г. Москва |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А40-260637/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей А.И. Проценко, В.В. Валюшкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Е. Ярахтиным, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2021 года по делу N А40-260637/20, принятое судьей Л.А. Смысловой, по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1) Правительства Москвы (ОГРН: 1027739813507, 125032, г Москва, улица Тверская, 13) к Обществу с ограниченной ответственностью "Старопетровский-10" (ОГРН: 1137746060957, 125167, г Москва, проспект Ленинградский, дом 37 корпус 3, этаж 11 пом XIII комн 4) о признании пристройки самовольной
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Басангова Г.Г. по доверенности от 11.12.2020, 11.09.2020 г.;
диплом регистрационный номер 738 от 10.07.2018,
от ответчика: Третьяков В.В. по доверенности от 14.05.2021 г.;
диплом номер 104624 4645027 от 25.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Истцы: Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Старопетровский-10" (далее - ООО "Старопетровский-10", ответчик) о признании пристройки площадью 216,4 кв. м. к зданию с кадастровым номером 77:09:0003016:6457, расположенному по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2, самовольной постройкой, об обязании ООО "Старопеетровский-10" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести здание с кадастровым номером 77:09:0003016:6457, расположенное по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2, в первоначальное состояние путем демонтажа пристройки площадью 216,4 кв. м., предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ООО "Старопетровский-10" расходов, о признании зарегистрированного права собственности ООО "Старопетровский-10" на пристройку площадью 216,4 кв. м. к зданию с кадастровым номером 77:09:0003016:6457, расположенному по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2, отсутствующим, об обязании ООО "Старопетровский-10" в месячный срок освободить земельный участок по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., вл. 10, стр. 17 (уточненный адрес: г. Москва, Старопетровский пр-д., вл. 10, стр. 2) от пристройки площадью 216,4 кв. м. к зданию с кадастровым номером 77:09:0003016:6457, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу объектов с дальнейшим возложением на ООО "Старопетровский-10" расходов, об обязании ООО "Старопетровский-10" в месячный срок с момента сноса объекта самовольного строительства провести техническую инвентаризацию здания по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2, а также обеспечить постановку объекта на государственный кадастровый учет, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" осуществить мероприятия по технической инвентаризации объекта и постановке объекта на государственный кадастровый учет с дальнейшим возложением на ООО "Старопетровский-10" расходов (с учетом заявленных уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Исковые требования заявлены на основании статей 11, 12, 130, 222, 263, 264, 272, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3.3 Федерального закона от25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 1, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Гр РФ), Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление N 819-ПП), пункта 4.1 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП, пункта 6.28 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22), и мотивированы тем, что ответчиком возведены объекты, имеющие признаки самовольной постройки, подлежащие сносу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истцы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в части признания права собственности отсутствующим.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что спорный объект поставлен на кадастровый учет и с учетом обстоятельств спора, запись об объекте подлежит исключению путем принуждения ответчика к совершению соответствующих действий.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.10.2021 представитель истцов доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2021 на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, в частности путем признания права.
В силу статьи 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет контроль в сфере градостроительства и землепользования, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов.
В соответствии со статьей 11 указанного закона Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
На основании пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет, принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и пределах установленных законом или договором с собственником.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статьях 48, 49, 51 ГрК РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., вл. 10, стр. 17 (уточненный адрес: г. Москва, Старопетровский пр-д., вл. 10, стр. 2) были выявлены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольного строительства и размещенные без разрешительной документации.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003016:211 площадью 1452 кв. м. предоставлен в аренду ООО "Старопетровский -10" договором аренды земельного участка от 28.10.2014 N М-09-045569 для эксплуатации административных зданий, сроком до 19.09.2063. Статус договора - действует.
Ранее вышеуказанный земельный участок был предоставлен ЗАО "Авенир" договором аренды от 28.12.2006 N М-09-513611 для эксплуатации здания под административные цели сроком до 01.07.2011 (не действует).
