г. Москва |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А41-27859/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Досовой М.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Лепаловская С.Г. по доверенности N 02-06 от 29.12.2020,
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "УК Союз Строй Домуправ" Дисюк Татьяны Андреевны: Мкртчян Д.В. по доверенности N 1125 от 05.10.21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "УК Союз Строй Домуправ" Дисюк Татьяны Андреевны на определение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 года по делу N А41-27859/20, по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о включении требования в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "УК Союз Строй Домуправ",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о включении требования в общей сумме 63 163 420 рублей 44 копейки, из которых: 55 596 323 рубля 98 копеек основного долга, 7 567 096 рублей 46 копеек неустойки, в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью (ООО) "УК Союз Строй Домуправ" (т. 1, л.д. 3-6).
Заявление подано на основании статей 100, 126, 137, 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило признать требование в размере 62 249 043 рубля 79 копеек, из которых: 54 210 507 рублей 23 копейки основного долга, 8 038 536 рублей 56 копеек неустойки, обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (т. 6, л.д. 174-175).
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 года требования ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в сумме 62 249 043 рубля 79 копеек, из которых: 54 210 507 рублей 23 копейки - основной долг, 8 038 536 рублей 56 копеек - неустойка, были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, в остальной части заявленных требований отказано (т. 6, л.д. 204-206).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ООО "УК Союз Строй Домуправ" Дисюк Татьяна Андреевна обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить в части признания обоснованными требований в сумме 17 830 268 рублей 62 копейки основного долга и 4 190 821 рубль 99 копеек неустойки, ссылаясь на неправильный расчет кредитором суммы задолженности (т. 7, л.д. 2-4).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность определения в части признания требований ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в сумме 17 830 268 рублей 62 копейки основного долга и 4 190 821 рубль 99 копеек неустойки по договорам N 14-2550-01-060, N 14-25-50-01-061, N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 обоснованными и подлежащими удовлетворению за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Законность и обоснованность определения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что обжалуемое определение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, 01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Теплоснабжающая организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) был заключен договор теплоснабжения N 14-25-50-01-060, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать Исполнителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи, а Исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель (т. 1, л.д. 50-55).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-060 объектами теплоснабжения являются 47 многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 56-58).
01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Теплоснабжающая организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) был заключен договор на теплоснабжение N 14-25-50-01-105, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать Исполнителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель (т. 1, л.д. 60-64).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-105 объектом теплоснабжения является административное здание 221 ООО "УК Союз Строй Домуправ".
01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Абонент) был заключен договор холодного водоснабжения N 14-25-50-02-050, по условиям которого Организация обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а Абонент обязался принимать и оплачивать принятую воду (т. 1, л.д. 70-73).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-02-050 объектом подачи холодной воды является здание по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Военный городок, д. 221 (т. 1, л.д. 75).
01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Абонент) был заключен договор горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061, по условиям которого Организация обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем горячего водоснабжения горячую воду, а Абонент обязался принимать и оплачивать принятую воду (т. 1, л.д. 78-83).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-061 объектами поставки горячей воды являются 47 многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 90-91).
01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Абонент) был заключен договор горячего водоснабжения N 14-25-50-01-106, по условиям которого Организация обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения горячую воду, а Абонент обязался принимать и оплачивать принятую воду (т. 1, л.д. 96-98).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-106 объектом подачи горячей воды является здание по адресу: в/г 52/1, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Военный городок, д. 221 (т. 1, л.д. 100).
01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) был заключен договор холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036, по условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязалась подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а Исполнитель обязался принимать и оплачивать принятую воду (т. 1, л.д. 119-126).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-02-036 объектами подачи холодной воды являются 49 зданий, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 130-131).
Также в адрес ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) был направлен проект договора горячего водоснабжения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, N 14-25-50-01-493 от 01.06.19, по условиям которого ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Организация) обязалось подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из централизованных систем горячего водоснабжения, а Исполнитель обязался оплачивать принятую горячую воду (т. 1, л.д. 103-108).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-493 объектами подачи горячей воды являются 46 зданий, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 109-110).
