г. Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А41-51473/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2021 по делу N А41-51473/19 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области о признании, и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" о взыскании,
при участии в заседании:
от ООО "Мир Звуков" - Кириленко Д.А. удостоверение адвоката; Дымнич И.В. по доверенности от 01.12.2020, по решению N 1 от 12.05.2015;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области о признании - Бурмистрова Т.А. по доверенности от 03.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" (далее - ООО "Мир Звуков", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС МО, фонд) о признании недействительным требования от 19.04.2019 N 09-03-07/3566 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 77 099 986, 47 руб. (пункт 1); в части требования перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в размере 7 709 998, 65 руб. (пункт 2); в части направления в адрес ТФОМС МО плана мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения; признании незаконными и отмене результатов проведенной внеплановой проверки на основании приказа ТФОМС МО N 111 "О проведении внеплановой комплексной проверки в ООО "Мир Звуков" от 05.03.2019, приказа N 124 от 14.03.2019 "О внесении изменений в приказ ТФОМС МО N 111 "О проведении внеплановой комплексной проверки в ООО "Мир Звуков", оформленных актом внеплановой комплексной проверки использования средств ОМС в ООО "Мир Звуков" от 29.03.2019.
Определением суда от 22.10.2019 принято встречное заявление ТФОМС МО о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 77 099 986, 47 руб., штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 7 709 998, 65 руб.; пеней за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, за период с 25.05.2019 по 20.09.2019 в сумме 2 266 097, 10 руб. с их последующим начислением с 21.09.2019 по день фактической уплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020, требования заявителя удовлетворены, в удовлетворении встречного заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2020 решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя вышеуказанные судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции указал, что письмо Службы экономической безопасности Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области о проведении внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ООО "Мир Звуков" в силу абзаца третьего пункта 5 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и полномочий Службы экономической безопасности ФСБ России являлось законным основанием для проведения фондом соответствующей проверки.
Суд кассационной инстанции также указал, что при рассмотрении данного спора судами не исследовались обстоятельства нецелевого использования обществом средств обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2021 по делу N А41-51473/19 первоначальное и встречное заявления удовлетворены частично, признано незаконными требование от 19.04.2019 N 09-03-07/3566 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 69 826 326, 62 руб., в части требования перечислить штраф в размере 6 982 632, 66 руб., в части направления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений в указанной части в течение 10 рабочих дней со дня получения, а также результаты проведенной внеплановой проверки на основании приказа от 05.03.2019, приказа N 124 от 14.03.2019, оформленные актом внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Мир Звуков" от 29.03.2019 в указанной части; взыскано с ООО "Мир Звуков" в пользу ТФОМС МО средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 7 273 659, 85 руб., штраф в размере 727 365, 99 руб., пени с 25.05.2019 по день фактической уплаты.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении первоначального заявления, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального заявления и об отказе в удовлетворении встречного иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении встречного заявления, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска и об отказе в удовлетворении первоначального заявления в полном объеме.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы, возражали против доводов апелляционной жалобы фонда.
Представитель фонда в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы, возражал против доводов апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Кроме того, к апелляционной жалобе общества приложены новые доказательства.
В силу ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Между тем, заявителем апелляционной жалобы не учтено, что в соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Судебная коллегия не усматривает наличия уважительных причин непредставления новых доказательств в суде первой инстанции, и, следовательно, не имеется оснований для принятия их судом апелляционной инстанции.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв на апелляционную жалобу общества, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ТФОМС МО на основании приказа директора от 05.03.2019 N 111 "О проведении внеплановой комплексной проверки в ООО "Мир звуков" с учетом приказа от 14.03.2019 N 124 "О внесении изменений в приказ ТФОМС МО от 05.03.2019 N 111 "О проведении внеплановой комплексной проверки в ООО "Мир звуков" проведена внеплановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в обществе с ограниченной ответственностью "Мир звуков", по результатам которой составлен акт от 29.03.2019.
Основанием для вынесения акта послужил вывод комиссии о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в размере 77 099 986, 47 руб.
На основании акта внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Мир звуков" от 29.03.2019 ТФОМС МО 19.04.2019 вынесено требование N 09-03-07/3565 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе внеплановой комплексной проверки с 11.03.2019 по 29.03.2019 в ООО "Мир звуков".
В соответствии с указанным требованием заявителю предложено восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в общей сумме 77 099 986, 47 руб., перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в размере 7 709 998, 65 руб. и направить в адрес ТФОМС МО план мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 17.1 пункта 17 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, (далее - Положение о контроле) проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по ОМС, в том числе проверяется наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 17.2 Положения о контроле проверяется правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.). При проверке отражаются случаи расходования средств ОМС на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы ОМС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Таким образом, средства ОМС обеспечивают расходы на оказанную медицинскую помощь.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правильно применив нормы права, обоснованно исходил из следующего.
