г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А42-211/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания В. И. Короткевичем
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22637/2021) АО "Мурманскавтотранс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2021 по делу N А42-211/2021 (судья Быкова Н.В.), принятое по иску АО "Мурманскавтотранс"
к Администрации ЗАТО г. Североморск
3-е лицо: 1) Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск; 2) Комитет по тарифному регулированию Мурманской области
О взыскании убытков
при участии:
от истца: Варгузин А. И. (руководитель), Матюшов К. В. (доверенность от 05.10.2020)
от ответчика: Шамшутдинов Р. Ш. (доверенность от 01.02.2021)
от 3-го лица: не явились (извещены)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманскавтотранс" (ОГРН 10251008500037, ИНН 5190400194; далее - общество, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному образованию ЗАТО г. Североморск в лице Администрации ЗАТО г. Североморск (ОГРН 1025100713098, ИНН 5110120236; далее - Администрация, ответчик) о взыскании 18 396 256 руб. убытков в виде выпадающих доходов, возникших по итогам работы за 2019 год, и экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск (далее - Комитет по развитию) и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет по тарифному регулированию).
Решением суда от 09.06.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. По мнению истца, статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 3.2.17, 3.2.18 Методических указаний по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования, утвержденных приказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 09.09.2016 N 72 (далее - Методические указания), статьи 8, 18 Конституции Российской Федерации предполагают полное возмещение транспортной организации убытков, причиненных вследствие государственного регулирования тарифов; получение обществом субсидии по межтарифной разнице не освобождает ответчика от компенсации перевозчику по итогам 2019 года выпадающих доходов и неучтенных органом регулирования экономически обоснованных расходов, поскольку именно такая компенсация покрывает фактические расходы перевозчика на осуществление регулируемой деятельности; обязанность Администрации по возмещению заявленных убытков предусмотрена статьей 16.1, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктами 3.2.17, 3.2.18 Методических указаний.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск: N 1 "ул.Комсомольская - Морвокзал (ч/з ул. Ломоносова) - ул. Восточная - ул.Комсомольская"; N 2 "Морвокзал - ул. Восточная - ул. Комсомольская (ч/з ул.Колышкина) - Морвокзал (ч/з ул. Ломоносова); N 2к "Морвокзал - ул.Комсомольская (ч/з ул. Колышкина) - Морвокзал (ч/з ул. Ломоносова)"; N 3 "Морвокзал - Авиагородок"; N 6 "Морвокзал - ул. Полярная"; N 7 "ул.Комсомольская - Морвокзал (ч/з ул. Кирова)"; N 8 "ул. Комсомольская - Морвокзал (ч/з ул. Ломоносова) - ул. Комсомольская (ч/з ул. Кирова)"; N 101 "г.Североморск - п. Сафоново-1"; N 102 "г. Североморск - г. Североморск-3"; N102 "г. Североморск - г. Североморск -3"; N 112 "г. Североморск - с-з Североморец".
Перевозки осуществлялись на основании договоров о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе на социально значимых муниципальных маршрутах, на территории ЗАТО г.Североморск от 31.12.2015 N 14/2015, N 15/2015, N 16/2015, N 17/2015, N 18/2015, N 19/2015, 20/2015, заключенных Комитетом по развитию и обществом.
Регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г.Североморск осуществлялись по регулируемым тарифам.
Постановлением Администрации от 30.10.2018 N 1842 для истца установлены предельные (максимальные) тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск, на 2019 год: в размере 39 руб., НДС не облагается - разовая поездка в городском сообщении, 5 руб. 38 коп., НДС не облагается - за километр пути в пригородном сообщении.
Предельные (максимальные) тарифы для общества установлены в соответствии Методическими указаниями.
Постановлением Администрации от 19.12.2018 N 2217 для истца установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах муниципального образования ЗАТО г. Североморск, на 2019 год, для потребителей (населения): в размере 30 руб. - разовая поездка в городском сообщении, 3 руб. - за километр пути в пригородном сообщении.
В соответствии с Порядком предоставления из бюджета ЗАТО г. Североморск субсидии на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах по регулярным тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат, утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 12.02.2018 N 219, Комитетом развитию и обществом заключены соглашения от 26.02.2019 N 02/2019 (маршруты N1, N2, N2к, N3, N6, N7, N8) и N 03/2019 (маршруты N101, N102, N112) о предоставлении из бюджета ЗАТО г. Североморск субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполненных работ, оказанием услуг.
Размер субсидии на возмещение недополученных доходов определялся как разница между предельным (максимальным) тарифом для перевозчиков на перевозку и тарифом для потребителей (населения) на перевозку, умноженная на объем перевозок пассажиров (в городском сообщении - пассажиры, в пригородном сообщении - пассажирооборот).
Письмом от 08.05.2020 N 01/376 истец направил Главе ЗАТО г.Североморск документы по возмещению непокрытых убытков.
Письмом от 11.06.2020 N 2439 документы возвращены истцу без рассмотрения и удовлетворения, поскольку отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидии из муниципального бюджета на возмещение выпадающих доходов прошлых лет, возникших по итогам работы в расчетном периоде регулирования.
