г. Воронеж |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А14-3626/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ботвинникова В.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области": Пиндюриной О.В., представителя по доверенности N1 от 29.03.2021, паспорт РФ (посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание));
от муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.07.2021 по делу N А14-3626/2021 по иску муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (ОГРН 1063604010007, ИНН 3604015982) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (ОГРН 1023600614476, ИНН 3604010575) о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области, истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области, ответчик) о взыскании задолженности за услуги водоотведения по государственному контракту N 84/81 от 06.05.2019 за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 309 руб. 67 коп., задолженности за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 30 238 руб. 29 коп., задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 100 459 руб., неустойки за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации по государственному контракту N 84/81 от 06.05.2019 за период с 01.02.2020 по 19.05.2021 в сумме 2 388 руб. 82 коп., неустойки за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по государственному контракту N 84/81 от 06.05.2019 за период с 01.02.2020 по 19.05.2021 в сумме 7 936 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.07.2021 исковые требования МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 131 006 руб. 96 коп. задолженности, 10 325 руб. 08 коп. неустойки, а также 5 240 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части взыскания сумм, не указанных в государственном контракте: задолженности за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в сумме 30 238 руб. 29 коп. и задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 100 459 руб., 10 325 руб. 08 коп. неустойки, а также в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от участников процесса не поступило.
Суд проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.05.2019 между МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области (государственный заказчик) заключен государственный контракт водоотведения N 84/81, по условиям которого (п. 1.1) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод государственного заказчика по адресу: г. Борисоглебск, ул. 40 лет Октября, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а государственный заказчик обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в контракте.
В силу п. 2.1 государственного контракта датой начала приема сточных вод является 01.01.2019, окончания - 31.10.2019.
Согласно п. 3.1 государственного контракта цена контракта составляет 1 416 852 руб. 17 коп. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2 государственного контракта оплата по данному контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам на водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения контракта, в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 51/24 от 13.12.2018 составляет с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 24,35 руб./м.куб., без НДС; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 24,84 руб./м.куб., без НДС.
В п. 3.3 государственного контракта указано, что расчетный период, установленный контрактом, равен 1 календарному месяцу. Оплата оказанных услуг по водоотведению производится государственным заказчиком в рублях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 10 рабочих дней с момента подписания сторонами универсального передаточного документа на основании выставленного организацией водопроводно-канализационного хозяйства счета. Датой оплаты является дата списания денежных средств со счета государственного заказчика.
Пунктом 3.5 государственного контракта предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением государственным заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании п. 8.3 государственного контракта контроль за соблюдением государственным заказчиком установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод государственного заказчика.
В соответствии с п. 15.3 государственного контракта, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств по оплате контракта, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от государственного заказчика уплаты неустойки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей на дату уплаты пеней от не уплаченной в срок суммы.
В п. 17.1 государственного контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в период с 01.01.2019, и действует по 31.10.2019 включительно, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Сторонами согласованы акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложение N 1), расчет стоимости услуг по водоотведению (Приложение N 2а), режим приема сточных вод (Приложение N 3), сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и местах отбора проб сточных вод (Приложение N 4), сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для государственного заказчика (Приложение N 5), сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для государственного заказчика (Приложение N 6) к вышеуказанному государственному контракту.
В рамках исполнения обязательств по государственному контракту истцом произведен отбор проб из контрольного канализационного колодца, определенного в Приложении N 4 к государственному контракту. О проведении контрольного отбора проб ответчик был извещен телефонограммой в 10-00 часов 23.10.2019. По результатам отбора составлен акт N 44 от 23.10.2019.
Отобранные пробы опечатаны пломбами и приняты для анализа в лабораторию истца. Правом на параллельный отбор проб ответчик не воспользовался.
По результатам лабораторных исследований доставленных проб сточной воды в сточных водах ответчика выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644), соответствующие результаты внесены организацией водопроводно-канализационного хозяйства в лабораторный журнал, выписка из которого была направлена в установленный срок в адрес абонента.
Истец произвел расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации за 4 квартал 2019 года в размере 30 238 руб. 29 коп. (универсальный передаточный документ (счет-фактура) N 3288 от 28.12.2019) и расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года в размере 100 459 руб. 00 коп. (универсальные передаточные документы (счета-фактуры) N 2905 от 30.11.2019, N 2906 от 30.11.2019, N 3289 от 28.12.2019).
