г. Хабаровск |
|
13 октября 2021 г. |
А73-8030/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Воронцова А.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства": Ждановой О.В. представителя по доверенности от 11.05.2021, срок действия по 31.12.2021; Масловской В.Б. представителя по доверенности от 04.12.2020, срок действия по 31.12.2023;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовки П.И. представителя по доверенности от 11.01.2021 N 19-08, срок действия по 31.12.2021, Михлик Е.А. представителя по доверенности от 11.01.2021 N 20-08, срок действия по 31.12.2021, Потылицына В.В., представителя по доверенности от 11.01.2021 N 18-08, срок действия по 31.12.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства"
на решение от 22.07.2021
по делу N А73-8030/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022502118473, ИНН 2539008116)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН1022700921880, ИНН 2700000539)
о признании недействительным акта N 29 проверки Хабаровской поликлиники Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования от 23 апреля 2021 года в части сумм 19312,60 руб., 160 000 руб., 931301,63 руб. и начисленных на эти суммы штрафов.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее- ХКФОМС, Фонд), в соответствии с которым просит признать недействительным акт N 29 проверки Хабаровской поликлиники ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования от 23.04.2021, принятый ХКФОМС в части сумм 19312,60 руб., 160000 руб., 931301,63 руб. и начисленных на эти суммы штрафов.
Решением суда от 22.07.2021 в удовлетворении заявления учреждения отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что: суд неправильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, определив заявителя как страховую медицинскую организацию, а не как медицинскую организацию в сфере обязательного медицинского страхования, что привело к неправильному применению судом норм материального права; при вынесении обжалуемого решения суд процитировал Приложение 1 Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", которое не применяется к правоотношениям между ХКФОМС и заявителем; данное Приложение предусматривает возможность уведомления о предстоящей проверке руководителя филиала страховой медицинской организации, так как территориальным фондом проводятся проверки страховых медицинских организаций (филиалов страховых медицинских организаций) (ч. 2 Приложения 1), но не филиала медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования; Приложение 2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73, которое суд должен был применить, определяет обязанность ХКФОМС уведомить о предстоящей проверке руководителя медицинской организации, так как в рамках этого Приложения проводится проверка медицинской организации (а не ее филиала); заявитель просил суд применить при разрешения дела пункт 1 части 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому к грубым нарушениям относится нарушение срока уведомления о проведении проверки; суд не учел, что действующими нормативными актами, которые он применил, не определены правовые последствия нарушения ХКФОМС Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73, суд должен был в данном случае опираться на положения ст. 13 АПК РФ; также суд при разрешении спора должен был применить Приказ ФФОМС от 19 декабря 2013 года N 260 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования" (пункт 19.2.1.); в нарушение нормативных актов и теории доказательств в арбитражном процессе, суд признал установленным факт, не подтвержденный никакими доказательствами и отрицаемый лицом, на основании пояснений которого данный факт установлен; в решении суда отсутствует правовая оценка аргументов заявителя о невозможности осуществления закупок препаратов Перечня ЖНВЛП в 2019 года по регулируемым ценам из-за срыва госзакупок по причине ошибочной методики Минздрава по формированию максимальной цены контракта.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, фонд доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители фонда отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании приказа ХКФОМС от 15.03.2021 N 51 в период с 05.04.2021 по 23.04.2021 комиссией ХКФОМС проведена плановая комплексная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС), в Хабаровской поликлинике ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России за период с 01.01.2019 но 31.12.2020.
В ходе проверки выявлены факты закупки учреждением в 2019 году лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ПЖВЛП), по ценам, превышающим предельные оптовые цены на сумму 19 312,60 руб.
Кроме того, как установлено ХКФОМС, ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России в 2020 году осуществлены расходы по оплате услуг теплоснабжения объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) и не подлежащие оплате за счет средств ОМС. Размер неправомерно произведенных расходов за счет средств ОМС, направленных на оплату услуг теплоснабжения объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), не подлежащих оплате за счет средств ОМС в 2020 году составил 931 301,63 руб. (общая площадь главного корпуса госпиталя 700 кв. м; в рамках ТПОМС первичная медико-санитарная помощь прикрепленному населению (201 человек) оказывается на площади 80 кв. м).