Проект указанного договора должником подписан не был.
В адрес ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) также был направлен проект договора холодного водоснабжения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, N 14-25-50-01-378 от 01.06.19, по условиям которого ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Организация) обязалось подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду из централизованных систем холодного водоснабжения, а Исполнитель обязался оплачивать принятую холодную воду (т. 1, л.д. 137-143).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-01-493 объектами подачи холодной воды являются 48 зданий, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 109-110).
Проект указанного договора должником подписан не был.
Однако, во исполнение принятых на себя по всем вышеуказанным договорам обязательств ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации поставляло ООО "УК Союз Строй Домуправ" коммунальные ресурсы, что подтверждается представленными в материалы дела актами и счетами на оплату, а также доказательствами их направления должнику (т. 1, л.д. 171-187, т. 2, л.д. 1-150, т. 3, л.д. 1-171).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2020 года по делу N А41-58581/19 с ООО "УК Союз Строй Домуправ" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации была взыскана задолженность по договорам N 14-2550-01-060, N 14-25-50-01-061, N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 в размере 17 726 272 рубля 38 копеек, в том числе:
16 716 894 рубля 28 копеек по договору N 14-25-50-01-060 за период с 01.02.18 по 31.03.18 и с 01.05.18 по 31.07.18,
275 425 рублей 39 копеек по договору N 14-25-50-01-061 за июль 2018 года,
733 952 рубля 71 копейка по договору N 14-25-50-02-036 за март и июль 2018 года, неустойка за период с 15.03.18 по 05.04.2020 в размере 3 847 714 рублей 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2020 года ООО "УК Союз Строй Домуправ" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утверждена Дисюк Т.А.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации указало, что ООО "УК Союз Строй Домуправ" имеет перед ним неисполненные обязательства по договорам:
- теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 за декабрь 2017 года - январь 2018 года, апрель, август-ноябрь 2018 года, февраль 2019 года - январь 2020 года на сумму 27 625 415 рублей 93 копейки,
- на теплоснабжение N 14-25-50-01-105 от 01.04.17 за февраль, сентябрь 2019 года - апрель 2020 года на сумму 102 981 рубль 59 копеек,
- горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17 за декабрь 2017 года, август-ноябрь 2018 года, январь 2019 года - январь 2020 года на сумму 8 102 640 рублей 54 копейки,
- горячего водоснабжения N 14-25-50-01-106 от 01.04.17 за февраль, июль, сентябрь 2019 года - апрель 2020 года на сумму 1 950 рублей 51 копейка,
- холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 за август, октябрь 2018 года - январь 2020 года на сумму 1 897 678 рублей 59 копеек,
- холодного водоснабжения N 14-25-50-02-050 от 01.04.17 за февраль, июль, сентябрь 2019 года - апрель 2020 года на сумму 485 рублей 99 копеек,
- горячего водоснабжения N 14-25-50-01-493 от 01.06.19 за июнь 2019 года - апрель 2020 года на сумму 117 475 рублей 48 копеек,
- холодного водоснабжения N 14-25-50-02-378 от 01.06.19 за июнь-сентябрь, ноябрь 2019 года - апрель 2020 года на сумму 21 422 рубля 97 копеек.
Признавая требования обоснованными, суд первой инстанции исходил из наличия достаточных доказательств в их подтверждение.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части определения размера задолженности по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве закреплено, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.12 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации указало, что ООО "УК Союз Строй Домуправ" имеет перед ним неисполненные обязательства по договорам теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения в общей сумме 54 210 507 рублей 23 копейки основного долга, 8 038 536 рублей 56 копеек неустойки.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения с 01.01.13 регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении", согласно статье 13 которого по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 ст. 13 Закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указывалось выше, между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации и ООО "УК Союз Строй Домуправ" были заключены договор теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 и договор горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17.
Согласно расчету ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по указанным договорам ООО "УК Союз Строй Домуправ" имеет перед ним неисполненные обязательства:
на сумму 27 625 415 рублей 93 копейки по договору теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 за декабрь 2017 года - январь 2018 года, апрель, август-ноябрь 2018 года, февраль 2019 года - январь 2020 года.
