г. Красноярск |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А33-22483/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Норильской транспортной прокуратуры: Богданов Д.С., представитель по доверенности от 11.01.2021, служебное удостоверение ТО N 293651;
от заявителя - акционерного общества "КрасАвиа": Макарова Т.В., представитель по доверенности от 01.03.2021 N 56, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Норильской транспортной прокуратуры на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2021 по делу N А33-22483/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "КрасАвиа" (далее также - заявитель, общество, АО "КрасАвиа") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Норильской транспортной прокуратуре (далее также - надзорный орган, прокуратура) об оспаривании представления от 15.05.2019 N 23/7-03-2019/708.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Западно-Сибирская транспортная прокуратура и Министерство транспорта Красноярского края (далее также - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2021 решение от 11.12.2019 и постановление от 04.04.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2021 N 302-ЭС21-7167 отказано в передаче дела N А33-22483/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2021 заявление общества удовлетворено. Представление исполняющего обязанности Норильского транспортного прокурора от 15.05.2019 N 23/7-03-2019/708 "Об устранении нарушений закона" признано недействительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, прокуратура обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию прокуратуры с цифровыми показателями, зафиксированными в заданиях на полет, на основании которых обществом формируются отчетности о количестве летных часов по субсидируемым маршрутам. Так, по мнению прокуратуры, цифровые показатели для отчетности является завышенными в сравнении с показателями, предоставленными филиалом "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)", определенными на основании Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы заявитель отклонил, указав, что просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель прокуратуры изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой на основании решения от 17.04.2019 N 19 проведена проверка исполнения обществом бюджетного законодательства при субсидировании пассажирских перевозок воздушным транспортом.
Надзорным органом в ходе проверочных мероприятий установлено, что между обществом и министерством в рамках исполнения государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п, заключено соглашение от 13.03.2019 N 1/В/8716 о предоставлении в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера (далее - соглашение от 13.03.2019 N 1/В/8716).
В рамках указанного соглашения обществом осуществляются регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по 13 субсидируемым маршрутам, в том числе по маршрутам: Хатанга-Норильск-Хатанга, Норильск-Диксон-Норильск.
Прокуратурой проведена сверка сведений о фактическом налете часов, отраженных авиаперевозчиком в соответствующих ежемесячных отчетах, с данными Норильского центра ОВД и полетными заданиями относительно каждого совершенного рейса, по результатам которой выявлены существенные временные расхождения, выразившиеся в завышении времени налета в отчетах по субсидируемым маршрутам в сравнении с фактическим временем налета.
Так, согласно отчетам, представленным обществом в министерство для расчета субсидии, налет часов за 3 месяца 2019 года авиакомпании составил: по маршруту Хатанга-Норильск-Хатанга - 63,33 часа; по маршруту Диксон-Норильск-Диксон - 29 часов. Однако согласно сведениям Норильского центра ОВД налет часов общества за 3 месяца 2019 года по указанным маршрутам составил: по маршруту Хатанга-Норильск-Хатанга- 61,15 часа; по маршруту Диксон-Норильск-Диксон - 27,86 часов.
На основании вышеперечисленного, надзорный орган пришел к выводу о завышении в отчетности общества количества летных часов в размере 2,18 часа по маршруту Хатанга-Норильск-Хатанга, 1,14 часа по маршруту Диксон-Норильск-Диксон, что, по мнению надзорного органа, повлекло излишнюю выплату бюджетных средств за выполнение пассажирских перевозок по указанным маршрутам в общем размере 273 159 рублей 95 копеек.
Выявленные разночтения по времени, по мнению прокуратуры, являются следствием ненадлежащего заполнения полетных заданий экипажами воздушных судов, поскольку время взлета и посадки, из которых в последующем обществом исчисляется время налета воздушного судна, фиксируется последними в полетных заданиях с округлением времени в большую или меньшую сторону на величину, кратную 5, 10, 15 и т.д.