На основании пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, действовавшими в спорный период (далее - Правила ОМС).
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил ОМС).
На основании пункта 158.4 Правил ОМС затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся организации имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам на оплату медицинской помощи (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Комиссией по разработке Московской областной программы ОМС для ООО "Мир звуков" объемы медицинской помощи по профилю "онкология" не установлены, ввиду отсутствия у медицинской организации соответствующей лицензии.
Врач-онколог Печетов А.А. участие в оказании медицинской помощи по ОМС не принимал. Вместе с тем, 20 311, 07 руб. - расходы на оплату труда врачу-онкологу Печетову А.А. за декабрь 2017 года при отсутствии лицензии по данному профилю и по фактическому адресу оказания медицинской помощи.
Поскольку средства ОМС обеспечивают расходы на оказанную медицинскую помощь, а соответствующая медицинская помощи не оказывалась, и, следовательно, не требовала компенсации произведенных медицинской организацией расходов; и средства ОМС на оплату медицинской помощи по данному профилю в медицинскую организацию не поступали, расходы на заработную плату врачу-онкологу не могли быть произведены за счет средств ОМС.
ООО "Мир Звуков" в протоколе разногласий к акту проверки, равно как и в апелляционной жалобе обосновывает правомерность выплаты заработной платы данному сотруднику тем, что имело намерение получить лицензию на медицинскую деятельность по профилю "онкология".
Однако в соответствии с абзацем третьим пункта 7 раздела "Формирование территориальной программы государственных гарантий" письма Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" расходы инвестиционного характера не входят в средний подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утв. постановлением Правительства Российской Федерацией от 19.12.2016 N 1403.
Поскольку расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера, их осуществление не может быть произведено за счет средств ОМС.
Таким образом, сумма 20 311, 07 руб. является нецелевым использованием средств.
Далее 485.300 руб. 41 коп. - расходы на оплату труда врачам-эндокринологам Неткачевой И.В и Рафеевой О.С. за 2016, 2017 годы при отсутствии установленных объемов представления медицинской помощи за счет средств ОМС по профилю "эндокринология".
Комиссией по разработке Московской областной программы ОМС для ООО "Мир звуков" объемы медицинской помощи по профилю "эндокринология" не установлены. В уведомлении, которое подала медицинская организация в ТФОМС МО на основании части 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, медицинская организация этот профиль не заявляла.
В доказательство того, что медицинской организации не выделены объемы предоставления медицинской помощи по профилю эндокринология, ТФОМС МО в материалы дела представлена справка, подписанная секретарем Комиссии по разработке Московской областной программы ОМС, и приложения к строке 14 Уведомления об осуществлении деятельности в сфере ОМС от 12.07.2017.
При этом во время выездной проверки ТФОМС МО установлено, что врачи-эндокринологи ведут только платный прием.
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил ОМС).
Врачи-эндокринологи ООО "Мир Звуков" участие в оказание медицинской помощи по Московской областной программе ОМС не принимали.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на карты ж9/16, ж10/16, ж11/16, ж95/16, ж182/16, не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу п. 30 Правил N 1006 сведения о медицинских услугах, оказанных на платной основе, точно также как услуги, оказанные по ОМС, заносятся в медицинскую документацию в связи с чем, записи в представленных медицинских картах не подтверждают, что пациентам услуги были оказаны на бесплатной основе.
При этом лицензия на осуществление работ и услуг по эндокринологии в условиях дневного стационара у ООО "Мир звуков" в указанный период отсутствовала.
Кроме того, средства ОМС на оплату медицинской помощи по данному профилю в медицинскую организацию не поступали.
Таким образом, сумма 485 300, 41 руб. является нецелевым использованием средств
Далее 118 048, 37 руб. - расходы на компенсационные выплаты работникам за использование личного автотранспорта для служебных целей в отсутствие подтверждающих документом.
В соответствии с пунктом 17.2 Положения о контроле при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется, в том числе, правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам ОМС, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств ОМС), а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств ОМС, обеспечение сохранности денежных средств.
При проверке ТФОМС МО установлено, что компенсация работникам за горюче-смазочные материалы при использовании личного транспорта работников для служебных целей производилась при отсутствии подтверждающих документов - чеков автомобильных заправочных станций с указанием марки топлива, предназначенной для автотранспорта, указанного в пункте 1.1 договоров, заключенных с работниками ООО "Мир Звуков" об использовании личного автомобиля в служебных целях.
