г. Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А53-19429/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмалян Г.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2021 по делу N А53-19429/2021
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новошахтинске Ростовской области (межрайонное)
о взыскании с профессионального образовательного учреждения Гуковской автомобильной школы регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ростовской области финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с профессионального образовательного учреждения Гуковской автомобильной школы регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ростовской области (далее -ответчик, ПОУ Гуковская АШ РО ДОСААФ России" Ростовской области, страхователь, учреждение) финансовых санкций в сумме 5000 рублей за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.08.2021 по делу N А53-19429/2021 произведена замена заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске на его правопреемника государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, с профессионального образовательного учреждения Гуковской автомобильной школы регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ростовской области взысканы штрафные санкции в размере 4500 рублей за недостоверное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы, а также 2000 рублей государственной пошлины в пользу федерального бюджета. В удовлетворении заявленных требований в части несвоевременного представления сведений за июнь 2020 отказано.
Мотивированное решение составлено 20.08.2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение в части отказа в удовлетворенных требований отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении части требования, не принял во внимание, что финансовые санкции не применяются только в случае, если корректируются ранее представленные сведения на конкретное лицо. В настоящем случае ответчик в дополняющей форме СЗВ-М представил сведения о лице, которое в исходной форме не значилось, следовательно, такое представшие не является корректировкой ранее переданных сведений.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Учитывая, что стороны не возражали против законности судебного акта в части удовлетворенных требований, то обжалуемое решение суда первой инстанции пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПОУ Гуковская АШ РО ДОСААФ России РО в органах Пенсионного Фонда Российской Федерации зарегистрирован как страхователь с 01.06.2016.
Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а именно, предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившемся в представлении сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы с нарушением установленного срока.
Страхователь представил исходную форму СЗВ-М за июнь 2020 года на 21 застрахованного лица 07.07.2020.
В пределах установленного срока 09.07.2020 страхователь представил дополняющую форму на 1 застрахованное лицо, которое повторно было подано в дополняющей форме СЗВ-М за июнь 2020 года.
После законодательно установленного срока, 17.08.2020 страхователем представлена "дополняющая"форма СЗВ-М за июнь 2020 в отношении 2-х застрахованных лиц - Васильцовой Натальи Владимировны и Фиестас-Мартинес Евгения Викторовича.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 20.10.2020 N 071S18200024032, по результатам рассмотрения акта вынесено решение от 02.12.2020 N 071S19200025902 о привлечении ПОУ Гуковской АШ РО "ДОСААФ России" РО к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 в виде штрафа в размере 500 руб. (1 человек*500 руб.).
Пенсионным фондом в адрес страхователя 15.01.2021 вынесено требование N 071S01210000286 об уплате штрафа в срок до 02.02.2021 и направлено в адрес ПОУ Гуковской АШ РО "ДОСААФ России" РО путем почтового отправления.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен срок представления сведений о застрахованных лицах за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ - не позднее 01.03.2018.
В результате аудита базы данных персонифицированного учета установлен факт недостоверных сведений предоставленных страхователем отчетности о периоде работы за 2017 год зарегистрированных лиц при наличии данных о суммах выплат (вознаграждений), исчисленных в пользу 7 физических лиц. Государственным учреждением - УПФР в г. Новошахтинске (межрайонным) 14.08.2020 направлено уведомление об устранении ошибок в индивидуальных сведениях застрахованных лиц.
По состоянию на 05.11.2020 страхователем сведения не представлены, уведомление от 14.08.2020 не исполнено.
За недостоверность представленных сведений Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) по факту нарушения составлен акт от 05.11.2020 N 071S18200025822, по результатам рассмотрения акта вынесено решение от 16.12.2020 N 071S19200027463 о привлечении ПОУ Гуковской АШ РО "ДОСААФ России" РО к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 в виде штрафа в размере 3500 руб. (7 человек*500 руб.)
