город Омск |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А46-2258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7367/2021) общества с ограниченной ответственностью "Мир Масла" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.05.2021 по делу N А46-2258/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир Масла" (ОГРН 1165476182915, ИНН 5445023121, адрес: 630129, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Тайгинская, дом 13/1, эт/пом 5/17) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительными распоряжений об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:140103:4088, 55:36:140103:3230, 55:36:140103:4091, 55:36:140103:4092,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Мир Масла" - Бондаренко А.И. по доверенности от 01.06.2021,
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Анненкова В.А. по доверенности от 02.10.2020 N ИСХ-ДИО/9741,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Масла" (далее - заявитель, ООО "Мир Масла", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительными распоряжений: от 21.12.2020 N 1835 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4091 в Кировском административном округе города Омска (далее - КАО г. Омска)"; от 21.12.2020 N 1870 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4092 в КАО г. Омска"; от 21.12.2020 N 1868 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3230 в КАО г. Омска"; от 21.12.2020 N 1869 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4088 в КАО г. Омска".
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать Департамент предоставить в собственность ООО "Мир Масла" земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:140103:4088, 55:36:140103:3230, 55:36:140103:4091, 55:36:140103:4092 в КАО г. Омска без проведения торгов по цене в размере 10 % от кадастровой стоимости земельных участков, согласно пункту 2.1 статьи 2 решения Омского городского Совета от 22.07.2015 N 368 "О порядке определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска, при заключении договора купли продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г. Омска, без проведения торгов" (с изменениями от 17.06.2020).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.05.2021 по делу N А46-2258/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Общество, обжалуя законность состоявшегося судебного акта, просит в апелляционной жалобе его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на следующие доводы: земельные участки предоставлялись обществу до вступления в силу изменений решения Омского городского совета от 15.07.2020, следовательно, действие данного решения, а именно, несоответствие плотности застройки спорных земельных участков в размере 40 % не подлежит распространению на правоотношения между обществом и Департаментом. По мнению подателя жалобы, довод суда об отсутствии дополнительного обоснования заявителем размера земельного участка, границы которого ранее сформированы и подтверждены данными ЕГРН, противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приказу Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 N 1. Департамент, предполагая чрезмерность площади испрашиваемого земельного участка для эксплуатации расположенного в его границах объекта капитального строительства, не учитывает, что размер земельного участка поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования. Также заявитель считает, что в отношении застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, у правообладателя такого земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка; какая-либо обязанность разделения земельного участка на застроенную и пустующую его части действующим законодательством не установлена.
Департамент в представленном суду апелляционной инстанции 03.08.2021 письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что общество не обосновало площади земельных участков; расчет площади возможно осуществлять с учетом применения решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - решение Омского городского Совета N 201).
Определением суда апелляционной инстанции от 05.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 26.08.2021; обществу предложено представить письменные пояснения для установления фактических обстоятельств дела.
ООО "Мир Масла" во исполнение вышеуказанного определения представило дополнения к апелляционной жалобе с приложением договоров аренды земельных участков, распоряжений Департамента об утверждении схем расположения земельных участков, выписок из ЕГРН, справки от 12.08.2021, заявлений о предоставлении земельных участков, сообщений заявителя.
26.08.2021 от Департамента поступили дополнительные пояснения, в которых заинтересованное лицо отмечает, что изначально участки предоставлялись для строительства торговых объектов, что предполагает использование в период строительства большей площади. Формирование участков на основании предоставленных схем не является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность в границах занимаемой площади, поскольку основания, препятствующие в силу закона предоставлению земельного участка, подлежат установлению уполномоченным органом на момент принятия решения о предоставления земельного участка. Заявителем не обоснован вспомогательный характер объектов.
На основании определения от 26.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 23.09.2021; заявителю и заинтересованному лицу предложено представить документы, послужившие основанием для издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе заявление и межевой план.
До начала судебного заседания от общества поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе с приложением дополнительных документов: заявлений от 27.12.2017, от 26.12.2017, от 15.02.2018, писем от 25.01.2018, от 26.01.2018, от 16.04.2018, от 23.05.2018, от 16.06.2018, пояснительных записок от 06.03.2018, межевых планов от 14.05.2018, распоряжений от 27.04.2018 N 743, 744.
