г. Пермь |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А71-8254/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц - связи с Арбитражным судом Республики Татарстан и Арбитражным судом Нижегородской области:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Геограв": Байхутдинов Ш.Ф., (доверенность от 05.10.2021, диплом, паспорт) (явка в Арбитражный суд Республики Татарстан);
от ответчика, Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу: Морозова М.А., (доверенность от 12.01.2021, паспорт), Тарасова И.А., (доверенность от 05.07.2021, диплом, паспорт) (явка в Арбитражный суд Нижегородской области);
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Флагман инжиниринг": Барвинко Н.В., (доверенность от 04.09.2020, диплом, паспорт) (явка в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд);
от третьего лица, Прокуратуры Удмуртской Республики: Костицына Е.С., (поручение, служебное удостоверение) (явка в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд);
от третьих лиц, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ПАО "Татнефть": не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "Геограв",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 июля 2021 года по делу N А71-8254/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Геограв" (ОГРН 1091838001617, ИНН 1838006838)
к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (ОГРН 1045207471176, ИНН 5260138592), обществу с ограниченной ответственностью "Флагман инжиниринг" (ОГРН 1161832052623, ИНН 1831177915)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ПАО "Татнефть",
о признании недействительными торгов от 23.12.2019 и лицензии ИЖВ 02048НР,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Геограв" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Флагман инжиниринг" (далее - Общество) о признании недействительными торгов от 23.12.2019 и лицензии ИЖВ 02048 НР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ПАО "Татнефть".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Истец с принятым решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить. Полагает, что имеются правовые основания для признания торгов недействительными.
Так, заявитель жалобы указывает, что согласно пункту 6 Порядка проведения аукциона из границ Западно-Камского участка недр исключается участок недр местного значения "Каракулинское-I, участок 2", предоставленный в пользование ООО "Геограв" по лицензии УДМ 80088 ТЭ. Границы Западно-Камского участка сформированы с наложением на площадь горного отвода, выданного ООО "Геограв", что подтверждено заключением ООО "Горный Сервис" о пространственном положении объектов и заключением ООО "НПФ "ИСИЗ" о пространственном положении объектов, данное обстоятельство подтверждено и письменными пояснениями Минприроды Республики Татарстан. Пересечение границ участков стало возможным вследствие неправильного применения нормативных актов при подготовке документов для включения участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, использование неактуальной и недостоверной информации. Считает, что имеет место наложение участка недр "Западно-Камский" на площадь горного отвода к лицензии УДМ 80088 ТЭ, установление общей площади участка недр "Западно-Камский", факт установления данного наложения подлежит установлению путем проведения экспертизы.
Заявитель жалобы считает, что общая площадь участка недр "Западно-Камский" неопределима, поскольку в нарушение нормативных правовых актов в лицензии не указаны географические координаты угловых точек участка; согласно ответам Управления Росреестра по Республике Татарстан и Управления Росреестра по Удмуртской Республике границы указанных субъектов РФ не согласованы, не определены. Материалами дела не подтверждается, что Приволжскнедра после получения ответа от 30.07.2018 предприняло попытку установить координаты горного отвода получить согласие пользователя недр, которому предоставлен горный отвод, на предоставление в пользование участка недр в границах горного отвода, соответственно отсутствие такого согласия влечет недействительность сделки по предоставлению в пользование участка недр на основании статьи 173.1 ГК РФ. При подготовке документации к аукциону не устанавливались границы горных отводов, не учтены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и Положение об установлении и изменении границ участков недр.
Указанные фактические обстоятельства, свидетельствующие о допущенных нарушениях в ходе проведения торгов (предмет торгов не определен), по мнению заявителя жалобы, свидетельствую о наличии оснований для признания торгов и лицензии недействительными.
В апелляционной жалобе истец просит назначить судебную экспертизу с целью определения площади наложения участка недр со статусом горного отвода "Западно-Камский" (лицензия ИЖВ 02048 НР) на площадь горного отвода к лицензии УДМ 80088 ТЭ в соответствии с горноотводным актом от 08.12.2016; установлении площади наложения указанных участков; установлении площади участка недр со статусом горного отвода "Западно-Камский" (лицензия ИЖВ 02048 НР).
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, кроме того, истец не является и не может относиться к лицу, у которого возникает право на подачу иска о признании торгов недействительными. Выводы суда об отсутствии нарушенного права истца считает верными.
Департамент по недропользованию в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. С приведенными в жалобе доводами не согласен. Указывает, что процедура утверждения Федеральным агентством по недропользованию перечня участков недр соблюдена в полном объеме; определение пространственных границ участков недр соответствует требованиям законодательства о недрах; проведение аукциона осуществлено в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона на право пользования недрами Западно-Камского участка в Удмуртской Республике. Отмечает, что выдача лицензии на право пользования недрами удостоверяет право пользования недрами, а не земельным участком. Считает, что права ООО "Геограв" не нарушены, поскольку горный отвод, установленный горноотводным актом, может быть больше лицензионного участка, имеющего также статус горного отвода. При этом добыча полезного ископаемого за границами лицензионного участка запрещена; то есть на указанном участке добывать полезные ископаемые нельзя.
ПАО "Татнефть" представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Позиция данного лица сводится к тому, что сведения, указанные в лицензии, не оспаривались, при этом выдача лицензии ИЖВ 02048 НР удостоверяет лишь право пользования недрами, на которое истец не претендует, пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельным участком, под которым расположены предоставленные в пользование недра. Истцом не представлены доказательства нарушения того, что победителем торгов допущено или может быть допущено нарушение каких-либо конкретных прав истца.
Прокуратура Удмуртской Республики также представила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве изложены доводы о том, что торги проведены в соответствии с действующим законодательством; заявителем не доказано нарушение каких-либо его прав; в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр, осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр, не допускается. Также Прокуратура указывает, что не представлено доказательств, что после получения уточненных границ горного отвода в горноотводный акт и графические приложения были внесены изменения границы лицензионного участка.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы доводы жалобы поддерживает в полном объёме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представители Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Флагман инжиниринг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Представитель Прокуратуры Удмуртской Республики возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Судом рассмотрено и отклонено ходатайство истца о назначении судебной экспертизы по представленным в жалобе вопросам.
Суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Истцом заявлено ходатайство о назначении экспертизы для установления факта наложения участка недр "Западно-Камский" на площадь горного отвода к лицензии УДМ 80088ТЭ, а также установления общей площади участка недр "Западно-Камский".
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о проведении экспертизы, в назначении которой им было отказано судом первой инстанции (часть 3 статьи 268 АПК РФ).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано по основаниям, указанным в решении.
Суд апелляционной инстанции также не усмотрел необходимости в назначении судебной экспертизы в целях установления обстоятельств имеющихся в материалах дела, поскольку равнозначное сравнение может быть произведено только между лицензиями либо между горноотводными актами, при этом материалами дела подтверждается, что общество на настоящее время не оформили горноотводный акт (проводится геологоразведка).
Суд учел также, что обществом в материалы дела представлено соответствующее заключение, которым установлено: Взаимное расположение границ лицензии Западно-Камского участка и границ лицензионного участка недр местного значения "Каракулинское-1, участок 2", предоставленного в пользование по лицензии УДМ 80088ТЭ; взаимное расположение границ лицензии Западно-Камского лицензионного участка и горных отводов к лицензии УДМ 80088ТЭ; составлены схемы позволяющие увидеть наложения.
Таким образом, подлежащие экспертному исследованию вопросы подтверждаются материалами дела, представленные в дело материалы являются достаточными для принятия решения по спорному вопросу, назначение судебной экспертизы по представленным вопросам нецелесообразно и приведет к затягиванию рассмотрения дела.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.12.2019 Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу проведены торги в форме открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике площадью 57,4 кв. метра, что подтверждается извещением о проведении торгов N 051119/0923413/01, размещенным на сайте http://torgi.gov.ru/. Аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья па Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике, объявлен на основании приказа Приволжскнедра от 05.11.2019 N 472.
Этим же приказом утвержден состав аукционной комиссии, а также Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике.
Аукционная комиссия утверждена в составе 8 человек. На заседании Комиссии присутствует 6 членов комиссии. В соответствии с пунктом 5.2. утвержденного Порядка и условий проведения аукциона комиссия правомочна принимать решения.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологическою изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике, утвержденных приказом Приволжскнедра от 05.11.2019 N 472. Приволжскнедра заключены договоры о задатках с: Обществом с ограниченной ответственностью "Дальнромсинтез" 18 ноября 2014 г. N 894; Обществом с ограниченной ответственностью "УПК-Пермь" 20 ноября 2019 г. N895; Обществом с ограниченной ответственностью "ФЛАГМАН инжиниринг" 02 декабря 2019 г.
В соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. Порядка и условий проведения аукциона в установленном порядке ООО "Дальнромсинтез", ООО "ФЛАГМАН инжиниринг" оплатили сбор за участие в аукционе (85 300 руб.) и задаток (920 000 руб.):
- от ООО "Дальнромсинтез" на лицевой счёт Приволжскнедра сбор за участие в аукционе поступил 27.11.2019 (платежное поручение от 27.11.2019 N 3389).
Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета администратора доходов бюджета N 04321777430 за 27 ноября 2019 г.
Задаток поступил на счет Приволжскнедра 27.11.2019 (платежное поручение от 27,11.2019 N 3388).
Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета для учета операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05321777430 за 27 ноября 2019 г.
- от ООО "ФЛАГМАН инжиниринг" на лицевой счёт Приволжскнедра сбор за участие в аукционе поступил 03.12.2019 (платежное поручение от 03.12.2019 N 4).
Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета администратора доходов бюджета N 04321777430 за 04 декабря 2019 г. Задаток поступил на счет Приволжскнедра 03.12.2019 (платежное поручение от 03.12.2019 N 3).
Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05321777430 за 04 декабря 2019 г.
В соответствии с пунктом 1.9. Порядка и условий проведения аукциона в остановленный срок до 17.00 (местное время) 05.12.2019 в отдел геологии и лицензирования Приволжскнедра но Удмуртской Республике поступили и были зарегистрированы заявки и приложения к ним па участие в аукционе от следующих заявителей: - ООО "Дальнромсинтез", заявка зарегистрирована 04.12.2019 N УР-ПФО-10-00-20/1584, 16 часов 30 мин (местное время): - ООО "ФЛАГМАН инжиниринг", заявка зарегистрирована 05.12.2019 N УР-ПФО-10-00-20/1592, 16 часов 30 мин (местное время).
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка и условий проведения аукциона вскрытие конвертов с заявочными материалами на участие в аукционе и проверка соответствия, представленных материалов описям произведено рабочей группой, созданной приказом Приволжскнедра от 15.11.2019 N 488, и оформлено протоколом от 06.12.2019.
После вскрытия конвертов заявочные материалы с оформленным протоколом были направлены для рассмотрения в аукционную комиссию Приволжскнедра.
В соответствии с пунктами 4.1. и 4.2. Порядка и условий проведения аукциона членами аукционной комиссии проведено рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовых, кадровых и технических возможности заявителей, а также и соответствия поданных заявок утвержденному и размещенному на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.eov.ru Порядку и условиям проведения аукциона.
Согласно приказу Приволжскнедра N 567 от 27.12.2019 победителем аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике признан ООО "ФЛАГМАН инжиниринг" ИНН 1831177915, КПП 183101001, которому выдана лицензия на пользование недрами ИЖВ 02048 HP от 06.02.2020.
Полагая, что торги 23.12.2009 проведены с нарушением правил, установленных законом, результаты торгов нарушают его права с сфере экономической деятельности, истец обратился иском о признании данных торгов недействительными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что судом не установлено нарушения порядка проведения торгов, соответственно, исковые требования о признании торгов недействительными, а также признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов (отсутствие иных доказательств нарушения прав истца) удовлетворению не подлежат.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса.
Исходя из смысла указанной нормы, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурсов) могут выступать лишь нарушение процедуры (правил) проведения торгов. Причем основанием для признания торгов недействительными является не всякое нарушение процедуры, а только установленное законом, носящее существенный характер.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101, основанием для признания торгов недействительными могут выступать существенные нарушения процедуры (правил) их проведения, установленной законом, которые могли привести к неправильному определению результатов торгов. При обращении с заявлением о признании торгов недействительными заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов допущенным нарушением установленного порядка проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными как по нарушению правил (процедуры) проведения торгов, так и в силу противоречия требованиям действующего законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 по делу N 309-ЭС15-6227).
Порядок организации и проведения торгов предусмотрен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Законом о недрах решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых является основанием возникновения у соответствующего лица, признанного победителем конкурса или аукциона, права пользования участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В силу пункта 4 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр, в числе прочего, является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения. Конкурсы и аукционы являются одними из основных установленных законом способов предоставления участков недр в пользование.
Общие требования к порядку проведения конкурсов на право пользования участком недр определены статьей 13.1 Закона о недрах. Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации.
Порядок организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент N 156), определяющим последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.
Согласно положениям пункта 76 Административного регламента N 156 реализация Роснедр и его территориальными органами государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов на право пользования участками недр включает в себя: а) принятие решений о проведении конкурсов на право пользования участками недр; б) подготовку и опубликование извещений о проведении конкурсов на право пользования участками недр; в) регистрацию заявок на участие в конкурсах на право пользования участками недр; г) рассмотрение и прием заявок на участие в конкурсе на право пользования участками недр; д) регистрацию технико-экономических предложений по освоению участка недр заявителей, чьи заявки на участие в конкурсе были приняты; е) проведение конкурсов на право пользования участками недр; ж) утверждение итогов конкурсов на право пользования участками недр.
Согласно положениям статьи 13.1 Закона о недрах, пункту 113 Административного регламента N 156 основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации (далее - основные критерии).
Согласно положениям статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса. Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, части 1 статьи 4 Кодекса целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (интересов) истца (заявителя).
При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 3668/05 и от 28.11.2006 N 9148/06).
Таким образом, ссылаясь на нарушение оспариваемой сделкой своих прав и законных интересов, общество обязано было доказать обстоятельства, обосновывающие исковые требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2009 N 739-О-О, торги, проведенные с нарушением установленных законодательством требований, могут быть признаны незаконными по иску заинтересованного лица только в случае, если признание их недействительными повлечет реальное восстановление нарушенных прав указанного лица.
Суд первой инстанции, с учетом материалов дела и фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что не установлено нарушения порядка проведения торгов, исковые требования о признании торгов недействительными, а также признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов (отсутствие иных доказательств нарушения прав истца) удовлетворению не подлежат.
Действительно, истцом не представлены доказательства нарушения того, что победителем торгов допущено или может быть допущено нарушение каких-либо конкретных прав истца.
Как следует из обстоятельств дела, согласно приказу Приволжскнедра N 472 от 05.11.2019 открытый аукцион проведен в соответствии Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России от 22 декабря 2017 г. N 698, Перечнем участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование по Удмуртской Республике на 2019 год, для разведки и добычи, а также геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденным Роснедра 24.09.2019 года.
Согласно приложению N 2 к лицензии на пользование недрами ИЖВ 02048 HP от 06.02.2020 года указано: Район (районы): Каракулинский. Субъект Российской Федерации: Удмуртская Республика. Схема расположения участка недр приведена в приложении N 3 к настоящей лицензии.
В пределах Западно-Камского участка недр отсутствуют участки недр федерального значения, а также особо охраняемые природные территории федерального значения. В пределах Западно-Камского участка недр отсутствуют особо охраняемые природные территории регионального я местного значения.
Следует учесть, что согласно ч. 4 ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Принимая во внимание изложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.
Как указано ранее, в силу ст. 11 Закона "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на пользование недрами удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Таким образом, выдача такой лицензии удостоверяет лишь право пользования недрами, на которое истец не претендует.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Кроме того, законодательство о недрах не запрещает выдавать лицензии на пользование недрами в случаях, если в границах проекции участка недр на земную поверхность присутствует земельный участок, обремененный правом аренды или вещным правом.
Судом обоснованно принято во внимание, что обременение земельного участка, необходимого для использования участка недр, являвшегося предметом аукциона, само по себе не является препятствием для выставления соответствующего участка недр на торги. Обладателю права недропользования (лицензиату) представляется в этом случае ряд правовых средств для обеспечения своих прав на использование участка недр в виде приобретения прав на соответствующие земельные участки.
Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
С учетом вышеизложенного, те обстоятельства, на которые ссылается истец в исковом заявлении и апелляционной жалобе, не свидетельствуют о допущенных на торгах нарушениях и о нарушении права истца результатами данных торгов, выводы суда первой инстанции являются правильными, обоснованными и законными.
Суд отмечает, что пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра. При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР N 01-20/07448 от 07.06.2021 г. указано, что максимальная отметка уровня полезного ископаемого на месторождении Каракулинское I (участок 2) в Балтийской системе высот составляет 47 м, при этом согласно лицензии ИЖВ 02048 HP, нижней границей лицензии установлено: нижняя граница части земной коры, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения, таким образом, граница лицензии ООО "Флагман Инжиниринг" расположена ниже границы ООО "Геограв".
Истцом также не предоставлено доказательств того, что после получения уточненных границ горного отвода в горноотводный акт и графические приложения, были внесены изменения в границы лицензионного участка.
Материалами дела также установлено, что в соответствии с приложением N 3 к лицензии ИЖВ 02048 HP, предоставленной по результатам проведенного аукциона, из границ участка недр ЗападноКамский исключается ряд областей, в том числе горный отвод, предоставленный в пользование по лицензии УДМ 80088 ТЭ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2021 года по делу N А71-8254/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8254/2020
Истец: ООО "Геограв"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ООО "Флагман"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина, ПРОКУРАТУРА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9619/2021
07.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11697/2021
24.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9619/2021
11.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11697/2021
08.07.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-8254/20