Таким образом, прокуратурой в ходе проверки установлено нарушение части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Порядка при предоставлении обществом в министерство отчета для расчета суммы субсидии. Излишне полученные из бюджета Красноярского края средства обществом в бюджет Красноярского края не возвращены.
15.05.2019 прокуратурой заявителю выдано представление N 23/7-03-2019/708 с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Полагая, что представление от 15.05.2019N 23/7-03-2019/708 является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Из содержания представления следует, что обществом допущено завышение в отчетности количества летных часов по субсидируемым маршрутам в сравнении с фактическим временем налета. Указанные обстоятельства послужили основанием для излишней выплаты бюджетных средств в качестве субсидии за выполнение пассажирских перевозок по указанным маршрутам в общем размере 273 159 рублей 95 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя, исходил из того, что оспариваемое представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих выдано неправомерно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" (далее также - Порядок) на территории Красноярского края действует государственная программа "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п, в рамках которой реализуется подпрограмма "Развитие транспортного комплекса" (приложение N 2).
Целью подпрограммы "Развитие транспортного комплекса", среди прочего, является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах, а также обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.
Одним из мероприятий, направленных на достижение указанных целей, является возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (раздел 3 подпрограммы "Развитие транспортного комплекса").
Порядок и условия предоставления и возврата субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентирован в приложении 4 к разделу 3 подпрограммы "Развитие транспортного комплекса".
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Порядка размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 286-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.
Приложениями N 1 к указанному Порядку и условиям "Расчет недополученных доходов перевозчика, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <*> за ____ год <**>, Приложением N 3 "Отчет для расчета суммы субсидии", Приложением N 5 "Итоговый расчет недополученных доходов перевозчика, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за ____ год <*>" в указанных расчетах предусмотрен "налет часов".
По пункту 28 указанного порядка проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями осуществляется министерством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, а также Счетной палатой Красноярского края в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
В рамках исполнения указанной выше государственной программы между обществом и министерством заключено соглашение от 13.03.2019 N 1/В/8716 о предоставлении в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий, закрепленными в Государственной программе Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п (приложение N 4 к разделу 3 "Механизм реализации подпрограммы" подпрограммы "Развитие транспортного комплекса").
Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с соглашением, определяется согласно пункту 17 Порядка предоставления субсидии (пункт 1.2).
Условия предоставления субсидии определены в разделе 2 соглашения.
Согласно пункту 2.1.1 раздела субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при условии наличия у получателя недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - недополученные доходы) соответственно за год, предшествующий году предоставления субсидии (для перевозчика, осуществлявшего данную деятельность в указанном периоде) и на год предоставления субсидии (для получателя, который будет осуществлять или осуществляет данную деятельность в указанном периоде).
Из пунктов 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 следует, что подписанием соглашения получатель выражает согласие на осуществление главным распорядителем, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, Счетной палатой Красноярского края проверок соблюдения получателем условий, целей и Порядка предоставления субсидии.
Выполнять пассажирские перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по утвержденным Правительством Красноярского края тарифам, а также в соответствии с Программой пассажирских перевозок.
Обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Главным распорядителем в соответствии с пунктом 1.4 соглашения
Представлять Главному распорядителю отчет о достижении значения показателя результативности использования субсидии в соответствии с пунктом 1.4 соглашения, по форме, согласно Приложению N 1 к соглашению, не позднее 20 января следующего финансового года.
Для получения субсидии не позднее 10-го числа текущего месяца представлять главному распорядителю отчет (Приложение N 3).
В случае выявления Главным распорядителем факта превышения планируемых объемов перевозок над фактическими по уточненным отчетам и принятия им решения о возврате в краевой бюджет, в течение 10 дней, следующих за днем получения решения о возврате субсидии, возвратить в полном объеме ранее полученные суммы субсидии, указанный в решении о возврате субсидии, в краевой бюджет.