Департаментом представлены письменные дополнительные пояснения, а также ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов: заявлений от 15.02.2018 с пояснительными записками, акта осмотра от 17.09.2021; распоряжений об утверждении схем от 27.04.2018 N 743, 744 и межевых планов, подготовленных при образовании участков.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениям к ней.
Представитель Департамента в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу и дополнительным пояснениям, просил удовлетворить ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что дополнительные доказательства должны быть приобщены к материалам дела, поскольку имеют существенное значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу с дополнениями, отзыв, письменные пояснения, материалы дела, заслушав представителей общества и Департамента, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Мир Масла" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание общей площадью 1 075,7 кв.м, кадастровый номер 55:36:140103:3349, адрес: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 31, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 09.11.2017 N 55:36:140103:3349-55/001/2017-2 (выписка из ЕГРН от 11.11.2020 N 99/2020/3594977932), далее - здание N 1;
- нежилое здание - торговый комплекс, общей площадью 3 418,2 кв.м, кадастровый номер 55:36:140103:4039, адрес: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 31 корп.1, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 09.11.2017 N 55:36:140103:4039-55/001/2017-2 (выписка из ЕГРН от 11.11.2020 N 99/2020/359527053), далее - здание N 2;
- нежилое здание - торговый комплекс, общей площадью 401,9 кв.м, кадастровый номер 55:36:140103:4067, адрес: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 31Б, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 09.11.2017 N 55:36:140103:4067-55/001/2017-3 (выписка из ЕГРН от 11.11.2020 N 99/2020/359473288), далее - здание N 3;
- нежилое здание - торговый комплекс, общей площадью 1 484,9 кв.м, кадастровый номер 55:36:140103:4070, адрес: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 31А, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 09.11.2017 N 55:36:140103:4070-55/001/2017-3 (выписка из ЕГРН от 20.11.2020 N 99/2020/361328316), далее - здание N 4.
Как указывает заявитель и подтверждается материалами дела, здание N 1 расположено на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4088, задание N 2 - на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4092, здание N 3 - на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4091, здание N 4 - на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3230.
18.11.2020 ООО "Мир Масла" обратилось в Департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:140103:3230, 55:36:140103:4088, 55:36:140103:4091, 55:36:140103:4092 в собственность на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Распоряжениями Департамента от 21.12.2020 обществу отказано в предоставлении земельных участков по следующим основаниям:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:140103:3230 (распоряжение N 1868): в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка относительно площади расположенных на нем объектов недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки, установленного для размещения объектов торговли, магазинов; на земельном участке расположены нестационарные торговые объекты (далее - НТО), которые расположены в нарушение требований статьи 39.36 ЗК РФ;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:140103:4088 (распоряжение N 1869): с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на земельном участке расположены НТО, которые расположены в нарушение требований статьи 39.36 ЗК РФ; на земельном участке расположены кирпичное строение, строение складского типа, право собственности на которые у заявителя отсутствуют; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования таких земельных участков. Земельный участок используется для размещения рынка; предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:140103:4091 (распоряжение N 1835): в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:140103:4092 (распоряжение N 1870): в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка относительно площади расположенных на нем объектов недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки, установленного для размещения объектов торговли, магазинов; на земельном участке расположены НТО, которые расположены в нарушение требований статьи 39.36 ЗК РФ; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Земельный участок используется для размещения рынка.
Полагая, что вышеуказанные распоряжения не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статей 11.9, 39.3, 39.20 ЗК РФ, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), решением Омского городского Совета N 201 (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления, с изменениями, внесенными решением Омского городского Совета от 15.07.2020), разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 6/8), пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление N 11), исходил из того, что процент застройки испрашиваемых земельных участков относительно площадей расположенных на них объектов недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки, установленных решением Омского городского Совета N 201, в связи с чем такое основание для отказа в предоставлении земельных участков является законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления N 6/8 условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Одним из принципов земельного законодательства согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, сооружений исключительного права на приобретение занятого этими объектами земельного участка связывается с реализацией закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, земельным законодательством предусмотрено заключение договора аренды, купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае его предоставления собственнику расположенных на нем здания, сооружения для их эксплуатации (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 13 постановления N 11, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
При этом собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение ВС РФ от 26.04.2016 N 64- КГ16-2).
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, поставлен в зависимость не только от площади таких объектов недвижимости, но и от их назначения, а также целей использования. Таким образом, необходимая для эксплуатации объекта недвижимости площадь земельного участка определяется с учетом его функционального назначения, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Предоставление для эксплуатации объекта недвижимости земельного участка публичной собственности, площадью, превышающую необходимую в указанных целях, не допускается.
Согласно правовому подходу, сформулированному в определении ВС РФ от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, обращаясь в уполномоченный орган за реализацией исключительного права приобретения земельного участка по основанию нахождения на нем принадлежащих заявителю объектов недвижимости, заявитель должен обосновать испрашиваемую площадь земли. При этом, как указано выше, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не являются безусловным основанием для его предоставления заявителю в испрашиваемом им размере.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается Департаментом факт принадлежности обществу объектов недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:140103:4067 (торговый комплекс, площадь 401,9 кв.м), 55:36:140103:4039, (торговый комплекс, площадь 3 418 кв.м), 55:36:140103:3349 (площадь 1 075,7 кв.м), 55:36:140103:4070 (торговый комплекс, площадь 1 484,9 кв.м).
Обращаясь в Департамент с заявлениями о предоставлении испрашиваемых земельных участков, общество указывает на расположение на земельных участках объектов недвижимого имущества.
Согласно представленным в материалы дела сведениям из ЕГРН:
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4091 площадью 2088 кв.м расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 55:36:140103:4067 площадью 401,9 кв.м;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4092 площадью 11924 кв.м расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 55:36:140103:4039 площадью 3 418,2 кв.м,
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4088 площадью 6831 кв.м расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 55:36:140103:3349, площадью 1 075,7 кв.м,
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3230 площадью 6349 кв.м расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 55:36:140103:4070 площадью 1 484,9 кв.м.
В соответствии с пояснениями общества, земельный участок с кадастровым номером 55:36:140103:4088 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3749 (поставлен на кадастровый учет 09.06.2018), согласно распоряжению директора Департамента от 27.04.2018 N 743 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории".
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:140103:3749 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3217 (поставлен на кадастровый учет 11.10.2013).
Также общество пояснило, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:140103:4091, 55:36:140103:4092 образованы путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3217 (дата постановки на кадастровый учет 09.06.2018), согласно распоряжению директора Департамента от 27.04.2018 N 744 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории".
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.10.2017 N 1 ООО "Мир Масла" приобрело в собственность: нежилое здание торгового комплекса с кадастровым номером 55:36:140103:3349, общей площадью 1075,7 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3749; нежилые здания торговых комплексов с кадастровыми номерами 55:36:140103:4067, общей площадью 401,9 кв.м, и 55:36:140103:4039 общей площадью 1 075,7 кв.м.
Относительно расположения НТО на спорных земельных участках общество в дополнениях к апелляционной жалобе указало, что на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:040103:4088, :3230, :4092, расположены помимо объектов капитального строительства - торговых комплексов, некапитальные, временные, вспомогательные объекты - инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа), являющиеся сооружениями вспомогательного использования, выполняющие вспомогательную функцию к основному объекту, принадлежащие обществу. Данные сооружения находятся на балансе ООО "Мир Масла" (справка о балансовой принадлежности имущества от 12.08.2021).
Как следует из представленной в материалы дела информации по результатам осмотра Департаментом земельных участков на основании обращений общества от 18.11.2020, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4088 - 6 831 кв.м, с кадастровым номером 55:36:140103:4091 - 2 088 кв.м, с кадастровым номером 55:36:140103:4092 - 11 924 кв.м, с кадастровым номером 55:36:140103:3230 - 6 349 кв.м. К документу приложены фотоматериалы.
В соответствии с пояснениями Департамента, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4088 согласно разрешению на строительство располагается объект с кадастровым номером 55:36:140103:3349 (разрешение от 05.10.2012 N 55-1506 на строительство объекта "Торговый комплекс (1-я очередь)" (ввод в эксплуатацию от 19.02.2013 N 55-1181).Согласно разрешению на строительство и ввода объекта в эксплуатацию построена и введена в эксплуатацию только первая очередь здания, следовательно, было возможно продолжение строительства. Земельный участок сформирован в соответствии с распоряжением Департамента от 27.04.2018 N 743 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Указанная схема утверждена на основании заявления общества (вх. от 15.02.2018 N Вх-ДИО/1389). Обществом предполагалось разделение земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3749, ранее предоставленного в аренду по договору N Д-Кр-31-9213 от 13.06.2012 для цели строительства торгового комплекса. Позднее в Департамент обществом направлена пояснительная записка, в соответствии с которой земельный участок планировалось использовать для обозначенных в договоре аренды целей, т.е. для строительства торгового комплекса.