Также учреждением в 2020 году осуществлены расходы на приобретение основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащие оплате за счет средств ОМС, на сумму 160 000 руб. (приобретен экспресс анализатор кардиомаркеров портативный COBAS h232).
По результатам проверки ХКФОМС в акте проверки от 23.04.2021 N 29 указано, что ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА надлежит в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), пунктом 130.2 приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", пунктом 154 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений возвратить в бюджет ХКФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 1110614,23 руб. (19312,60 руб. + 931301,63 руб. + 160000 руб.) и уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств 111061,42 руб.
Учреждение, не согласившись с вышеуказанным актом проверки в части требования о возврате 19312,60 руб., 931301,63 руб., 160000 руб. и необходимости уплаты соответствующих сумм штрафа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как утверждает ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА, закупка лекарств из ПЖВЛП по ценам, превышающим предельные оптовые цены, обусловлена объективными причинами (острая нужда в лекарственных препаратах), а приобретение экспресс анализатора кардиомаркеров портативного COBAS h232 является целевым использованием средств ТПОМС.
Уплаченные 931301,63 руб. за услуги теплоснабжения здания учреждение также считает целевым использованием средств ТПОМС, поскольку технически невозможно отапливать только часть помещений в здании (80 кв. м), отключив от теплоснабжения здание в целом (1 294 кв. м).
Кроме того ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА просил суд рассмотреть вопрос о снижении размера начисленного штрафа ввиду несоразмерности наказания совершенному нарушению, социальной направленности деятельности, отсутствия умысла в совершении правонарушения.
Средства ОМС согласно положениям статей 2, 6, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приравнены по правовому режиму к бюджетным средствам, являются средствами бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 БК РФ, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Средства ОМС предназначены для оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным по ОМС лицам медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, оказывающих помощь по ОМС в рамках программ ОМС.
В силу статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Пунктом 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
С учетом изложенного, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
В силу статьи 34 Закона об ОМС Фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Финансовый контроль территориальных фондов ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (Приложение N 2), утвержденным приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле).
Согласно пункту 6 Положения о контроле основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда. Приказ о проведении плановой проверки доводится до руководителя страховой медицинской организации не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проверки.
Из смысла положений пункта 1 Положения о контроля следует, что под страховой медицинской организацией может пониматься филиал страховой медицинской организации.
На основании приказа ХКФОМС от 15.03.2021 N 51 "О проведении проверки в Хабаровской поликлинике ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России Фондом проведена комплексная проверка по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Как установлено судом и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, названный приказ доведен до руководителя проверяемой страховой медицинской организации, то есть Хабаровской поликлиники ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проверки.
Оснований полагать, что проверяемой страховой медицинской организацией является непосредственно ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, а не его филиал Хабаровская поликлиника ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, у суда не имеется, поскольку договор от 01.01.2020 N 36/08-20 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключен с Хабаровской поликлиникой учреждения; указанная медицинская организация (Хабаровская поликлиника ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России) включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС; в положении о филиале Хабаровской поликлиники учреждения указано, что филиал осуществляет свою деятельности от имени ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, филиал принимает обязательства и отвечает по своим обязательствам в пределах полномочий, определенных доверенностью, выданной руководителем учреждения, филиал не отвечает по обязательствам учреждения.
Учитывая изложенное, суд обосновано не усмотрел нарушений относительно факта извещения Хабаровской поликлиники ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России о проведении проверки.
