город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2021 г. |
дело N А53-13896/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина,Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 по делу N А53-13896/2021
по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ,
при участии: от истца представитель Шелухина И.В. по доверенности от 26.11.2018, от ответчика представитель Шевкопляс Л.Ю. по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2021 года в размере 775 728 руб. 62 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате за сброс загрязняющих веществ, возложенной на него договором N 1093 от 20.08.2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта N 1093 от 20.08.2020 обязанность по очистке сточных вод лежит на истце, в связи с чем лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, является истец.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и АО "Аксайская ПМК РСВС" 20.08.2020 был заключен контракт (договор) холодного водоснабжения и водоотведения N 1093.
Местом исполнения обязательств по настоящему договору (контракту) является объект, расположенный по адресу: - Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957.
В соответствии с п. 3.8. контракта (договора) холодного водоснабжения и водоотведения N 1093 от 20.08.2020 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением Абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением Абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Контрольным местом отбора проб сточных вод считать колодец, предшествующий приёмной ёмкости КНС N 62 в/ч 01957 в/г 4 (согласно акта об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 22.01.2018.
На основании программы контроля состава и свойств сточных вод в связи с тем, что объект, расположенный по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957 не имеет локальных очистных сооружений, возможен внеплановый контроль состава и свойств сточных вод объекта (Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) Ростовская область, Аксайский район).
25.01.2021 МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог (договор N 39/СВ от 01.05.2017) произведен отбор сточной воды из контрольного колодца.
Уведомление вручено 25.01.2021 в 11-40 минут представителю по доверенности N 74 от 13.01.2021 жилищно-коммунальной службы N 1 (г. Ростов-на-Дону) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, о том, что 25.01.2021 в 12-00 минут АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" начнет производство очередных отборов сточных вод не объекте, расположенного по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая, 22, в/ч 01957.
Согласно акта отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 6 от 25.01.2021 начало отбора сточных вод было произведено 25.01.2021 в 12 час 00 мин.
В данном случае проба была отобрана из контрольного канализационного колодца с падающей струи.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", НД на методы испытаний и измерений.
Отбор проб выполнен аккредитованной лабораторией МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог ручным светонепроницаемым фарфоровым пробоотборным устройством, позволяющим исключить возможность изменения состава отобранной пробы.
Для уменьшения влияния света на пробу и обеспечения неизменности состава пробы посуда для хранения и транспортировки отобранной пробы выполнена из непрозрачного затемненного стекла объёмами 1 л., 0,5 л., посуды из полимерного материала объемом 4,0 л. (достаточный объем для выполнения исследования (измерения) состава и свойств).
Использованная для хранения и транспортировки посуда была вымыта, обезжирена, а так же промаркирована. Консервация пробы произведена согласно ПНДФ 14.1:2:4.178-02.
В соответствии с п. 29 Постановления N 728 от 22 мая 2020 г. "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесение изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" проба сточной воды была опломбирована одноразовой пломбой N 03030158 (Согласно Акта отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 6 от 25 января 2021 г. ).
Замечаний к отбору проб из контрольного колодца на вышеуказанном объекте нет.
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию автомобилем МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог. Для предотвращения перегрева, проба была помещена в изотермический контейнер с охлаждающими вставками (t=4°C).
По результатам Протокола измерений проб воды N 007 - СВА от 29.01.2021, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: Сульфиды (в 2095,24 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 154,55 раза), Медь (в 1250 раз).
Истцом выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за февраль 2021 года - 301 874 руб. 65 коп.
Кроме того, по результатам Протокола измерений проб воды N 007 - СВА от 29.01.2021, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов, меди, АПАВ (СПАВ анионные (Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ)) согласно Приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644).
На основании этогоистцом были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2021 года - 473 853 руб. 97 коп.
Поскольку требования досудебной претензии от исх. N 944 от 01.04.2021 ответчиком не удовлетворены, задолженность не погашена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и установил фактические обстоятельства спора с учетом положений статей 307, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (п. 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные данным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В пункте 120 Правил N 644 содержится формула определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, с введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей: плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"); по влиянию на работу сооружения централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI, VII Правил N 644).
Из материалов дела следует, что в результате взятия проб из контрольного колодца истцом установлено превышение максимально допустимых значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в результате чего ответчику начислена плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Материалами дела подтверждается факт того, что учреждение сбрасывает загрязняющие вещества в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации г. Аксая.
В соответствии с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
В пункте 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
В соответствии с Порядком ответчик отнесен к числу абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 постановления N 348 общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
Расчет платы за сбор сточных вод с превышением допустимых концентраций в системы канализации г. Аксая, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций (ДК) за март 2021 года произведен истцом в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями и с учетом нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных абонентам к сбросу в городскую канализацию, утвержденных в приложении N 1 к Условиям приема.
Представленный истцом расчет судом первой инстанции и апелляционным судом проверен, является арифметически и методологически произведенным верно. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие доказательств оплаты ответчиком задолженности правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном ко взысканию размере.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственным за сброс загрязняющих веществ в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций является общество, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям контракта, согласно пункту 1.1 которого именно абонент (учреждение) обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2019 по делу N А53-8971/2019.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 по делу N А53-13896/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13896/2021
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