Кроме того, в нарушении пунктов 5.1 раздела 5 договоров, заключенных с сотрудниками, вместо оплаты за вид топлива, указанный в договоре (бензин, дизельное топливо, газодизельное топливо), производилась оплата за другой вид топлива.
Представленные комиссии кассовые чеки (сроком давности 3 года), были полностью нечитаемые и выцветшие.
Таким образом, медицинской организацией не представлены документы, подтверждающие произведенные за счет средств ОМС расходы.
Согласно частям 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Формой N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования", утвержденной приказом ФОМС от 12.05.2012 N 105, предусмотрено, что суммы нецелевого использования средств включает в себя, в том числе, расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.
Таким образом, сумма 118 048, 37 руб. является нецелевым использованием средств
Далее 488 175, 70 руб. 70 коп. - расходы на содержание имущества (г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 3Б), в котором медицинская деятельность по ОМС не осуществлялась: 480 000 руб. - расходы на аренду помещения по договору с ООО "Фирма "Алена" от 01.11.2015 N 01/05/2010; 8 175, 70 руб. - расходы на оплату коммунальных услуг в рамках договора N 01/05/2010.
Согласно договору N 01/05/2010 помещение площадью 17 кв. м, расположенное по адресу: г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. ЗБ, передано ООО "Мир Звуков" для медицинской деятельности.
ООО "Мир Звуков" имеет лицензию по данному адресу на осуществление медицинской деятельности по профилю "Сурдология-оториноларингология".
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил ОМС).
Согласно пункту 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе: затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) и затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Согласно пункту 158.7 Правил ОМС затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги) движимого и недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, в спорном помещении размещался руководитель заявителя (административно-управленческий персонал), площадь помещения 17 кв. м, где не могла одновременно с руководством осуществляться продажа изделий медицинского назначения. Доказательств об обратном заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, вопреки доводам фонда, сумма 488 175, 70 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 4 106 500, 60 руб. - расходы до 20.09.2016 на содержание имущества - помещение, расположенное по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 9, а именно: 3 402 334 руб. - на аренду помещения по договору аренды от 23.11.2015 N 01/15-А; 21 492 руб. (10 272 + 11 220) - на регулировку и замену неработающей оконной фурнитуры по договору от 18.04.2016 N 23; 226 674, 60 руб. (73 274 + 153 400, 60) - на поставку офисных перегородок по договору от 25.03.2016 N 10038-3; 456 000 руб. на оказание охранных услуг по договору от 05.12.2015 N 1-2015/6.
Согласно пункту 1.1. Договора аренды N 01/15-А предметом настоящего договора является предоставление ООО "УК "Универсальные инвестиции" ООО "Мир Звуков" во временное владение и пользование здания и земельного участка под ним, расположенных по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 9.
Согласно пункту 1.2. Договора аренды N 01/15-А объект будет использоваться ООО "Мир Звуков" для расположения медицинского центра и осуществления коммерческой деятельности в соответствии с уставом медицинской организации.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности в рамках ОМС по данному адресу действует с 20.09.2016. До 20.09.2016 лицензия отсутствовала, что не отрицается обществом.
Как указано ранее, вопреки доводам общества, расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера, их осуществление не может быть произведено за счет средств ОМС.
Согласно пункту 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе: затраты на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
До 20.09.2016 помещения по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 9, не являлись объектом, эксплуатируемым в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), их содержание к обязательствам системы ОМС не относятся.
Таким образом, 4 106 500, 60 руб. является нецелевым использованием средств.
Далее 468.000 руб. (306.000 + 162.000) - расходы по договору аренды недвижимого имущества от 01.06.2015 N б/н.
Согласно пункту 1.1 Договора аренды N б/н Левченко Л.Н. обязуется передать ООО "Мир Звуков" за плату во временное владение и пользование 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: Московская обл., Рузский р-н, сп Старорузское, д. Старая Руза, ул. Дом творчества ВТО, д. 5, кв. 5, общей площадью 49,8 кв. м.
Из материалов дела следует, что аренда жилого помещения производилась для проживания сотрудников ООО "Мир Звуков" в 2016, 2017 г.г.
Как было указано выше, а соответствии с пунктом 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе: затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, расходы по найму жилого помещения и выделения служебного жилья медицинским работникам не включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Законодательством об обязательном медицинском страховании не предусмотрено предоставление полной или частичной компенсации арендной платы по найму жилого помещения и выделения служебного жилья для медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования.
Соответствующие разъяснения даны в письме ФОМС от 17.05.2016 N 3904/21-1/1996.
Ссылка общества на то, что данное письмо не может применяться на период, предшествовавший данному разъяснению, несостоятельна, поскольку данное письмо не создавало новую норму права, а дало разъяснения по Правилам ОМС, редакция которых в данной части не изменилась.
Таким образом, 468 000 руб. является нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 450 600 руб. - расходы, произведенные ООО "Мир Звуков", для оказания услуг по озонотерапии, а именно: 260 000 руб. - за аренду аппарата озонотерапии "Медозонс-Систем" по договору аренды движимого имущества от 01.09.2017 N 0109; 26 000 руб. - на обучение работника ООО "Мир Звуков" по программе "Основы озонотерапии" по договорам о повышении квалификации специалиста с медицинским образованием на платной основе от 31.07.2017 N 70, от 13.10.2017 N 101; 164.600 руб. - на приобретение расходных материалов, инструментов и оборудования для оказания услуг по озонотерапии по договору поставки от 12.05.2016 N 1/05.
На основании пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация в протоколе разногласий к Акту проверки обосновывает расходы тем, что "озонотерапия" содержится в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н. Номенклатура содержит все виды медицинских услуг, финансируемых из различных источников.
Согласно части 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ, абзацем 1 раздела VIII Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2015 N 1294/49, абзацем 1 раздела VIII Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 N 982/47, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
На основании пункта 2 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Медицинская помощь оказывается ООО "Мир Звуков" в соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации, утвержденным приказом Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено в связи с чем, расходы, произведенные ООО "Мир Звуков" для оказания услуг по озонотерапии, относятся к средствам за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, 450 600 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 120.000 руб. за 2017 г. - расходы на аренду комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби" с регистратором ИН-ЗЗМ в количестве 1 шт. и комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби" с регистратором МД-01-М в количестве 1 шт. по договору аренды движимого имущества от 01.11.2017 N ОНО.
ТФОМС МО, в ходе проверки, установлено, что в филиале ООО "Мир Звуков", расположенному по адресу: г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 9, производится оказание платных услуг, в том числе по профилю медицинская реабилитация. Кабинетов для оказания услуг по ОМС не выделено.
Для подтверждения оказания медицинской помощи с использованием комплексов суточного мониторирования в рамках Московской областной программы ОМС, медицинские карты пациентов, получающих медицинскую услуг по полису ОМС, представлены медицинской организацией не были.
Представленные в ходе судебного разбирательства на обозрение суда медицинские карты не имеют записей об использовании медицинской организацией комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби" с регистратором ИН-ЗЗМ и комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби" с регистратором МД-01-М.
Расходы в сумме 120 000 руб. за 2017 г., направленные на аренду имущества, которое не участвует в оказание медицинской помощи по ОМС, являются нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 7 916 430 руб. - расходы на оказание рекламных услуг, а именно:2 400 000 руб. - на аренду рекламного места для распространения наружной рекламы на стационарных рекламных конструкциях по договорам от 01.07.2017 N ССД2/82/2017, от 02.10.2017 N ССД2/83/2017; 15.900 руб. - на выполнение работ по оформлению проектной документации на размещение рекламной конструкции по договору от 04.07.2017 N 082/07-2017; 290.000 руб. - на поставку рекламной продукции по договору от 22.10.2014 N 22/10-2014; 1.950.000 руб. - на аренду рекламного места для распространения наружной рекламы на стационарных рекламных конструкциях по договору от 01.07.2106 N 58/2016; 710.530 руб. - на аренду рекламного места для распространения наружной рекламы на стационарных рекламных конструкциях по договору от 01.08.2016 N 64-ОМ; 2.550.000 руб. - на аренду рекламного места для распространения наружной рекламы на стационарных рекламных конструкциях по договору от 03.07.2016 N 16/07.
Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил ОМС).
Однако опосредовано такие затраты должны быть связаны с обязательствами по оказанию медицинской помощи в системе ОМС.
Пункты 158.1, 158.3 Правил ОМС содержат перечень затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и перечень затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
ТФОМС МО считает, что в указанных перечнях отсутствуют затраты на аренду рекламного места для распространения наружной рекламы, расходы на разработку рекламного дизайн проекта, что к затратам на общехозяйственные нужды данные затраты не относятся.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
Пунктами 6 и 7 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ на медицинскую организацию возложены обязанности: размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Для обеспечения информированности каждого застрахованного лица о правах в сфере здравоохранения и ОМС возможно применение методов рекламной информации, в целях привлечения внимания к организации и ее деятельности, к тем работам, услугам, которые она производит и (или) оказывает, в том числе и по ОМС.
Из макета представленного баннера следует, что медицинская организация "Мир Звуков" информирует население об оказании медицинских услуг по полисам ОМС, о предоставлении бесплатной медицинской помощи.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что согласно пункту 158.3 Правил ОМС в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, рекламные услуги следует относить к прочим затратам на общехозяйственные нужды.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Таким образом, 7916430 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС
Далее 18.930.000 руб. - расходы на оказание охранных услуг на объекте по адресу: Московская обл., Рузский р-н, п. Старая Руза, Санаторий "Дорохово", а именно: 16.430.000 руб. - по договору от 01.04.2016 N 1-2015/16; 2.500.000 руб. - по договору от 24.11.2017 N 1/11-17.
В результате проверки ТФОМС МО установлено, что в Договоре N 1-2015/16 и Договоре N 1/11-17 не определены посты охраны по арендуемым площадям, нет списка охранников и распределения их по сменам.
При проверке комиссией посты охраны в арендованных помещениях ООО "Мир Звуков" в количестве 10 или 12 постов не обнаружены. На имеющихся постах охраны в количестве 3 постов, находятся сотрудники, работающие в санатории Дорохово.
ООО "Мир Звуков" в протоколе разногласий к Акту проверки указывает: "В соответствии с договором аренды с ООО "ЛПГУ "Санаторий Дорохово" N 6 от 09.01.2015 ООО "Мир Звуков" арендовало корпусы N 5 и N 6 здание грязелечебницы и лечебного корпуса, т.е. местом исполнения услуг по договору охраны являются объекты аренды по указанному договору".
Согласно договору аренды помещений с ООО "Санаторий Дорохово" от 09.01.2015 N 6 арендуются: нежилые помещения площадью 2.169,9 кв. м (не круглосуточно); помещения грязелечебницы площадью 2.655,26 кв. м (не круглосуточно); помещения в спальном корпусе N 5 площадью 2.491,9 кв. м (круглосуточно); помещения в спальном корпусе N 6 площадью 1.164,3 кв. м (круглосуточно).
В приложении N 3 к Акту - Акте осмотра помещения КЦВМИР Дорохово от 19.03.2019 указано "При осмотре территории санатория Дорохово ООО "Мир Звуков" установлено наличие 3-х охранных постов. 1-й пост (центральный, с 2 сотрудниками санатория Дорохово) расположен у въезда в санаторий Дорохово. 2-й пост - непосредственно перед въездом в ООО "Мир Звуков" (1 сотрудник, работающий в санатории Дорохово). 3-й пост охраны расположен у гаража (технический пост с 1 сотрудником санатория Дорохово). Со слов заведующего филиалом в 2016 году в корпусе N 5 работал охранник в круглосуточном режиме (на 2 корпуса - N 5 и N 6). В настоящее время сотрудников охраны в корпусе N 5 нет".
Арбитражный суд не может согласиться с доводами ТФОМС МО.
Доказательства реального выполнения Договора N 1-2015/16 и Договора N 1/11-17 ООО "Мир Звуков" были представлены в ТФОМС МО на проверку, а именно акты выполненных работ, а также докладные записки (заявки) об увеличении постов охраны объектов, в связи с отсутствием пропускного режима в спальные корпуса, а также в связи с большим количеством бродячих животных, которые являются опасностью нападения на людей и нанесение им укусов.
На территории санатория "Дорохово" находится стационарное отделение филиала КЦВМИР "Дорохово", в котором оказываются медицинские услуги, в том числе и по договорам ОМС. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Следовательно, согласно пункту 158.3 Правил ОМС в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, охранные услуги следует относить к прочим затратам на общехозяйственные нужды.
Таким образом, сумма 18 930 000 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 1.955.500 руб. - расходы на оказание юридических услуг (за 2016 г. - 1.575.500 руб., за 2017 г. - 380.000 руб.) по договорам от 22.06.2016 N 22-06/2016; от 24.10.2016 N 24-10/2016, от 09.02.2017 N 09-02/2017Н.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил ОМС).
Однако опосредовано такие затраты должны быть связаны с обязательствами по оказанию медицинской помощи в системе ОМС.
Как указывает ТФОМС МО, в штате ООО "Мир Звуков" имеется юрисконсульт. Расходы на его заработную плату входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС.
Отчеты об оказанных юридических услугах по договорам с Вавилиной Н.Н. ООО "Мир Звуков" не представлено. Кроме того, на момент проведения проверки также не представлены акты оказанных услуг по указанным договорам, что зафиксировано в акте проверки и ответе ТФОМС МО на возражения к акту проверки.