Получатель вправе обращаться к главному распорядителю в целях получения разъяснений в связи с исполнением соглашения, осуществлять иные права в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления субсидии (пункты 3.4.2. 3.4.3).
Для предоставления субсидии из бюджета Красноярского края юридическое лицо обязано предоставить, в том числе, информацию о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению N 1 к вышеуказанному Порядку, в соответствии с которым расчет недополученных доходов предоставляется с детализацией по каждому маршруту программы пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета. Данная информация содержит параметр "налет часов" перевозчика.
Сведения о фактическом объеме налета часов содержатся в предоставляемых авиаперевозчиком отчете для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также в уточненном отчете за декабрь текущего года по утвержденной форме.
Согласно материалам дела в рамках указанного соглашения обществом осуществляются регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по 13 субсидируемым маршрутам, в том числе по маршрутам: Хатанга-Норильск-Хатанга; Диксон-Норильск-Диксон.
Нормативы субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта на 2019 год, утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 11.02.2019 N 68-п "Об утверждении нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта, на 2019 год", согласно которым установлено, что норматив субсидирования на 1 час налета воздушного судна составляет:
- по маршруту Хатанга-Норильск-Хатанга - 79 134 рубля 50 копеек;
- по маршруту Диксон-Норильск-Диксон - 88 286 рублей 62 копейки.
Из материалов дела следует, что общая сумма перечисленных авиакомпании бюджетных средств за 3 месяца 2019 года по маршрутам: Хатанга-Норильск-Хатанга, Норильск-Диксон-Норильск составила 7 571 899 рублей 88 копеек.
В соответствии с пунктом 19 Порядка, перечисление субсидии осуществляется министерству на основании отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также уточненного отчета за декабрь текущего года по установленной форме.
Согласно материалам дела в подтверждение предоставления субсидии из бюджета Красноярского края заявителем министерству предоставлена информация о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению N 1 к вышеуказанному Порядку, а именно расчеты суммы субсидий, являющиеся приложением N 2 к Порядку и условиям предоставления и возврата субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с государственным регулированием на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за январь, февраль, март 2019 года, где предусмотрен "налет, час" за отчетный месяц и с начала года.
Таким образом, при расчете суммы субсидий обществом правомерно использовался "налет, час" за отчетный месяц и с начала года, что подтверждается отчетами о рейсе с отметками в аэропортах.
Согласно отчетам, представленным обществом в министерство для расчета субсидии, налет часов за 3 месяца 2019 года авиакомпании составил: по маршруту Хатанга-Норильск-Хатанга - 63,33 часа; по маршруту Диксон-Норильск-Диксон - 29 часов.
Информация о фактическом налете часов отражается в соответствующих ежемесячных отчетах в соответствии с полетными заданиями, что условиям рассматриваемого соглашения не противоречит.
Учитывая доводы прокуратуры и общества, предметом спора является вопрос о том, как следует определять "налет часов" в целях получения субсидии при оказании услуги осуществления воздушных перевозок пассажиров по государственным регулируемым тарифам по соглашению от 13.03.2019.
Из материалов дела, а также пояснений, данных суду апелляционной инстанции в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, усматривается, что в рамках соглашения от 13.03.2019 N 1/В/8716 на протяжении временного промежутка с января по март 2019 года, общество предоставляло в министерство отчетность с конкретными цифровыми показателями "налета часов", как время нахождения воздушного судна в воздухе, то есть от взлета до посадки без учета его работы на земле.
По мнению прокуратуры, при определении "налета часов" необходимо исходить из информации о фактическом времени взлета и посадки воздушных судов по данным, полученным филиалом "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)".
При этом согласно объяснениям руководителя Норильского центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация ОРВД" от 22.07.2019 диспетчером центра ОВД время взлета воздушных судов типа АН-24/26 фиксируется визуально, в момент отрыва стоек шасси от взлетно-посадочной полосы. Время посадки фиксируется при касании стоек шасси взлетно-посадочной полосы.