В пояснительной записке указан минимальный размер площади с учетом Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области". Между тем обоснование площади в пояснительной записке, подготовлено лицом, не являющимся кадастровым инженером, не имеющим специального образования.
Департамент также отмечает, что означенные схемы расположения участка приняты в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2017 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201. Положения указанных документов (на момент формирования схемы в 2018 году) не содержали требований к обоснованию площади; вопрос соразмерности площади решался в момент предоставления в собственность земельного участка в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ.
Заинтересованным лицом также даны пояснения относительно земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:140103:4091, 55:36:140103:4092. Участки формированы на основании распоряжения Департамента от 27.04.2018 N 744 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Данная схема утверждена на основании заявления общества (вх. от 15.02.2018 N Вх-ДИО/1390). Обществом предполагалось разделение земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3217, ранее предоставленного в аренду по договору N Д-Кр-31-9213 от 13.06.2012, для цели строительства торгового комплекса. Позднее общество в пояснительной записке указало, что земельные участки планируется использовать для обозначенных в договоре целей, т.е. для строительства торгового комплекса.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3230 Департамент пояснил, что участок формировался согласно межевому плану от 12.04.2012, т.е. до ввода здания, расположенного в его границах (ввод в эксплуатацию 03.11.2016) в эксплуатацию. Вид разрешенного использования участка - для строительства торгового комплекса. Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации здания, при формировании участка не учитывалась.
В рассматриваемом случае, по мнению Департамента, заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площадей испрашиваемых земельных участков размерам участков, необходимых для использования расположенных на них объектов недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации указанных объектов.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что заявитель, обращаясь с требованием о предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости, обязан в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обосновать тот факт, что для находящегося у него в собственности объекта недвижимости ему необходим земельный участок испрашиваемой площадью, а соответствующие доводы органа местного самоуправления (государственного органа) об отказе в приватизации земельного участка по основанию несоразмерности заявленной площади подлежат оценке судом, исходя из представленных сторонами по делу доказательств и действующих норм права (определение ВС РФ от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно части 1 статьи 38 ГрК РФ могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Решением Омского городского Совета от 15.07.2020 N 249 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201" в градостроительные регламенты правил землепользования и застройки включены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 44 решения Омского городского Совета N 201 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) минимальный процент застройки в границах земельного участка определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая должна быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно статье 45 решения Омского городского Совета N 201 зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно таблице статьи 45 решения Омского городского Совета N 201 процент застройки для размещения объектов торговли (код 4.2), магазинов (код 4.4), объектов бытового обслуживания (код 3.3): максимальный - 70%, минимальный - 40%.
Решением Омского городского Совета от 12.11.2020 N 268 в статью 3 решения Омского городского Совета N 201 введена часть 3.2, согласно которой установленный названными Правилами минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае плотность застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4091 составляет 19 % (401,9*100/2088 = 18 %), земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4092 - 29 % (3418,2*100/11924 = 29 %), земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:4088 составляет 16 % (1075,7*100/6 831 = 16 %), земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3230 составляет 23 % (1484,9*100/6349 = 23 %).
Как верно отметил суд первой инстанции, показатель застройки участков, относительно площади расположенных на них объектов недвижимости, ниже нормативного показателя площади застройки участков, установленного решением Омского городского Совета N 201.
Указанные выводы, по убеждению суда апелляционной инстанции, являются верными, соответствующими фактическим обстоятельствам спора.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа Департамента в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что изменения, определяющие минимальный процент застройки вступили в силу с 15.07.2020 (изменения внесены решением Омского городского Совета от 15.07.2020 N 249), т.е. действовали на момент рассмотрения обращений и принятия оспариваемых распоряжений.
При этом довод заявителя об образовании земельных участков в результате утверждения Департаментом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит отклонению, поскольку в настоящее время минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2021 по делу N А46-17160/2020.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
ООО "Мир Масла" по платёжному поручению от 11.06.2021 N 653 перечислило в доход федерального бюджета 6 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
В рассматриваемом случае излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Масла" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.05.2021 по делу N А46-2258/2021 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мир Масла" из федерального бюджета 4 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 653 от 11.06.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2258/2021
Истец: ООО "МИР МАСЛА"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска