город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2021 г. |
дело N А32-19502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.Д.М."
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.07.2021 по делу N А32-19502/2021
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкогольной продукции Краснодарского края (ИНН 2308041155,
ОГРН 1022301217839)
к обществу с ограниченной ответственностью "С.Д.М." (ИНН 2312282636,
ОГРН 1192375034081)
об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкогольной продукции Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об аннулировании лицензии серии ДК N 012414 от 27.07.2019 на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу с ограниченной ответственностью "С.Д.М." (далее - ООО "С.Д.М.", общество (ИНН 2312282636, ОГРН 1192375034081).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 аннулирована лицензия серия ДК N 012414, сроком действия до 26 июля 2022 года, выданная обществу с ограниченной ответственностью "С.Д.М." на розничную продажу алкогольной продукции на объекты обособленных подразделений организации, расположенные по адресу: Краснодарский край, Абинский район, Поселок городского типа Ахтырский, ул. Крупской д. 1А- бар.
С принятым судебным актом общество с ограниченной ответственностью "С.Д.М." не согласилось, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что не предоставление деклараций обществом за I и II квартал 2020 года повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, а также привело к каким-либо неблагоприятным последствиям. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии. Общество полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что в действиях ответчика отсутствовал преднамеренный характер в совершении правонарушения. Общество ООО "С.Д.М" в I и II квартале 2020 года свою деятельность не осуществляло. Декларации об обороте алкогольной продукции общество не представило лишь потому, что заблуждалось по поводу обязанности сдачи данных деклараций.
От ООО "С.Д.М." поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "С.Д.М.".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края 27 июля 2019 года выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции ООО "С.Д.М." серии ДК N 012414, сроком действия до 26 июля 2022 года на объекты обособленных подразделений организации, расположенные по адресу: Краснодарский край, Абинский район, Поселок городского типа Ахтырский, ул. Крупской д. 1А- бар.
Общество в нарушение действующего законодательства, декларации за I и II кварталы 2020 года не представило.
Постановлениями Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 04.12.2020 N 12-32/263-20, от 04.12.2020 N 12- 32/264-20 ООО "С.Д.М." привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ за несвоевременное представление деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 и 2 квартал 2020 года.
Полагая, что обществом допущено нарушение лицензионных условий деятельности, департамент направил в суд заявление об аннулировании лицензии серии ДК N 012414 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданной обществу с ограниченной ответственностью "С.Д.М.".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ), организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства (или) оборота.
В силу положений пункта 1 статьи 1 Закона N 171 -ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Правила представления деклараций, Постановление N 815).
Согласно пункту 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
Согласно пункту 19 Правил организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляются декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 15 Правил, декларации (за исключением деклараций, указанных в пунктах 14(1) - 14(3) настоящих Правил) представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
ООО "С.Д.М." не оспаривает факт не представления декларации за I и II квартал 2020 года, и указывает что в соответствии с п.21 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций" в случае, если в отчетный период деятельность не осуществлялась и отсутствовали остатки продукции на начало и конец отчетного периода, представление декларации не требуется.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный довод, так как п. 2 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Следовательно, на момент совершения административного правонарушения не вступил в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171 -ФЗ, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования является в том числе: повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (абзац 9 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ, государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Между тем, пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171 -ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда, при наличии приведенных в ней оснований, принять решение об аннулировании лицензии. В силу положений пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом, в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлении от 21.11.2002 N 15-П, а также изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" (далее - Информационное письмо N С1-7/смп-1341), свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, а меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными соразмерными и необходимыми для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов иных лиц.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08).
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что в действиях ответчика отсутствовал преднамеренный характер в совершении правонарушения.
Материалами дела подтверждается нарушение обществом требований Правил предоставления деклараций, что является достаточным основанием для применения к юридическому лицу такой меры принуждения, как аннулирование лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Систематическое несвоевременное представление деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган препятствует осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, ее качеством, что нарушает права и законные интересы граждан.
Необходимость предоставления соответствующих деклараций и наличие ответственности за их непредставление установлена законодательно, таким образом, общество не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, пренебрежительно отнеслось к исполнению возложенных на него обязанностей, неоднократно нарушив требования законодательства.
Между тем, как следует из материалов дела, обществом в нарушение вышеуказанных требований декларации по форме Приложения N 11 и N 12 к Правилам N 815 за I и II квартал 2020 года не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требования заявителя об аннулировании лицензии в силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171 -ФЗ.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 по делу N А32-19502/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19502/2021
Истец: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя КК, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
Ответчик: ООО "С.Д.М."