Кроме того, в рамках государственного контракта истцом оказаны услуги по приему сточных вод в период с 01.11.2019 по 31.12.2019 стоимостью 290 903 руб., что подтверждается универсальными передаточными документами (счетами-фактурами) N 2904 от 30.11.2019, N 3165 от 25.12.2019).
Согласно расчету истца общая сумма задолженности по оплате оказанных услуг по водоотведению в рассматриваемый период с учетом частичной оплаты услуг по приему сточных вод составила 131 006 руб. 96 коп.
Ссылаясь на уклонение ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области от оплаты за услуги водоотведения, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в полном объеме, начислив неустойку в соответствии с п. 15.3 государственного контракта за период с 01.02.2020 по 19.05.2021, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятых уточнений).
Разрешая настоящий спор по существу, руководствуясь ст.ст. 779, 781, 539 ГК РФ, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), принимая во внимание условия государственного контракта водоотведения N 84/81 от 06.05.2019, установив факт наличия у ответчика задолженности за услуги водоотведения в размере 309 руб. 67 коп., которая подтверждена бухгалтерскими данными государственного заказчика по дополнительному бюджетному финансированию, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за услуги водоотведения по государственному контракту за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 309 руб. 67 коп.
В указанной части решение суда заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области не согласно с решением суда первой инстанции в части взыскания с ответчика задолженности за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в сумме 30 238 руб. 29 коп., задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 100 459 руб., неустойки в сумме 10 325 руб. 08 коп., а также в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 10 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В соответствии с пп. "ж" п. 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
На основании п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Правил N 644.
В п. 114 Правил N 644 указано, что организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "б" п. 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено п. 36 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, действовавшим до 01.07.2020, определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, было отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые также возложено установление мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением администрации Воронежской области от 19.05.2004 N 477 был утвержден временный порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Воронежской области, которым предусмотрен механизм взимания платы предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с превышением нормативов водоотведения и допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области N 1506 от 17.07.2006 установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений, содержащихся в сточных водах, направляемых в городскую канализацию.
За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (за превышение максимально допустимых концентраций (МДК) начисление производится на основании Раздела VII Правил N 644, в котором установлено, что, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п.п. 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов в рассматриваемый период осуществлялось в порядке, предусмотренном действовавшими Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Типовая форма акта отбора проб сточных вод установлена в приложении N 2 Правил N 525. Указанный акт подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, в Российской Федерации с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст".
В соответствии с п. 3.8 ГОСТа все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Согласно п.п. 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцах. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
В соответствии с п. 32 Правил N 525 емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории возложена на организацию, осуществляющую водоотведение, или абонента, осуществляющего их транспортировку.
В данном случае истцом соблюден порядок отбора проб сточных вод из контрольного канализационного колодца абонента, что ответчиком не оспаривается.
Доказательств, опровергающих достоверность результатов исследования проб сточных вод, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Произведенный МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации обоснованно признан судом области методологически и арифметически верным. Контррасчет ответчик не представил.
Довод ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области о том, что истец не вправе требовать оплату в размере, превышающем сумму обязательств по государственному контракту, в том числе плату за загрязнение и негативное воздействие, правильно отклонен судом первой инстанции как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства и противоречащий материалам дела.
Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая не заменяет платы за превышение допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах. Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является не штрафной санкцией, начисленной за ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, а самостоятельным обязательством, которое абонент должен выполнять в силу закона.
Кроме того, пунктом 3.5 государственного контракта прямо предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением государственным заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Довод ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области о том, что истец фактически включил в сумму задолженности расчетный период (октябрь 2019 года), выходящий за рамки периода, за который предъявлены исковые требования (с 01.11.2019 по 31.12.2019), верно отклонен судом первой инстанции, поскольку некорректное указание истцом периода взыскания не влияет на наличие задолженности, доказательств оплаты которой ответчиком в материалы дела не представлено. При этом арбитражным судом области учтено, что в рамках дела N А14-2993/2020 по аналогичному спору между теми же сторонами за предшествующий период счет-фактура N 2905 от 30.11.2019 на сумму 30 636 руб. за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за октябрь 2019 года и счет-фактура N 3288 от 28.12.2019 на сумму 30 238 руб. 29 коп. за сброс загрязняющих веществ за 4 квартал 2019 года истцом к взысканию не предъявлялась.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об оплате ответчиком задолженности за оказанные услуги по приему сточных вод за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в сумме 100 459 руб. и за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации в сумме 30 238 руб. 29 коп., суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца указанные суммы долга.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты истцом начислена неустойка в соответствии с п. 15.3 государственного контракта в сумме 2 388 руб. 82 коп. за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации за период просрочки с 01.02.2020 по 19.05.2021 и в сумме 7 936 руб. 26 коп. за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения за период просрочки с 01.02.2020 по 19.05.2021.