Пенсионным фондом в адрес страхователя 26.01.2021 вынесено требование N 071S01210000286 об уплате штрафа в срок до 15.02.2021 и направлено в адрес ПОУ Гуковской АШ РО ДОСААФ России РО путем почтового отправления.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен срок представления сведений о застрахованных лицах за 2018 год - не позднее 01.03.2019.
В результате аудита базы данных персонифицированного учета установлен факт недостоверных сведений предоставленных страхователем отчетности о периоде работы за 2018 год зарегистрированных лиц при наличии данных о суммах выплат (вознаграждений), исчисленных в пользу 2 физических лиц.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) 14.08.2020 направлено уведомление об устранении ошибок в индивидуальных сведениях застрахованных лиц.
По состоянию на 05.11.2020 страхователем сведения не представлены, уведомление от 14.08.2020 не исполнено.
За недостоверность представленных сведений Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) по факту нарушения составлен акт от 05.11.2020 N 071S18200025845, по результатам рассмотрения акта вынесено решение от 16.12.2020 N 071S19200027451 о привлечении ПОУ Гуковской АШ РО ДОСААФ России РО к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996. N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 в виде штрафа в размере 1000 руб. (2 человек*500 руб.)
Пенсионным фондом в адрес страхователя 26.01.2021 вынесено требование N 071S01210001118 об уплате штрафа в срок до 15.02.2021 и направлено в адрес ПОУ Гуковской АШ РО "ДОСААФ России" РО путем почтового отправления.
Поскольку задолженность не оплачена ответчиком, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Ввиду неисполнения указанных требований в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
В ходе рассмотрения заявления от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) поступило ходатайство о замене стороны истца в рамках настоящего дела с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В силу пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации одной из форм реорганизации юридического лица является присоединение.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу части 2 статьи 58 Кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При это следует учитывать, что такое правопреемство в порядке пункта 2 статьи 58 Кодекса относится к числу универсальных и охватывает не только обязательства, но и иные имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица.
При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от их указания в передаточном акте.
В соответствии с постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.03.2021 N 486п "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области" (вместе с "Положением о Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области") государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фона Российской Федерации по Ростовской области.
Соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Так, судом первой инстанции обоснованно произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новошахтинске (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ, ответчик является страхователем.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ, страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Указанные сведения представляются по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ-СТАЖ), утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507 п.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Установлено, что страхователем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ по типу "исходная" за 2017 в отношении 7 зарегистрированных лиц, а также за 2018 в отношении 2 физических лиц в пенсионный фонд не направлены, в то время как должны быть направлены до 01.03.2018 и 01.03.2019.
Судом первой инстанции установлено, что пенсионным фондом требования выставлены, направлены в адрес страхователя, которые не были исполнены. В нарушение положений часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств исполнения требований пенсионного фонда в установленный срок.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал обоснованными требования управления в части взыскании финансовых санкций в сумме 4500 руб.
Как указано выше, в указанной части решение суда первой инстанции не обжаловано.
Отказывая в удовлетворения заявления в части взыскании санкции за непредставления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в установленный законом срок, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю, сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года должны быть направлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок не позднее 15.07.2021.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Материалами дела подтверждается, а также по существу не оспаривается ответчиком, факт представления в управление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года по форме "исходная" - 07.07.2020.
09 июля 2020 года была представлена дополняющая форма СЗВ-М с указанием сведений на 1 застрахованное лицо, которое было также отражено в дополняющей форме, поданной 17.08.2020.
17 августа 2020 года страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении Васильцовой Натальи Владимировны и Фиестас-Мартинес Евгения Викторовича.
Поскольку в отношении одного из лиц сведения по форме СЗВ-М переданы только 17.08.2020, пенсионный фонд пришел к выводу, что такое представление не является дополнением к ранее переданным в срок сведениям.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, действовавшей до 27.07.2020 (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом пунктом 39 Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Исходя из содержания названной Инструкции единственным ограничением по срокам для предоставления дополняющей формы СЗВ-М в целях освобождения от уплаты финансовой санкции, является необходимость самостоятельного выявления ошибок до момента их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, либо же устранение ошибок в пятидневный срок после их выявления пенсионным фондом и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.