При этом отсылки учреждения на допущенные Фондом нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) правомерно не приняты судом, так как положения названного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ). К объектам государственного (муниципального) финансового контроля относятся юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В ходе проверки выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 23.04.2021 N 29, а именно установлено, что Медицинской организацией: в 2019 году приобретены лекарственные препараты, входящие в ПЖВЛП, по ценам, превышающим предельные оптовые цены. Размер неправомерно произведенных расходов в части превышения предельных отпускных цен с учетом оптовых надбавок при закупке лекарственных препаратов, входящих в ПЖВЛП, за счет средств ОМС составил 19 312,60 руб.; в 2020 году осуществлены расходы на приобретение основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащие оплате за счет средств ОМС, на сумму 160 000 руб.; в 2020 году осуществлены расходы по оплате услуг теплоснабжения объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС и не подлежащие оплате за счет средств ОМС. Размер неправомерно произведенных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования составил 931 301,63 руб.
Совокупный размер неправомерно произведенных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования за проверяемый период составил 1110614,23 руб.
Одной из гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников (страховых медицинских организаций и медицинских организаций), выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Законом об ОМС структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35 Закона об ОМС).
В силу части 7 статьи 35 Закона об ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на приобретение лекарственных средств.
Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее -Правила ОМС) в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Затраты на закупку медикаментов относятся к элементам структуры тарифа, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи и потребляемым в процессе ее оказания.
В силу части 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в ПЖВЛП в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона об обращении лекарственных средств установленные производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в ПЖВЛП, подлежат государственной регистрации.
В силу части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств реализация лекарственных препаратов, включенных в ПЖВЛП осуществляется по ценам, которые формируются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Медицинские организации осуществляют закупку лекарственных препаратов за счет средств ОМС в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 1 статьи 15 названного Федерального закона).
При этом частью 10 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в ПЖНВЛП, цена закупаемых лекарственных препаратов не должна превышать их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в ПЖНВЛП.
Правилами установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в ПЖНВЛП, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865, предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об установлении и (или) изменении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость), установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в ПЖНВЛП.
Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов, устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений.
Утвержденными тем же постановлением Правительства Российской Федерации Правилами формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, установлено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в ПЖНВЛП, по ценам, уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки, не превышающей размера предельной оптовой надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Порядками определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказами Минздрава России от 26.10.2017 N 871н, от 19.12.2019 N 1064н размер оптовой надбавки не может превышать установленный в субъекте Российской Федерации предельный размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в ПЖНВЛП.
В Хабаровском крае предельные размеры надбавок установлены Постановлением Губернатора Хабаровского края от 26.02.2010 N 32 "Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в ПЖНВЛП".
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, дающие право медицинской организации осуществлять закупки лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в ПЖНВЛП, с превышением предельных отпускных цен с учетом оптовых надбавок, установленных в субъекте Российской Федерации, и НДС, вследствие чего ХКФОМС правомерно признал нецелевым использованием средств ОМС приобретение лекарственных препаратов, входящих в ПЖВЛП, по ценам, превышающим предельные оптовые цены.
Отсылки учреждения к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О несостоятельны, поскольку названным судебным актом Конституционного Суда Российской Федерации прямо определено, что в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Закона об ОМС), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а потому оспариваемые законоположения конституционные права, перечисленные в жалобе заявителя, в указанном им аспекте не нарушают.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об ОМС тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные ТПОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Законом об ОМС (часть 2 статьи 30 Закона об ОМС).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается Законом об ОМС.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона об ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Из вышеуказанной нормы следует, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включены, в числе прочего, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Таким образом, расходы на приобретение учреждением оборудования (Экспресс анализатор кардиомаркеров портативный COBAS h232) стоимостью 160 000 руб. не включены в структуру расходов тарифа ОМС и являются нецелевым использованием средств ОМС; данные расходы должны осуществляться на счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, но никак не за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, ХКФОМС правомерно признал нецелевым использованием средств ОМС приобретение вышеуказанного оборудования стоимостью, превышающей сто тысяч рублей.
Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Из пояснений ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России от 08.04.2021 N 237, представленных Фонду в ходе проверки и подписанных главным врачом Масловской В.Б., следует, что комплекс зданий, расположенных по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, п. Корфовский, территория гарнизона г. Хабаровск-47 военный городок N 1, используется не в полном объеме, а именно: численность прикрепленного населения составляет 201 человек; в помещениях главного корпуса госпиталя работают кабинет врача-терапевта, кабинет врача-педиатра, прививочный кабинет; общая площадь занимаемых помещений с учетом административных и служебных составляет 80 кв. м.
Таким образом, учреждением в процессе оказания медицинской помощи в рамках ТПОМС эксплуатируются помещения совокупной площадью 80 кв. м; именно данная информация была заявлена в ходе проверки.
Расходы медицинских организаций на содержание объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской помощи), не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 208 Правил ОМС расходы, необходимые для деятельности медицинской организации в целом, распределяются по отдельным видам медицинской помощи (услуги), в числе прочего, пропорционально площади, используемой для оказания медицинской помощи (услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (услуги)).
Учитывая, что за счет средств ОМС ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России осуществлены расходы по оплате услуг теплоснабжения объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), совокупной площадью 620 кв. м (700 кв. м - 80 кв. м), поскольку данные расходы в общем размере 931 301,63 руб. не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС, Фонд обоснованно и правомерно признал названные расходы подлежащими возврату в бюджет ХКФОМС.
Оснований полагать, что за счет средств ОМС должны быть оплачены услуги по теплоснабжению всего здания совокупной площадью 700 кв. м, не имеется, так как площадь, используемая для оказания медицинской помощи (услуги), с учетом административных и служебных помещений, составляет 80 кв. м; общехозяйственные расходы, которые не связаны с деятельностью медицинской организации по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, не могут оплачиваться за счет средств ОМС.
Согласно пояснениям учреждения, с отсылкой на СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования, утвержденные Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 58/пр (далее - Свод правил), используемая площадь составляет 150 кв. м. Данные пояснения подписаны главным врачом Масловской В.Б.
Оснований полагать, что Свод правил применим к настоящему спору, не имеется, поскольку данный Свод правил устанавливает технологические, технические, санитарно-эпидемические и эргономические требования и распространяется на проектирование новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий медицинских организаций, а также помещений медицинского назначения, встраиваемых в жилые, общественные и производственные здания (независимо от формы собственности).
Применительно же к утверждениям Учреждения о занимаемой площади суд обосновано указал, что суждение о занятости 150 кв. м, подтвержденное фотоматериалами, оценивается судом как относящееся к текущему моменту деятельности Хабаровской поликлиники ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, но никак не к периоду деятельности в проверяемом периоде с 01.01.2019 по 31.12.2020, относительно которого главный врач Масловская В.Б. пояснительной запиской от 08.04.2021 N 237 сообщила Фонду о том, что общая площадь занимаемых помещений с учетом административных и служебных составляет 80 кв. м.
С учетом изложенного и исходя из представленных в материалы дела доказательств, нет оснований считать недостоверными вышеуказанные сведения, сообщенные главным врачом Хабаровской поликлиники учреждения Фонду в ходе проверки.
В силу статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Частью 9 статьи 39 Закона об ОМС предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, ХКФОМС, установив факты нецелевого использования средств ОМС, правомерно актом от 23.04.2021 N 29 указал о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений возвратить в бюджет ХКФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 1 110 614,23 руб. (19 312,60 руб. + 931 301,63 руб. + 160 000 руб.) и уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, то есть 111 061,42 руб.
Как верно установил суд, размер штрафа соответствует обозначенному в части 9 статьи 39 Закона об ОМС.
Несогласие заявителя с выводами проверки и толкованием ХКФОМС норм финансового законодательства, а также законодательства о здравоохранении и об ОМС, подлежащих применению, в том числе, в настоящем деле, не свидетельствует о том, что ХКФОМС в ходе проверки допущены какие либо нарушения названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно оценить спорные вопросы финансово-хозяйственной деятельности заявителя и применить к нему в результате законные меры финансовой ответственности.
Следовательно, суд первой инстанции, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июля 2021 года по делу N А73-8030/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8030/2021
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