ООО "Мир Звуков" указывает, что в должностные обязанности штатного юриста не входят консультационные услуги и представление интересов в связи с рассмотрением судебных споров, медицинская организация была вынуждена обратиться за помощью к сторонним юристам, в данном случае в коллегию адвокатов г. Москвы "Дельфи" за получением квалифицированной юридической помощи по судебным спорам в рамках ОМС. В частности адвокатом коллегии адвокатов г. Москвы "Дельфи" осуществлялось юридическое сопровождение и судебное представительство по спорам о признании недействительным/незаконным действий органов публичной власти в связи с осуществлением деятельности в рамках ОМС, а также представительство по иску к СМО Макс-М о взыскании денежных средств в соответствии с условиями договора об оплате оказанных в рамках ОМС медицинских услуг застрахованным лицам".
Однако, согласно картотеке арбитражных дел, в 2016 г. у ООО "Мир Звуков" судебные дела отсутствуют. В 2017 г. юридическое сопровождение и судебное представительство по спору о признании решений и действий (бездействий) незаконными (дело N А41-12312/17) было прекращено по ходатайству об отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу; по иску ООО "Мир Звуков" к СМО "МАКС-М" (дело N А41-89615/17) о взыскании денежных средств, в соответствии с условиями договора об оплате оказанных в рамках ОМС медицинских услуг застрахованным лицам, представительство обеспечивал штатный юрист ООО "Мир Звуков", о чем отражено в судебном акте.
Таким образом, 1.955.500 руб. является нецелевым использованием средств ОМС.
Далее 13.807.185 руб. - денежные средства, перечисленные ООО "Мир Звуков", за фактически не оказанные услуги по договору от 09.01.2015 N 6.
Согласно предмету договора (пункты 1.1 и 1.2) ООО "ЛПУ Санаторий "Дорохово" обязуется оказать ООО "Мир Звуков" услуги, предоставить материалы и оборудование для оказания медицинских услуг, а также оказать услуги по своему профилю. Медицинские услуги предоставляются в полном объеме, в соответствии со стандартом и порядком оказания медицинской помощи.
ООО "Мир Звуков" оплачивает услуги в размерах 1.110 руб. за проведенный пациентом койко/день (пункты 2.2.1, 3.1 договора).
В 2016 году стоимость оплаты услуг с января 2016 года по декабрь 2016 года выше расчетной стоимости на сумму 1.147.725 руб., согласно платежным поручениям.
В 2017 году стоимость оплаты услуг с января 2017 года по декабрь 2017 года выше расчетной стоимости на сумму 8.137.800 руб., согласно платежным поручениям.
В форме 14-Ф за 2017 год необоснованно увеличен кассовый расход по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" на сумму 4.521.660 руб. (по платежным поручениям - 63.168.600 руб., по оборотно-сальдовой ведомости по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" к форме 14-Ф за 2017 год - 67.690.260 руб.).
Из указанных обстоятельств ТФОМС МО пришел к выводу о том, что ООО "Мир Звуков" оплачено койко-дней больше, чем фактически проведено пациентами.
Указанную разницу ООО "Мир Звуков" объясняет тем, что разница между фактическим количеством койко-дней и количеством койко-дней, рассчитанных исходя из условий договора N 6 от 09.01.2015 обусловлена прибытиями пациентов с опозданием от планируемой госпитализации.
Вместе с тем, ООО "ЛПУ "Санаторий "Дорохово" выставляет счета на оплату с учетом брони (поскольку несет расходы на питание, подготовку постельного белья, персонала и т.д.).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - это исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Средства ОМС обеспечивают расходы на оказанную медицинскую помощь. Согласно пункту 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, описанные в заявлении обстоятельства (опоздание пациента) хоть и являются рисками медицинской организации, однако являются расходами организации по подготовке помещений для приема пациентов, в том числе подготовка белья и питания.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ТФОМС МО неправомерно день поступления и день выписки пациента определяется как один день, поскольку согласно представленным медицинским картам врачами производился прием пациентов в день поступления, а также производились процедуры и в день выписки пациентов.
В этой связи, 13807185 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС
Далее 18.800.000 руб. - расходы по договору лизинга от 06.10.2015 N 3 и договору лизинга от 01.04.2016 N 1/04.
По мнению ТФОМС МО, договор лизинга от 06.10.2015 N 3 и договор лизинга от 01.04.2016 N 1/04 являются притворными сделками, поскольку фактически ООО "Мир Звуков" заключило договоры купли-продажи.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами.
