 203 Правил N 644.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, а также негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в том случае, если сброс сточных вод осуществляется абонентом, осуществляющим виды деятельности, ранее указанные в пункте 123 (4), а с 03.06.2020 постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 дополнительно включенными в пункте 203.
В случае, если декларация абонентом не подается, то расчет производится согласно пункту 123 (4) и пункту 203 Правил N 644.
Как верно указано судом первой инстанции, аналогичная позиция изложена в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.12.2020 N АКПИ20-722 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728", в котором указано, что положения Правил N644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 10 указанной статьи в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Изменения, внесенные в Правила N 644, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Приведенный в пункте 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Абоненту предоставляется право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил, либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно установленному разделом VIII Привил N 644 порядку подачи абонентами декларации, в октябре 2020 года ответчиком была направлена в адрес АО "ТСК" декларация о составе и свойствах сточных вод на 2021 год.
Согласно пункту 125 Правил N 644, декларация характеризует состав и свойства сточных вод, параметры которых абонент обязуется соблюдать в течение срока действия декларации.
Учитывая, что период действия поданной ответчиком декларации с 01.01.2021 по 31.12.2021, начиная с января 2021 года расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод будет производиться на основании декларации и/или на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Как правомерно указал суд первой инстанции, действия вышеуказанной декларации не распространяются на период 2020 года.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года произведен истцом правомерно с применением коэффициента компенсации, предусмотренного пунктом 203 Правил N 644 и подлежит оплате в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о том, что в спорный период имелась возможность отбора проб сточных вод на объекте ответчика, и, как следствие, отсутствуют основания для применения положений пункта 203 Правил N 644, основан на ошибочном толковании норм материального права и подлежит отклонению по следующим основаниям.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (пункт 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
При расчете указанной платы Правила N 644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснять содержат ли в действительности стоки абонента загрязняющие вещества, превышающее допустимые значения, в том числе путем отбора лабораторных проб.
В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 38180-СН/04 от 25.09.2020, в отношении абонентов, указанных в пунктах 123(4) и в пункте 203 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод, в связи с тем, что отбор проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728 в отношении таких абонентов либо невозможен, либо отбор проб сточных вод таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод в данном случае может превышать размер начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно Приложению N 1(1) к Правилам N 644.
В случае если абонентом и обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствуют поданная абонентом в установленном порядке декларация о составе и свойствах сточных вод и расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется по указанной выше формуле, правомерно примененной истцом.
Ссылка ответчика на пункт 197 Правил N 644 является необоснованной, так как этот пункт определяет размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, в случае если был произведен отбор проб сточных вод абонента, а также, если была подана абонентом соответствующая декларация, поэтому положения данного пункта к рассматриваемому спору не относятся.
Указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ.
Законодатель устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Наличие контрольного канализационного колодца дает абоненту право на подачу декларации в соответствии с пунктом 124 Правил, в связи с чем, ссылки ответчика на обеспечение им наличия мест для отбора, применение пункта 123 (4) не исключает.
Декларация о составе и свойствах сточных вод в организацию, осуществляющую водоотведение, ответчиком в спорный период в соответствии с нормами раздела 8 Правил N 644 на рассмотрение не представлялась, норм, обязывающих организацию, осуществляющую водоотведение производить отбор проб по требованию абонента ответчиком не приведено. Согласно пункту 127 Правил N 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. При этом в соответствии с пунктом 130 Правил N 644 пропуск указанного срока является основанием для отклонения декларации.
Ответчиком надлежащих и достоверных доказательств подачи декларации в спорный период не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что начисление платы может осуществляться только на основании результатов анализов отобранных проб, подлежат отклонению, так как начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 осуществляется без отборов проб сточных вод, то есть без подтверждения факта наличия загрязняющих веществ лабораторными анализами. В силу прямого указания абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 основанием начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, является наличие условий, указанных в данном пункте, к которым проведение отбора проб и наличие результатов анализов не относится.
Кроме того, несостоятельными признаются доводы апелляционной жалобы об уклонении истца от проведения отборов проб и условий договора, поскольку законодательно максимальная периодичность отборов проб сточных вод абонентов, объем сбрасываемых сточных вод которых менее 30 куб. м в сутки, не установлена.
Согласно пункту 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб.м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.
Таким образом, максимальная периодичность контроля абонентов, объем сбрасываемых сточных вод, с которых в среднем составляет менее 30 куб. м в сутки, суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента может быть и реже, чем раз в год, периодичность контроля определяется организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Ответчиком, в свою очередь, не приведено норм права и доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом периодичности контроля. Доказательств внесения начисленной платы ответчиком не представлено.
Исследовав позиции сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая положения статей 9, 65, 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности принятого решения судом первой инстанции и удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются имеющейся судебной практикой (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А26-9347/2020; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А26-166/2021).
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2021 (резолютивная часть от 07.06.2021) по делу N А64-1969/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1969/2021
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания" "ТСК"
Ответчик: ИП Орлова Светлана Ивановна
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд