г. Москва |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А40-41211/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-41211/21 (92-281)
по заявлению АО "МОСГАЗ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Костин Ю.В. по дов. от 31.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в Уведомлении от 16.12.2020 N КУВД-001/2020-13789227, PKPVDMFC-2020-09-03-260349 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004024:3722, располагавшегося по адресу: г. Москва, Климашкина ул., д. 26, стр. 2.
Решением суда от 16.07.2021 решение Управления Росреестра по Москве, оформленное Уведомлением 16.12.2020 N КУВД-001/2020-13789227, PKPVDMFC-2020-09-03-260349, признано незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по г. Москве устранить нарушение прав и законных интересов АО "МОСГАЗ" в установленном порядке в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения: осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004024:3722, располагавшегося по адресу: г. Москва, Климашкина ул., д. 26, стр. 2 на основании заявления от 03.09.2020 N МFC-0558/2020-332047 и приложенных документов.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, АО "МОСГАЗ" принадлежало на праве собственности здание ГРП "Курбатовский" площадью 25,5 кв. м с кадастровым номером 77:01:0004024:3722, расположенное по адресу: г. Москва, Климашкина ул., д. 26, стр. 2 (далее - Здание ГРП), что подтверждается записью о государственной регистрации права от 26.07.2013 N 77-77-12/025/2013-944 (Свидетельство о государственной регистрации права N 77-АП 023205).
30.04.2015 Здание ГРП было снесено и фактически прекратило свое существование.
03.09.2020 Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр, Заинтересованное лицо) с заявлением от 03.09.2020 вх. N КУВД-001/2020-13789227 (PKPVDMFC-2020-09-03-260349) о снятии с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на Здание ГРП.
К указанным заявлениям был приложен акт обследования от 01.09.2020, подготовленный кадастровым инженером ООО "Граунд" Османовым Т.И., подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
По результатам проверки акта обследования от 01.09.2020, представленного с заявлением от 03.09.2020 N MFC-0558/2020-332047-1, Росреестром принято решение о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, о чем было направлено Уведомление от 16.09.2020 N КУВД-001/2020- 13789227.
Поскольку действия Росреестра противоречат действующему законодательству и не основаны на законе, 14.10.2020 в порядке пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в апелляционную комиссию было подано заявление об обжаловании в административном порядке Решения о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления, апелляционная комиссия вынесла решение от 28.10.2020 N 1066/2020 об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
В декабре 2020 от Росреестра поступило Уведомление от 16.12.2020 N КУВД-001/2020-13789227; PKPVDMFC-2020-09-03-260349 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004024:3722.
По мнению Управления, Заявителем не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка сноса Здания ГРП.
В состав акта обследования не включен проект на снос или демонтаж объекта капитального строительства, ордер Объединенной административно-технической инспекции города Москвы (ОАТИ), уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и о завершении сноса объекта капитального строительства (Уведомления), а также электронные образы документов, включенные в приложение к акту обследования, не соответствуют требованиям пункта 13 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (Требования).
Посчитав оспариваемый отказ необоснованным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Согласно статье 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В соответствии с пунктом 3 Требований, акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения. В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке является основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, Акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Требованиями и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.
Отказ в снятии несуществующего здания с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из системного толкования положений действующего законодательства следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства, устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов. Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой в том числе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2019 по делу N А40-305103/2018.
Кроме того, согласно письму ЦА Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18 не предусмотрена обязанность органа регистрации прав осуществлять проверку соблюдения установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости.
В состав приложения Акта обследования включены следующие документы: акт о сносе здания от 30.04.2015 N 62; талон на вывоз мусора от 2015 N14666; проект организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства от 01.01.2014 N14.029-ПОД; свидетельство о государственной регистрации права от 26.07.2013 N77-77-12/025/2013-944; справка ГБУ МосгорБТИ от 26.04.2016 N1361; письмо Управы Пресненского района г. Москвы от 27.12.2018 NУП-16-7385/8; письмо ОАТИ от 16.05.2019 N 01-18-925/9; материалы фотофиксации до осуществления сноса от 03.02.2015; материалы фотофиксации после осуществления сноса от 24.07.2020.
Согласно пункту 9 Требований перечень документов, необходимых для использования подготовки акта обследования, является открытым. В соответствии с пунктом 3 Требований допускается отсутствие в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса.
В Акт обследования не могут быть включены Уведомления о планируемом сносе и завершении сноса объекта капитального строительства (далее - Уведомления) в отношении Здания ГРП.
Согласно Акту о сносе от 30.04.2015 N 62, Здание ГРП снесено 30.04.2015, то есть до введения положения ст. ст. 55.30-55.31 ГрК РФ.
Приложение Уведомлений, подтверждающих выполнение мероприятий согласно указанных статей Градостроительного Кодекса РФ, не требуется, о чем указанно в акте обследования от 01.09.2020 в строке "Заключение кадастрового инженера".
Также в акте обследования, указаны причины неиспользования других документов, подтверждающих снос Здания ГРП, ввиду их отсутствия.
Отсутствие в Акте обследования ордера ОАТИ не препятствует проведению регистрационных действий.
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП ордер (разрешение) не дает права на проведение работ, размещение объектов благоустройства на территории города Москвы, являющихся целью проведения земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов).
То есть наличие ордера ОАТИ не подтверждает, как законность, так и факт сноса объекта капитального строительства. При этом действующее законодательство не содержит требование о включении ордера ОАТИ в состав приложения акта обследования.
В соответствии с пунктом 3 Требований ввиду отсутствия ордера ОАТИ данный документ не включен в состав приложения к акту обследования и в строке "Заключение кадастрового инженера" приведена причина его неиспользования.
Проект организации работ по сносу Здания ГРП включен в акт обследования.
При подготовке Акта обследования кадастровым инженером использовался Проект организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства от 01.01.2014 N 14.029-ПОД, о чем прямо указано в Заключении кадастрового инженера.
Включение в акт обследования проектной документации на снос или демонтаж объекта капитального строительства не требуется.
Согласно пункту 9 Требований в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке акта, в том числе реквизиты проектной документации объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства.
На месте снесенного здания установлен газорегуляторный пункт блочный (ГРПБ).
Исходя из системного толкования норм статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 ГРПБ является некапитальным объектом, представляющим собой блок контейнерного типа с размещенным внутри технологическим оборудованием, входящим в состав сети газораспределения и сети газопотребления.
Материалы фотофиксации, подтверждающие размещение ГРПБ, включены в состав приложения акта обследования.
Из изложенного следует, что снос Здания ГРП осуществлялся не в целях строительства или реконструкции других объектов капитального строительства, а в целях установки технологического оборудования, входящего в состав сети газораспределения и сети газопотребления.
В связи с этим, включение в акт обследования проектной документации на снос или демонтаж не требуется.
Электронные образы документов, приложенных к акту обследования, заверены усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также соответствуют по форме и содержанию требованиям законодательства РФ.
Условия, предъявляемые к качеству электронных образов документов, подлежащих к включению в состав приложения акта обследования, содержатся в пункте 13 Требований, согласно которому электронный образ документов должен быть выполнен в виде файлов в формате PDF, обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1, для сканирования документов должен быть использован монохромный режим с разрешением 300 dpi. Документы, подготовленные на бумажном носителе, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего акт обследования. В случае если законодательством допускается подготовка документа в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав приложения акта обследования в форме электронного документа.
Документы, входящие в состав приложения к акту обследования от 01.09.2020 полностью отвечают условиям пункта 13 Требований, поскольку оформлены в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, обеспечивают визуальную идентичность их бумажным оригиналам в масштабе 1:1 и представлены в виде монохромной копии, выполненной с разрешением 300 dpi, а также подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
При вынесении Решения об отказе Заинтересованным лицом нарушены положения собственного административного регламента.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Приказ N 278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В нарушение пункта 71 Приказа N 278 при принятии Решения об отказе Росреестр ограничился только ссылкой на статьи нормативного правовых актов, но не указал в чем именно заключалось несоблюдение требований указанного нормативного правового акта.
В этой связи, устранить претензии Росреестра, а равно проверить его действия на соответствие требованиям законности (ч. 3 ст. 189, ч. 5 ст. 200 АПК РФ), не представляется возможным.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записей об указанных нежилых зданиях способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
При этом согласно п.5 ст. 18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Обществом ответчику были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета указанных объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-41211/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41211/2021
Истец: АО "Мосгаз"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