г. Вологда |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А66-5978/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года по делу N А66-5978/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 31.03.2021 N 1089/ОГ-21 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бологовская управляющая компания" (ОГРН 1096908001013, ИНН 6907010900; адрес: 171080, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Дзержинского, дом 2; далее - ООО "Бологовская управляющая компания").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что у общества отсутствуют основания в целях определения объема электрической энергии на общедомовые нужды руководствоваться показаниями индивидуальных приборов учета с истекшим межповерочным интервалом, равно как и основания для определения в таком случае объема потребления электрической энергии исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления. Ссылается на выводы, изложенные в судебных актах по делам N А66-17375/2017, А66-3122/2018, А66-8582/2018.
От инспекции и ООО "Бологовская управляющая компания" отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.03.2021 N 1089/ОГ-21 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения гражданина от 24.02.2021 N 1089/ОГ, проживающего по адресу: Тверская область, город Бологое, переулок Свободы, дом 8, квартира 14, по вопросу перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в декабре 2018 года на сумму 4 815 руб. 36 коп. и в ноябре 2020 года на сумму 4 390 руб. 26 коп.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение обществом пунктов 42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что выразилось в выполнении перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению в периоды с 01.10.2016 по 31.05.2017 и с 01.06.2017 по 28.02.2018.
По итогам проверки инспекцией составлен акт от 31.03.2021 N 1089/ОГ-21, обществу выдано предписание от 31.03.2021 N 1089/ОГ-21, которым предписано в срок до 12.05.2021 выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в размере неправомерно выполненного в декабре 2018 года перерасчета на сумму 4 815 руб. 36 коп., а также за период с 01.06.2017 по 28.02.2018 в размере неправомерно выполненного в ноябре 2020 года перерасчета на сумму 4 390 руб. 26 коп.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Наличие оснований для проведения в рассматриваемом случае проверки в отношении общества следует из фактических обстоятельств дела и положений пункта 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Факт выдачи оспариваемого предписания в пределах предоставленных инспекции полномочий установлен судом первой инстанции и обществом не опровергается.
Из части 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 той же статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученному посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта "а" пункта 59 Правил N 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Как предусмотрено пунктом 81 (13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Из пункта 81 (3) Правил N 354 следует, что в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, содержится в пункте 61 Правил N 354.
Приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
В платежных документах по спорной квартире за декабрь 2018 года и ноябрь 2020 года, выставленных к оплате обществом, отражен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в декабре 2018 года на сумму 4 815 руб. 36 коп. (норматив) и в ноябре 2020 года на сумму 4 390 руб. 26 коп. (норматив).
Данное обстоятельство обществом не оспаривается, в обоснование выполнения перерасчета заявитель сослался на выводы, изложенные во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2018 года по делу N А66-17375/2017.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, жилое помещение по адресу: Тверская область, город Бологое, переулок Свободы, дом 8, квартира 14, в вышеуказанном решении суда не упомянуто.
В решениях Арбитражного суда Тверской области по делам N А66-3122/2018, А66-8582/2018 данное жилое помещение также не упоминается.
Следовательно, спорный прибор учета электроэнергии не оценивался судами в рамках вышеперечисленных арбитражных дел.
Согласно акту осмотра прибора учета СО-5 N 139694 от 22.03.2018, на который ссылается общество, доступ к прибору учета на момент проведения проверки невозможен в связи с его фактическим переносом в жилое помещение со щита. В этом же акте указано, что электрический счетчик к расчету не пригоден.
Вместе с тем, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, подпись собственника данного прибора учета в данном акте отсутствует.
При этом пунктом 85(2) Правил N 354 определено, что один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
В данном случае суд правомерно критически отнесся к представленному заявителем акту, поскольку он составлен в отсутствие потребителя, доказательств направления упомянутого акта в адрес собственника апеллянтом в материалы дела не представлено.
Кроме того, из акта от 22.03.2018 прямо следует, что доступа представителей управляющей организации и заявителя к прибору учета не предоставлялось, прибор учета ими осмотрен не был, в данном акте не установлено истечение предусмотренного срока эксплуатации прибора учета, также как не выявлено каких-либо неисправностей в нем.
Следовательно, отраженный в акте вывод о том, что электрический счетчик к расчету не пригоден, сделан в отсутствие фактического осмотра прибора учета и без достаточных к тому оснований.
Актов снятия контрольных показаний индивидуального прибора учета в деле не имеется. Акты проверки состояния индивидуального прибора учета за периоды перерасчета в материалах дела также отсутствуют.
Согласно подпунктам е (1), е (2) пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании пунктов 82, 83 названных Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пунктом 85 (1) Правил N 354 акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
При этом начисление платы производится исполнителем коммунальных услуг, который обладает данными о дате истечения срока поверки и имеет обязанность с установленной Правилами N 354 периодичностью и в предусмотренные сроки проверять как состояние индивидуальных приборов учета, так и верность переданных показаний.
Доказательств исполнения приведенной обязанности в отношении спорного прибора учета подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Пункт 59 Правил N 354 устанавливает порядок расчета в случае выхода из строя прибора учета, однако не устанавливает порядок перерасчета и не предусматривает доначисления платы.
Названные Правила не содержат таких оснований для перерасчета и доначисления платы, как неверное начисление исполнителем платы за коммунальную услугу.
Дату, когда истек срок поверки индивидуального прибора учета, установить не представляется возможным.
Акт осмотра приборов учета составлен только 22.03.2018 и в отсутствие фактического осмотра прибора проверяющими.
С учетом изложенного, как верно отметила инспекция, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354 мог бы быть выполнен не ранее, чем с указанной даты и при наличии фактического осмотра прибора учета проверяющими, чего, однако, сделано не было.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями пункта 59 Правил N 354.
При отсутствии доказательств фактической неисправности прибора учета и расхождений между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, у исполнителя отсутствует обязанность производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направлять потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Указанный подход отражен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 февраля 2020 года по делу N А66-4760/2019, от 04 февраля 2019 года по делу N А66-6746/2018, от 27 мая 2019 года по делу N А66-3358/2018, от 14 августа 2019 года по делу N А66-3293/2018.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае имело место искажение данных об объеме потребления электрической энергии в период, за который произведен перерасчет, заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, обществом не доказано наличие правовых оснований для предъявления в платежных документах по спорной квартире за декабрь 2018 года и ноябрь 2020 года перерасчета размера платы за электроснабжение за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в размере 4 815 руб. 36 коп., а также за период с 01.06.2017 по 28.02.2018 в размере 4 390 руб. 26 коп. соответственно.
Как верно отметил суд первой инстанции, судебными актами по делу N А66-17375/2017 на общество не возложена обязанность выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителям, проживающим в соответствующих многоквартирных домах.
Применительно к статье 69 АПК РФ судебные акты по делу N А66-17375/2017 не устанавливают никаких обязанностей собственника рассматриваемой квартиры ни перед одной из сторон данного спора по оплате индивидуально потребленной электрической энергии и не могут являться основанием для перерасчета.
Таким образом, у общества отсутствовали основания, предусмотренные ЖК РФ и Правилами N 354, для предъявления к оплате в платежных документах за декабрь 2018 года и ноябрь 2020 года спорного перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июня 2021 года по делу N А66-5978/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5978/2021
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Бологовская УК