В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 15.3 государственного контракта предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств по оплате контракта, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от государственного заказчика уплаты неустойки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей на дату уплаты пеней от не уплаченной в срок суммы.
Проверив представленный МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области расчет неустойки, суд первой инстанции верно указал на то обстоятельство, что истец неправильно определил дату начала течения просрочки оплаты долга (исходя из положений п. 3.3 государственного контракта), а также неверно применил ключевую ставку (вместо ставки 5,5%, действующей на дату принятия судебного акта, истцом при расчете неустойки применена ключевая ставка 5%).
Однако, учитывая, что договор водоотведения в силу ч. 3 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является публичным и его существенные условия, к которым относится и размер ответственности за нарушение обязательств (п. 9 ч. 5 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), установлен законом, суд области пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае размер пени подлежит определению в соответствии с положениями нормативных актов, действующих на момент совершения нарушения.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 30 Правил N 644 предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В силу п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если размер неустойки установлен законом, то в силу п. 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
Руководствуясь положениями ч. 6.2 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 30 Правил N 644, п. 2 ст. 332 ГК РФ, установив, что неправильное определение истцом периода просрочки и ключевой ставки не привело к начислению излишней суммы неустойки, учитывая то обстоятельство, что истец применил меньшую процентную ставку, чем предусмотрено законом, принимая во внимание непредставление ответчиком контррасчета, суд области правильно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку за просрочку оплаты в заявленном размере - 10 325 руб. 08 коп. (2 388 руб. 82 коп. + 7 936 руб. 26 коп.).
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области ходатайствовало о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 333 ГК РФ, разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неустойка в размере 10 325 руб. 08 коп., не превышающем 7,88% от размера основного долга (131 006 руб. 96 коп.), соразмерна последствиям нарушения обязательства по оплате, в связи с чем оснований для применения ст. 333 ГК РФ не имеется.
Ссылки ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области на наличие "смягчающих обстоятельств" (нахождение ответчика на бюджетном финансировании, тяжелое финансовое положение, наличие задолженности перед контрагентами), верно отклонены судом области как необоснованные с учетом положений ст. 401 ГК РФ и п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие у ответчика бюджетных средств в достаточном для исполнения своих обязательств объеме, равно как и недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения в нарушении денежного обязательства и не может служить основанием для снижения неустойки.
В силу диспозиции ст. 333 ГК РФ основанием для применения этой нормы может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Между тем, доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства по оплате, свидетельствующих о возможности применения ст. 333 ГК РФ, ответчиком не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доказательств того, что ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, в материалах дела не имеется.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области в полном объеме.
Принимая во внимание, что истец при подаче иска оплатил государственную пошлину в размере 5 240 руб., которая в силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абз. 4 п. 21 Постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", является его судебными издержками, подлежащими возмещению ответчиком в составе судебных расходов по правилам ст. 110 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 240 руб.
При этом арбитражный суд области обоснованно исходил из того, что по смыслу действующего законодательства на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области подлежат отнесению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины, от процессуальной обязанности по возмещению которых ответчик не освобожден. В этой связи довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области освобождено от уплаты государственной пошлины со ссылкой на ст. 333.37 НК РФ, подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области о необоснованности требований истца о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец предъявил дополнительное требование по неустойке, которое в первоначальном иске не заявлял, в связи с чем суду следовало отказать в удовлетворении иска в части неустойки, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку принятие и рассмотрение судом первой инстанции требования о взыскании неустойки не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее в обжалуемой части требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.07.2021 по делу N А14-3626/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3626/2021
Истец: МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области
Ответчик: ФКУ "ИК N9 УФСИН России по Воронежской области"