При подаче заявления о взыскании с предпринимателя финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования управлением не было представлено доказательств уведомления страхователя о выявленных несоответствиях в представленной отчетности за указанный период до предоставлением страхователем дополняющей формы и невыполнения требований пенсионного фонда об устранении имеющихся несоответствий в пределах установленного законом пятидневного срока.
Аналогичные разъяснены даны в Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, действовавшей в период проведения проверки пенсионным фондом.
Так, согласно пункту 38 Инструкции N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом пунктом 40 Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В акте от 20.10.2020 N 071S18200024032 не содержится информации о том, что пенсионный фонд самостоятельно выявил нарушения при предоставлении предпринимателем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года.
Пенсионным фондом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что фонд изначально выявил в представленных страхователем сведениях ошибку и (или) несоответствие между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у управления. Также пенсионным фондом не представлено доказательство составления и направления (вручения) заинтересованному лицу уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2018 год разъяснено, что пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Страхователь направил сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года, в том числе в отношении лица, которое не указано в исходной форме, но до выявления правонарушения пенсионным фондом.
В свою очередь, пенсионный фонд представление недостоверных сведений в отношении сотрудников выявлено позднее, после самостоятельного устранения ошибки.
Учитывая вышеизложенное, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В соответствии с вышеуказанным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не применяются, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда России, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда России.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем тот факт, что ответчиком представлена форма СЗВ-М с целью устранения нарушения.
То обстоятельство, что сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Доводы жалобы пенсионного фонда о том, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируется именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо, противоречат разъяснениям, данным в абзацах 2, 3 пункта 40 Инструкции N 211н, согласно которым к страхователю не применяются финансовые санкции как в случае устранения выявленных пенсионным фондом ошибок и несоответствий в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления пенсионного фонда, так и при самостоятельном выявлении страхователем ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из содержания названной Инструкции единственным ограничением по срокам для предоставления дополняющей формы СЗВ-М в целях освобождения от уплаты финансовой санкции, является необходимость самостоятельного выявления ошибок до момента их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, либо же устранение ошибок в пятидневный срок после их выявления пенсионным фондом и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.
При подаче заявления о взыскании с страхователя финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования управлением не было представлено доказательств уведомления страхователя о выявленных несоответствиях в представленной отчетности за указанный период до предоставлением страхователем дополняющей формы и невыполнения требований пенсионного фонда об устранении имеющихся несоответствий в пределах установленного законом пятидневного срока.
Учитывая вышеизложенное, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В соответствии с вышеуказанным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не применяются, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда России, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда России.
Материалами дела подтверждено, что учреждением (страхователем) представлена форма СЗВ-М с целью устранения выявленного им же нарушения.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период в установленный действующим законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 02.07.2018 N 303-КГ18-99, N 303-КГ18-5700, 01.06.2018 N 303-КГ18-2115, а также от 02.07.2018 N 303-кг18-1094, 14.05.2018 N303-КГ18-1094).
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, пенсионный фонд не обосновал наличие оснований для применения финансовых санкций в отношении страхователя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2021 по делу N А32-5525/2021, от 05.07.2021 по делу N А53-27278/2020, Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2021 по делу N А40-77377/2020, Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2020 по делу N делу N А57-25565/2019, Арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2021 по делу N А50-25528/2020, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 13.02.2018 N 302-КГ17-22454, от 12.03.2018 N 306-КГ18-170, от 26.03.2018 N 306-КГ18-1470, 02.07.2018 N303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
С учетом изложенного, суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2021 по делу N А53-19429/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19429/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НОВОШАХТИНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГУКОВСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ" РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Профессиональное образовательное учреждение Гуковская автообильная школа регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