Вместе с тем, понятие перевозки пассажиров и общие положения о договоре перевозки пассажиров определены в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
Из смысла и содержания положений статей 791 - 795 ГК РФ следует, что перевозчик, в том числе, обязан подать в установленный договором срок исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки пассажиров, за неисполнение предусмотренных договором перевозки обязательств перевозчик несет установленную законом и договором ответственность.
Понятия воздушных перевозок и договора воздушной перевозки содержатся в статьях 101 и 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым внутренняя воздушная перевозка это воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
Общие понятие договора оказания услуг регламентированы в главе 39 ГК РФ.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что началом фактического оказания услуги воздушной перевозки пассажира для перевозчика является, в том числе подача воздушного судна в состоянии, пригодном для перевозки пассажиров.
Пригодность воздушного судна для перевозки включает, в том числе время прогрева двигателей, движения воздушного судна по рулежным дорожкам, его буксировку и другие мероприятия, осуществляемые в целях подготовки к полету.
Согласно требованиям статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров (пункт 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Возражая относительно законности оспариваемого предписания общество указывает, что экипаж воздушного судна руководствуется требованиями Руководства по производству полетов" (далее также - РПП), введенного в действие приказом генерального директора общества N 53-од от 03.05.2018, и стандарта авиакомпании по ведению задания на полет, фиксируя время взлета и время посадки по бортовым часам. При этом, поскольку однозначно закрепленное понятие "налет часов" и "полетное время" положения соглашения от 13.03.2019 N 1/В/8716, а также Порядка не содержат, общество вправе определять указанное понятия "налет часов" как "полетное время самолета", в том числе как:
- общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончанию полета (приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", далее - Приказ N 147);
- момент начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после его окончания (приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации").
Приказом Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002 утверждены Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил они устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации. Полеты автоматических аэростатов, дистанционно - пилотируемых летательных аппаратов (далее именуются - ДПЛА) и непилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.
Действие Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации распространяются на все воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Настоящие Правила обязательны для руководства и исполнения всеми физическими и юридическими лицами, эксплуатирующими воздушные суда, осуществляющими обслуживание (управление) воздушного движения и контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7(65) Правил "полет" - движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки.
Согласно приложению N 1 к правилам "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденным Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 "Полетное время; время полета (самолеты) - общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончании полета".
Таким образом, полетное время самолета включает в себя, в том числе время движения воздушного судна по рулежным дорожкам, его буксировку и другие мероприятия осуществляемые в целях подготовки к полету.
При предоставлении отчетов министерству указывалась информация в соответствии с информацией, отраженной командиром воздушного судна в задании на полет, в соответствии с Руководством по производству полетов, утвержденным приказом общества (ГП КК "КрасАвиа").
Руководство по производству полетов" (далее - РПП) введено в действие приказом генерального директора АО "КрасАвиа" N 53-од от 03.05.2018 (имеется в материалах дела). В Части А-0 "Назначение и использование" на стр.А.0-9 дано следующее определение: "Время полета (полетное время) самолета - общее время от начала запуска двигателей самолета с целью взлета до их (его) полной остановки по окончании полета"
Из РПП следует, что в Части А-0 "Назначение и использование" на стр.А.0-9 дано следующее определение: "Время полета (полетное время) самолета - общее время от начала запуска двигателей самолета с целью взлета до их (его) полной остановки по окончании полета".
В соответствии с пунктом 5.12 ФАП от 31.07.2009 N 128 РПП должно содержать сведения: а) Часть A "Общие положения": системы нормативов полетного и рабочего времени и времени отдыха членов летного и кабинного экипажей воздушного судна в соответствии с пунктом 5.23 настоящих Правил.
По пункту 5.23 ФАП от 31.07.2009 N 128 эксплуатант разрабатывает и указывает в РПП нормативы рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, которые позволяют ему контролировать утомляемость всех членов экипажей воздушного судна и соответствуют требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 N 139.