Ранее указанная территория была включена в границы следующих земельных участков: с кадастровым номером 77:0.9:0003016:111 площадью 13 000 кв. м по адресу: г. Москва, микрорайон 9-10к района Войковский, предоставленного ОАО "Москапстрой" по договору аренды от 29.03.2002 N М-09-509471 на период проектирования и строительства жилых домов сроком на 11 месяцев 25 дней; с кадастровым номером 77:09:0003016:158 площадью 13 410 кв. м по адресу: г. Москва, микрорайон 9-10к района Войковский, предоставленного ОАО "Москапстрой" по договору аренды от 02.07.2004 N М-09-511636 на период проектирования и строительства жилых домов, ЦТП, ТП и гаража-стоянки корп. 68 с целью волнового переселения жителей реконструируемого района сроком на 11 месяцев 28 дней.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 15.05.2020 N 9095610 установлено, что на земельном участке расположено нежилое двухэтажное здание общей площадью 526,8 кв. м. (ОКС 77:09:0003016:6457), имеющее адресный ориентир: г. Москва, Старопетровский пр-д, д. 10, стр. 2 и принадлежащее на праве собственности ООО "Старопетровский-10" (запись в ЕГРП N 77-77-09/083/2013-647 от 02.07.2013).
По данным ГБУ "МосгорБТИ" вышеуказанное здание учтено как два отдельных здания (строения): двухэтажное нежилое здание 1996 года постройки, площадью 216,4 кв. м., имеющее адресный ориентир: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 17; двухэтажное нежилое здание 1980 года постройки, площадью 327,6 кв. м., имеющее адресный ориентир: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2.
Истцом указано на то, что земельный участок под цели капитального строительства (реконструкции) не предоставлялся, разрешительная документация на возведение капитального объекта и ввод его в эксплуатацию не оформлялись.
Таким образом, истец полагает, что пристройка площадью 216,4 кв. м. к зданию с кадастровым номером 77:09:0003016:6457, расположенному по адресу: г. Москва, Старопетровский пр-д., д. 10, стр. 2, обладает признаками самовольной постройки, установленными статьями 222 ГК РФ, и подлежат сносу.
Как разъяснено в Обзоре Верховного суда РФ от 06.07.2016, согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Государственная регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости может быть осуществлена только при предоставлении заявителем соответствующих документов, предусмотренных законом, и, в первую очередь, документов, подтверждающих ролевое назначение земельного участка, на котором возведен объект, то есть, земельный участок должен быть отведен под строительство капитального недвижимого имущества, так как один из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5, пункта 1, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П, согласно которой, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 стать 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 ГК РФ обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В пункте 23 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (часть 1, пункта 3, часть 17 статьи 51 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку.
Согласно разъяснениям пункта 28 Постановления N 10/22 положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
При этом в пункте 29 Постановления N 10/22 разъяснено, что если перепланировка, переустройство объекта недвижимости не привели к созданию нового объекта недвижимости, а также если самовольно возведенный объект не является недвижимым имуществом, то положения статьи 222 ГК РФ не применимы.
Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции из представленных в материалы дела доказательств, пристройка к зданию, расположенному по адресу: г. Москва, пр. Старопетровский, д. 10, стр. 2, принадлежащему на праве собственности ответчику, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО номер 959914, прекратила свое существование в связи с ее сносом, что подтверждается актом обследования; решением собственника о сносе объекта капитального строительства от 23.10.2020; актом визуального осмотра местонахождения объекта капитального строительства; проектом производства работ "Демонтаж здания по адресу: г. Москва, Старопетровский проезд, дом 10, стр. 2; ордером (разрешение) на проведение работ, N 20090560 от 20 ноября 2020 года.
Выдан: Правительство Москвы ОАТИ города Москвы; талоны на прием отходов строительства и сноса, грунтов, РБ N 066000 от 31 декабря 2020 года. Выдан ООО "РБМ" и ООО "РККА", г. Москва, пос. Знамя Октября; уведомлением о закрытии ордера от 15.12.2020; фотофиксацией.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы указывают на то, что спорный объект поставлен на кадастровый учет и с учетом обстоятельств спора, запись об объекте подлежит исключению путем принуждения ответчика к совершению соответствующих действий.
Как указывает истец, в соответствии со справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн Портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии здание с 77:09:0003016:6457 по адресу: г. Москва, Старопетровский проезд, д. 10, стр. 2 поставлено на кадастровый учет 09.11.2012, право собственности на указанное здание с кадастровым номером N 77:09:0003016:6457 зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН.
В данном случае ответчик не регистрировал указанную пристройку в реестре недвижимого имущества.
Ввиду изложенного, оснований для удовлетворения требований в заявленной части не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2021 года по делу N А40-260637/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260637/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Правительство Москвы
Ответчик: ООО "СТАРОПЕТРОВСКИЙ-10"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