В соответствии с частью 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
В соответствии со статьей 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Согласно части 1 ст. 624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
В соответствии с условиями заключенных ООО "Мир Звуков" договоров лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после уплаты всех лизинговых платежей (без указания выкупной цены в договоре лизинга).
На 01.01.2019 все лизинговые платежи завершены, согласно Договорам лизинга и актам приема-передачи оборудование является собственностью организации и учитывается как основные средства стоимостью свыше 100.000 руб.
При этом несостоятельны доводы ТФОМС МО со ссылками на письмо Минфина России от 09.11.2005 N 03-03-04/1/348, поскольку указанное письмо Минфина России содержит разъяснения для целей расчета налога на прибыль, а не применительно к целевому или нецелевому расходованию средств бюджета ОМС.
В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь).
В этой связи, 18.800.000 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
14. 9 433 935, 32 руб. - расходы на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ПЖНВЛП).
На основании пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 80, частью 15 статьи 37 Закона N 326-ФЗ, разделом VIII Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год, разделом VIII Московской областной программы на 2017 год при оказании в рамках Московской областной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пункт 5 Приложения N 15 к Тарифному соглашению по реализации Московской областной программы ОМС на 2016 год от 31.12.2015 (далее - Тарифное соглашение на 2016 год) и пункт 5 Приложения N 18 к Тарифному соглашению по реализации Московской областной программы ОМС на 2017 год от 27.12.2016 (далее - Тарифное соглашение на 2017 год) также устанавливают, что расходы на лекарственные препараты, не входящие в стандарт медицинской помощи (схему ведения пациента), осуществляются при оказании медицинской помощи в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации, зафиксированным в медицинской документации.
Фондом установлено приобретение ООО "Мир Звуков" за счет средств ОМС лекарственных препаратов, не входящих в ПЖНВЛП и стандарты оказания медицинской помощи, без решения врачебной комиссии о назначении и применении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, что, по мнению ТФОМС, свидетельствует о нецелевом использованием средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, закупка лекарственного препарата, не включенного в ПЖНВЛ, за счет средств ОМС осуществляется путем включения препарата в формулярный перечень лекарственных средств учреждения здравоохранения стационарного типа, не противоречит законодательству.
Согласно разделу 02.04.08 Отраслевому стандарту Государственному информационному стандарту лекарственного средства Основных положений ГИСЛС 91500.05.0002-2001 (далее - ГИСЛС 91500.05.0002-2001) формулярный перечень учреждения здравоохранения - документ, содержащий перечень наименований лекарственных средств, рекомендуемых для применения в учреждении здравоохранения.
Согласно пункту 1.1. Примерного положения о формулярной комиссии учреждения здравоохранения, содержащегося в Письме Минздрава РФ от 18.02.2000 N 2510/1684-32 (далее - Положение о формулярной комиссии) Формулярная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (далее по тексту Комиссия) создается с целью разработки и постоянного обновления формулярного перечня лекарственных средств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3. Положения о формулярной комиссии комиссия в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственным реестром лекарственных средств, утвержденным ПЖНВЛП, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пояснениям заявителя, назначение пациентам лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, осуществлялось протоколами заседаний врачебной комиссии, копии которых имеются в медицинских картах. Каждое решение оформлялось в журнале клинико-экспертной работы, который представлен в материалы дела.
По результатам анализа 5 медицинских карт стационарных больных (N ДС 15/17, ДС 10/17, ДС N/17, ДС 12/17, Ж64/17) представленных ООО "Мир Звуков" следует, что они содержат: титульные листы медицинской карты; направления на госпитализацию (реабилитацию); информирование о добровольном согласии на виды медицинских вмешательств, на которые граждане дают согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи; температурные листки; листы назначений, в которых отображены режим движений, перечень лабораторных исследований и консультаций врачей-специалистов; листы врачебных назначений, с указаниями назначенных лекарственных препаратов и отметками о выполнении назначений; протоколы Врачебных комиссий; выписные эпикризы.
В медицинской карте N ДС 10/17 имеется переводной эпикриз.
Кроме того, во всех представленных сканах медицинских карт стационарных больных, за исключением медицинской карты N Ж 64/17, имеются копии листов, назначение которых не ясно. Данные листы содержат в себе коды диагнозов по МКБ и их расшифровку и не предусмотрены формой N 003/у, утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030. Другая информация, в том числе врачебные записи при поступлении больного, дневниковые записи, результаты проведенных лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов отсутствуют.
Во всех случаях заседания врачебных комиссий проводились с целью разрешения назначения лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП.
Во всех протоколах врачебной комиссии обоснование назначения препаратов стандартно и представляет собой фразу "с учетом результатов обследования, тяжести и характера заболевания, индивидуальной непереносимости, рекомендаций врача-специалиста, в связи с недостаточностью фармакотерапии при лечении заболевания и возможной угрозой здоровья, имеющимися медицинскими показаниями принято решение о назначении следующих лекарственных препаратов пациентам:". Далее в протоколах врачебных комиссий имеются таблицы, содержащие ФИО пациентов, код диагноза по МКБ, номер медицинской карты, наименование назначаемого лекарственно препарата.
Пунктом 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н, к функциям врачебной комиссии относится, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и по торговым наименованиям. Хондрогард и актовегин не включены в стандарты медицинской помощи и, таким образом, должны назначаться по решению врачебной комиссии при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).
Пунктом 3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, действовавшего в спорный период, установлено, что при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Пунктом 27 указанного Порядка установлено, что по решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Таким образом, медицинскими показаниями для назначения препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП, в стандарты медицинской помощи, являются индивидуальная непереносимость и жизненные показания.
Согласно статьи 64 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах.
В пункте 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения" указано, что мониторинг безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения включает в себя сбор, обработку, регистрацию и анализ информации о побочных действиях, серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применения лекарственных препаратов, в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения и защиты пациентов от применения таких препаратов.
Согласно пункту 2 указанного приказа сообщения направляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не позднее 15 календарных дней со дня, когда стала известна соответствующая информация.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 апреля 2017 года N 01И-869/17 дополнительно указано, что в целях предотвращения нанесения ущерба здоровью и жизни пациентов изменились сроки отчетности о нежелательных реакциях с летальным исходом или угрозой жизни, теперь такие сообщения необходимо направлять в срок не более 3 рабочих дней с момента выявления.
В комплексном центре восстановительной медицины и реабилитации ООО "Мир Звуков" при назначении и применении лекарственных препаратов (в том числе не входящих в Перечень ЖНВЛП) не было никаких случаев нежелательных реакций, побочных действий и других осложнений, информацию о которых необходимо было бы направить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Согласно части 15 статьи 37 Закона N 323-ФЗ, приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н и других законодательных и нормативных актов нет утвержденной формы протокола заседания врачебной комиссии по назначению лекарственных средств, не включенных в Перечень ЖНВЛП.
В пункте 16 раздела III приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н указано, что решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Конкретной формы протокола врачебной комиссии нормативно не утверждено. Поэтому медицинские организации используют различные произвольные формы протокола. ООО "Мир Звуков" использует форму протокола врачебной комиссии по выписке лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Рязанской области от 23.10.2013 N 1473.
Из материалов дела следует, что все необходимые требования из приказа N 502н в протоколе соблюдены. Доказательств, опровергающих указанные выводы, в материалы дела не представлены.
Врачебная комиссия выносит решение по разрешению использования в лечении пациента той или иной лекарственный препарат, а дозировка, кратность введения, способ введения является прерогативой и полномочиями лечащего врача (Приложение N 1 к приказу Минздравоохранения от 20.12.2012 N 1175н).
В протоколе заседания врачебной комиссии КЦВМИР ООО "Мир Звуков" по разрешению назначения лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП указано, что лечащим врачом на комиссию, на определенную дату, предоставлены; медицинская карта пациента, рекомендации лечащего врача - специалиста по лечению пациента. Лечащий врач в своих рекомендациях предлагает назначение в лечении того или иного лекарственного препарата, не входящего в Перечень ЖНВЛП, его дозировку, кратность и способ введения. Комиссия рассматривает эти схемы лечения и выдает свое заключение о необходимости назначения лекарственного препарата
Таким образом, первичная медицинская документация КЦВМИР ООО "Мир Звуков" (медицинские карты стационарного больного, данные клинического и лабораторного обследования, протоколы врачебных комиссий и т.д.) полностью соответствуют требованиям нормативных и законодательных актов, в том числе и по назначению пациентам лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП.
В этой связи, 9433935,32 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Доводы общества о том, что в случае удовлетворения встречных исковых требований, денежные средства подлежат восстановлению на расчетном счете медицинской организации для их дальнейшего использования по целевому назначению, что, по мнению общества, приведет к получению фондом спорных денежных средств в двойном размере, подлежат отклонению апелляционным судом.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителей апелляционных жалоб, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителей апелляционных жалоб с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2021 по делу N А41-51473/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51473/2019
Истец: ООО "МИР ЗВУКОВ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15531/20
07.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18226/2021
07.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18386/2021
22.07.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15531/20
07.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1174/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19