Полагая, что тарифы, установленные постановлением Администрации от 30.10.2018 N 1842, привели к возникновению у истца убытков в сумме 18 396 256 руб. в виде выпадающих доходов, возникших по итогам работы за 2019 год, и экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд отказал обществу в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 220-ФЗ) регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 6.2 Закона Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания на территории Мурманской области" органы местного самоуправления Мурманской области наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
То есть тарифы на муниципальные перевозки в ЗАТО г. Североморск устанавливались Администрацией в рамках переданных государственных полномочий Мурманской области.
Постановлением Администрации от 30.10.2018 N 1842 для общества установлены предельные (максимальные) тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах муниципального образования ЗАТО г.Североморск на 2019 год, рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями.
Указанное постановление принято Администрацией в пределах полномочий как органа местного самоуправления.
При этом до настоящего времени указанное постановление не обжаловалось, незаконным не признавалось, протесты прокурора ЗАТО г. Североморска на постановление не вносилось.
С целью реализации программных мероприятий в области транспортного обслуживания, направленных на повышение уровня транспортного обслуживания населения ЗАТО г. Североморск постановлением от 12.02.2018 N 219 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета ЗАТО г. Североморск субсидии на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат" Администрация установила соответствующий порядок.
Порядок регламентирует предоставление денежных средств в виде субсидии на возмещение недополученных доходов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - транспортным организациям (получатели), осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат.
Субсидия предоставляется за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств ЗАТО г. Североморск как получателю бюджетных средств ЗАТО г. Североморск.
Право на получение субсидии имеют получатели, которые осуществляют перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам и выполнили условия, предусмотренные Порядком, допущенные в установленном порядке к регулярным перевозкам пассажиров на муниципальных маршрутах и прошедшие конкурсный отбор в порядке, установленном постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 08.12.2015 N 1213 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе на социально значимых межмуниципальных маршрутах, на территории ЗАТО г. Североморск".
Предоставление субсидии осуществляется в целях возмещения получателю недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат.
На основании указанных правовых актов, между Комитетом по развитию и обществом заключены соглашения от 26.02.2019 N 02/2019 и N03/2019.
В период действия соглашений общество в соответствии с условиями соглашений ежемесячно, в целях возмещения недополученного дохода, предоставляло отчеты об объеме перевозок и соответствующие счета.
Комитетом по развитию в полном объеме произведена выплата субсидии по представленным обществом документам, т.е. возмещен в предусмотренном тарифом объеме недополученный доход в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования.
Действие договоров от 31.12.2015 N N 14/2015, 15/2015, 16/2015, 17/2015, 18/2015, 19/2015, 20/2015, заключенных между истцом и Комитетом по развитию, окончено 31.12.2019 в связи с истечением срока их действия. Обязательства по договорам между сторонами были исполнены в полном объеме, в том числе в части выплаты субсидий по возмещению недополученного дохода. От исполнения договоров по перевозкам по регулируемым тарифами истец не отказывался.
Истец, осуществляя свою деятельность и получая компенсацию в соответствии с Постановлением Администрации от 30.10.2018 N 1842 и соответствующими договорами, фактически согласился с тем порядком и размером компенсации, который данным постановлением определен, с предложением о расторжении договора в связи с наличием убытков не обращался. Заключая соглашения от 26.02.2019 N 02/2019, N 03/2019, представляя соответствующие счета в рамках заключенных соглашений, истец фактически согласился с размером выделенных в качестве возмещения выпадающих доходов денежных средств.
Факт получения в полном объеме компенсации, исчисленной в соответствии с Постановлением Администрации от 30.10.2018 N 1842, истцом не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку заявленные истом требования не связаны с тарифным регулированием, они не могут быть удовлетворены за счет местного бюджета ЗАТО г. Североморск
Действующими нормативными правовыми актами Мурманской области, органов местного самоуправления и Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено возмещение расходов прошлых лет в рамках исполнения переданных государственных полномочий, соответствующих денежных средств до муниципального образования ЗАТО г. Североморск в виде субвенции областного бюджета не доводилось.
Исковые требования общества состоят из возмещения финансовых убытков на предыдущие периоды регулирования, не предусмотренное при переходе на определение начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Переход на определение начальной максимальной цены контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, заключаемого с единственным поставщиком, предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2016 N 1028 "О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающей такой порядок".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2019 N 158 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (начальная (максимальная) цена контракта формируется с учетом соответствующей субсидии).
В данном случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Администрации и неполучением обществом доходов.
Публично-правовое образование не должно возмещать фактические затраты истца.
Предъявленные истцом требования не связаны с тарифным регулированием, в связи с чем, не могут быть удовлетворены за счет местного бюджета ЗАТО г. Североморск.
В силу статей 9, 41, 65 АПК РФ участвующие в деле лица самостоятельно осуществляют свои процессуальные права и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, обязаны своевременно представлять доказательства в подтверждение своих доводов.
При таких обстоятельствах, поскольку истец не доказал факт нарушения ответчиком договорных обязательств, а также причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2021 по делу N А42-211/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-211/2021
Истец: АО "Мурманскавтотранс"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО Г.СЕВЕРОМОРСК, КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