город Омск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А75-5985/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9041/2021) государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 по делу N А75-5985/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фармалан" (ОГРН 1028600958682, ИНН 8603100056, адрес: 628609, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Маршала Жукова, дом 30, помещение 1001) к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 34) об отмене решения от 22.04.2021 N 13777.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фармалан" (далее - заявитель, общество, ООО "Фармалан") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Управление, УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное)) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.04.2021 N 13777.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 по делу N А75-5985/2021 заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено решение УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонного) от 22.04.2021 N 13777.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что страхователь впервые представил сведения за пределами установленного законом срока; ссылается на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н); обращает внимание на то, что в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.03.2021 N 59п "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по ХМАО-Югре) с 07.06.2021 в виде одного юридического лица.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 156 АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. При этом правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В подтверждение довода о реорганизации путем присоединения УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) к ОПФР по ХМАО-Югре с 07.06.2021 в материалы дела представлены листы записи Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2021 о прекращении УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) путем реорганизации в форме присоединения к ОПФР по ХМАО-Югре, о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
С учетом представленных в материалы дела документов суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвел замену заинтересованного лица по делу N А75-5985/2021 УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) на его процессуального правопреемника - ОПФР по ХМАО-Югре.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.02.2021 страхователем в Управление представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении одного застрахованного лица (л.д. 70, 89-90). Каких - либо ошибок в представленных сведениях заинтересованным лицом не выявлено (л.д. 27- 28).
Обществом 03.03.2021 в адрес Управления направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении 40 застрахованных лиц (л.д. 69, 82-88). Указанный отчет не был принят Управлением, о чем свидетельствует отрицательный протокол входного контроля от 04.03.2021, код ошибки "50" (л.д. 24-26).
Обществом 09.03.2021 в адрес Управления направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении 40 застрахованных лиц. Указанный отчет не был принят Управлением, о чем свидетельствует отрицательный протокол входного контроля от 09.03.2021, код ошибки "50" (л.д. 21-23).
Обществом 10.03.2021 направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении 39 застрахованных лиц, сведения на которых отсутствовали в "исходной" (л.д. 71, 76-81). Указанный отчет принят ответчиком как "дополняющая" форма отчетности, о чем свидетельствует протокол проверки отчетности от 10.03.2021 и положительный протокол входного контроля от 10.03.2021 (л.д. 19-21).
Управлением проведена проверка представленных страхователем сведений, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2021 N 13777 (л.д. 47-48). Согласно указанному акту страхователь представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ (форма дополняющая) за 2020 год 10.03.2021, то есть с нарушением сроков.
Обществом 17.03.2021 представлены возражения на акт проверки от 12.03.2021 N 13777, в которых заявитель указывает, что отчетность в контролирующие органы по форме "исходная" представлена своевременно (л.д. 49).
Решением от 22.04.2021 N 13777 страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год в виде применения штрафа в размере 19 500 руб. (л.д. 18, 94-95).
На основании решения от 22.04.2021 N 13777 обществу выставлено требование от 20.05.2021 N 13777 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства (л.д. 102-103).
Не согласившись с решением Управления от 22.04.2021 N 13777, ООО "Фармалан" обратилось с соответствующим заявлением в суд.
18.06.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, перечень которых установлен в данном пункте.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения Управлением вменено несвоевременное представление сведений за 2020 год по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ООО "Фармалан" к ответственности в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией N 211н, действующей с 27.07.2020.
ОПФР по ХМАО-Югре основывает свою позицию на положении пункта 40 Инструкции N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем данная инструкция не является основанием для привлечения общества к ответственности по следующим основаниям.
Инструкцией N 211н в пункте 40 также предусмотрена возможность освобождения от применения санкций, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ответственность за непредставление сведений не может устанавливаться Инструкцией, должна быть предусмотрена законом.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право не только уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, но и дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, и представить в фонд исправленные сведения.
Данным законом не предусмотрено возложение ответственности на лицо при представлении дополнительных сведений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018).
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
В настоящем случае из материалов дела следует, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год общество представило в установленный законом срок. Наличие ошибки обнаружено ООО "Фармалан" самостоятельно и им же приняты меры к устранению нарушения (10.03.2021 представило дополняющую форму за 2020 год по форме СЗВ-СТАЖ на 39 застрахованных лиц).
Управлением ошибка выявлена не была, соответственно, уведомления об обнаружении ошибки в адрес общества им не направлялись. Данные обстоятельства ОПФР по ХМАО-Югре не оспариваются.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Несмотря на то, что данная правовая позиция сформирована до принятия Инструкции N 211н, основания привлечения общества к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях.
Привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
В настоящем случае общество выявило и устранило допущенную ошибку в отношении застрахованного лица самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена, в связи с чем основания для привлечения его к ответственности отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности привлечения общества к ответственности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как ОПФР по ХМАО-Югре освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 48, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заинтересованного лица по делу N А75-5985/2021 - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 по делу N А75-5985/2021 на его процессуального правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 по делу N А75-5985/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5985/2021
Истец: ООО "ФАРМАЛАН"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ МЕЖРАЙОННОЕ