на сумму 8 102 640 рублей 54 копейки по договору горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17 за декабрь 2017 года, август-ноябрь 2018 года, январь 2019 года - январь 2020 года.
Конкурсный управляющий ООО "УК Союз Строй Домуправ" факт поставки тепловой энергии и горячей воды по указанным договорам не отрицает, однако указывает на то, что при расчете задолженности ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации не были учтены платежи в сумме 7 901 078 рублей 47 копеек по договору теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 и в сумме 1 140 712 рублей 39 копеек по договору горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17, а также не был произведен перерасчет стоимости услуг ненадлежащего качества.
Вместе с тем, согласно ведомостям по начислениям и оплатам по состоянию на 27.04.21 ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации были приняты к бухгалтерскому учету платежные поручения:
1. по договору теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17:
N 200 на сумму 1 000 000 рублей, начислено за декабрь 2017 года,
N 395 на сумму 1 013 810 рублей 30 копеек, начислено за январь 2018 год,
N 392 на сумму 1 013 813 рублей 22 копейки, начислено за апрель 2018 года,
N 601 на сумму 2 852 284 рубля 95 копеек, начислено за декабрь 2017 года,
N 15 на сумму 2 021 170 рублей, начислено за декабрь 2019 года;
2. по договору горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17:
N 16 на сумму 325 043 рубля 19 копеек, начислено за декабрь 2019 года,
N 76 на сумму 50 000 рублей, начислено за январь 2020 года,
N 161 на сумму 765 669 рублей 20 копеек, начислено за декабрь 2017 года (т. 6, л.д. 181, 185).
Таким образом, платежи, на которые ссылается конкурсный управляющий должника, были учтены кредитором при уточнении заявленных требований. Доказательств обратного не представлено.
В материалы дела представлены акты о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качестве и (или) с перерывами, подписанные представителями кредитора и должника (т. 4, л.д. 85-158, т. 5, л.д. 1-148, т. 6, л.д. 1-111).
Согласно пункту 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Конкурсный управляющий ООО "УК Союз Строй Домуправ" указывает, что общая сумма перерасчета за некачественно предоставленные услуги составляет 8 311 022 рубля 59 копеек, в том числе: 5 735 818 рублей 38 копеек по договору теплоснабжения N 14-25-50-01-060 от 01.04.17, 2 575 204 рубля 21 копейка по договору горячего водоснабжения N 14-25-50-01-061 от 01.04.17, которые не были учтены ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации при расчете задолженности.
Вместе с тем, начисление платежей, подлежащих оплате потребителями за жилищно-коммунальные услуги, по рассматриваемым договорам производилось ООО "Солнечногорский ЕРКЦ" на основании договора об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги N 1 от 25.10.18, заключенного с ООО "УК Союз Строй Домуправ".
В соответствии с пунктом 3.1.6. договора N 1 от 25.10.18 ООО "УК Союз Строй Домуправ" обязалось в случае предоставления услуги от РСО ненадлежащего качества, составлять в интересах жителей акты контрольных замеров и передавать их в ООО "Солнечногорский ЕРКЦ" для произведения начислений.
Согласно пункту 2.1.6. договора N 1 от 25.10.18 ООО "Солнечногорский ЕРКЦ" обязалось осуществлять корректировки начислений потребителям за жилищно-кбммунальные услуги по письменному поручению Управляющей организации (ООО "УК Союз Строй Домуправ"), согласованному с РСО (ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поручения, оформленные до 20 числа текущего месяца, служат основанием для расчета начислений в текущем месяце, после 20 числа текущего месяца - в месяце, следующем за расчетным (т. 6, л.д. 116-124).
Таким образом, обязанность по осуществлению перерасчета потребителям возложена на ООО "Солнечногорский ЕРКЦ", а не на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании представленных ООО "УК Союз Строй Домуправ" документов ООО "Солнечногорский ЕРКЦ" произвело перерасчет жителям за некачественные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, что подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями начислений, которые были приняты к бухгалтерскому учету ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации и учитывались при расчете спорной задолженности (т. 6, л.д. 113, 135-166, 185-200).
Доказательств обращения ООО "УК Союз Строй Домуправ" в ООО "Солнечногорский ЕРКЦ" для проведения повторной корректировки начислений потребителям не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для перерасчета суммы задолженности по договорам N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 и N 14-25-50-01-061 от 01.04.17 не имеется.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения указанной задолженности не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в данной части.
Как указывалось выше, 01.04.17 между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК Союз Строй Домуправ" (Исполнитель) был заключен договор холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036, по условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязалась подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а Исполнитель обязался принимать и оплачивать принятую воду (т. 1, л.д. 119-126).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 14-25-50-02-036 объектами подачи холодной воды являются 49 зданий, расположенных в г. Солнечногорске Московской области (т. 1, л.д. 130-131).
Согласно расчету ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации задолженность по договору холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 за август, октябрь 2018 года - январь 2020 года составляет сумму в размере 1 897 678 рублей 59 копеек.
При этом в расчет были включены начисления в общей сумме 477 455 рублей 17 копеек за апрель 2017 года - январь 2020 года по жилому дому, расположенному по адресу: г. Солнечногорск, ул. Прожекторная, д. 7, который в приложении N 1 к договору N 14-25-50-02-036 не поименован.
Как указало ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу, при проведении проверки было установлено, что услуги холодного водоснабжения в отношении названного дома осуществляло МКП "ИКЖКХ", сумма в размере 477 455 рублей 17 копеек по договору холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 начислена должнику ошибочно (т. 7, л.д. 9-12).
Учитывая изложенное, отсутствие доказательств предоставления кредитором услуг холодного водоснабжения по адресу: г. Солнечногорск, ул. Прожекторная, д. 7, оснований для признания требований в размере 477 455 рублей 17 копеек по договору холодного водоснабжения N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 обоснованными не имеется.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.10 "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 6.4. статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанными нормами права, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации начислило ООО "УК Союз Строй Домуправ" неустойку в размере 8 038 536 рублей 56 копеек, в том числе в сумме:
- 3 184 284 рубля 49 копеек по договору N 14-25-50-01-060 от 01.04.17 за период с 16.01.18 по 05.04.2020,
- 945 250 рублей 71 копейка по договору N 14-25-50-01-061 от 01.04.17 за период с 16.01.18 по 05.04.2020,
- 112 592 рубля 57 копеек по договору N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 за период с 16.09.18 по 05.04.2020 (т. 4, л.д. 14-21, т. 6, л.д. 176-180).
Данный расчет соответствует нормам действующего законодательства и условиям соглашений сторон.
Однако, поскольку задолженность по договору N 14-25-50-02-036 от 01.04.17 составляет сумму меньшую, чем было заявлено кредитором, сумма неустойки по указанному договору за период с 16.09.18 по 05.04.2020 составляет 85 569 рублей 90 копеек, а общая сумма неустойки по заявленным требованиям составляет 8 017 769 рублей 11 копеек.
Поскольку задолженность ООО "УК Союз Строй Домуправ" оплачена не была, требования ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в части неустойки также обоснованы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 3 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 года по делу N А41-27859/20 изменить.
Требование ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в сумме 61 750 821 рубль 17 копеек, из которых: 53 733 052 рубля 06 копеек основного долга, 8 017 769 рублей 11 копеек неустойки, признать обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27859/2020
Должник: ООО "УК СОЮЗ СТРОЙ ДОМУПРАВ"
Кредитор: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", АО "ОБОРОНЭНЕРГОСБЫТ", Дисюк Татьяна Андреевна, Инспекция Федеральной Налоговой Службы по г. Солнечногорску Московской области, ИФНС ПО Г. СОЛНЕЧНОГОРСКУ МО, МУП СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", ООО "КЛИНИНГСЕРВИС", ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС", СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ВОЗРОЖДЕНИЕ", Стальмаков Валерий Михайлович, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Аглетдинов Р. С., Романенков Юрий Александрович
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6242/2022
04.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6239/2022
12.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15166/2021
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16434/2021
29.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4811/2021
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27859/20