Согласно пункту 9 ФАП от 21.11.2005 N 139 период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:
а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);
б) время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время);
в) время регламентированного технологического перерыва;
г) время кратковременных перерывов;
д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП;
е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);
ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, подлежат отклонению доводы прокуратуры о необходимости определения времени налета часов по данным, полученным филиалом "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)".
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если указанные правила, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Из пояснений сторон соглашения - общества и министерства следует, что действительная воля сторон при заключении рассматриваемого соглашения направлена на возмещение недополученных доходов связи с государственным регулированием тарифов на перевозки в районы Крайнего Севера.
Согласно материалам дела никаких замечаний со стороны Министерства транспорта Красноярского края как распорядителя бюджетных средств при сдаче заявителем соответствующих документов (в том числе расчетов, отчетов, сведений формуляров, заданий на полет) в обоснование субсидирования, не поступало.
Также, заявителем указано, что им были заключены следующие договоры:
- соглашение от 19.03.2018 N 1/В между главным распорядителем средств краевого бюджета и обществом о предоставлении в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях;
- договор от 31.03.2017 N 2/д о предоставлении в 2017 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (между министерством и ГП КК "КрасАвиа");
- договор от 31.03.2016 N 230/п о предоставлении в 2016 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (между министерством и ГП КК "КрасАвиа");
- договор от 18.02.2015 N 215/п на выполнение программы пассажирских перевозок, субсидируемых из краевого бюджета (между министерством и ГП КК "КрасАвиа");
- договор от 14.05.2014 N 299/п на выполнение программы пассажирских перевозок, субсидируемых из краевого бюджета (между министерством и ГП КК "КрасАвиа").
В приложениях к перечисленным договорам в "Программах пассажирских перевозок..." в таблицах имеется строка "налет часов за период" с цифровым обозначением, при этом такое понятие как "налет часов" в указанных договорах также отсутствует.
Для получения субсидии перевозчиками в заявительном порядке в министерство, образованное 04.06.2010, с 2010 года предоставлялся пакет документов в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.
В 2019 году соглашение заключено в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий, закрепленными в Государственной программе Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
Согласно данному Порядку общество представлена заявка с приложением необходимых документов (имеется в деле), по результатам рассмотрения которой министерством принято решение о заключении с авиаперевозчиком соглашения.
С 2010 года отчетность общества в рамках заключенных соглашений включала в себя показатели: "налет за отчетный месяц/час", "налет с начала года, км", "летный час", "налет", "налет часов" без расшифровки понятий. На основании данных показателей министерством выплачивалась субсидия авиакомпании.
Как следует из материалов дела, контрольно-ревизионным сектором отдела контрольно-надзорной и разрешительной работы министерства проводились проверки представленной отчетности путем проведения сравнительного анализа полетных заданий общества по каждому рейсу за каждый день (в часах и минутах). Впоследствии указанное значение сравнивалось с данными отчета (налет часов).
По результатам проводимых министерством проверок, нарушений по завышению значений отчетов в действиях общества не выявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что факт завышения обществом объемов предоставленных услуг, учитывая изложенное выше, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что прокуратурой допущено необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность заявителя при отсутствии претензий со стороны министерства по соглашению от 13.03.2019 N 1/В/8716, из которого явно следует воля сторон на представление субсидии в соответствии с вышеуказанном порядком субсидирования.
В связи с чем, основания для признания общества нарушившим положения части 3.1 статьи 78 БК РФ, пункта 28 Порядка при предоставлении в министерство отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц отсутствуют.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то заявленные в апелляционной жалобе доводы заявителя признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2021 года по делу N А33-22483/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22483/2019
Истец: АО "КРАСАВИА"
Ответчик: Норильская транспортная прокуратура
Третье лицо: ЗАПАДНО-СИБИРСККАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Норильский городской суд
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-8219/2021
19.10.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5536/2021
04.08.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22483/19
15.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6190/20
04.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-319/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22483/19