г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А56-26843/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Васильев В.А. - доверенность от 21.06.2021
от ответчика (должника): Журун О.И. - доверенность от 10.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31027/2021) ООО "Производственного объединения им.Губкина И.М. ФилиалN 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу N А56-26843/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению ООО "Производственного объединения им.Губкина И.М. ФилиалN 2"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственного объединения им.Губкина И.М. ФилиалN 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу N 03-18/32 о проведении выездной налоговой проверки от 30.12.2020.
Решением суда от 02.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В жалобе Общество указывает, что с учетом положений ст.55, ст.63 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с начала квартала, в котором прекращена организации, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации. Также заявитель указывает на нарушения проведения проверки.
От налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы заявителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.11.2020 года участником Общества в МИ ФНС N 15 по Санкт-Петербургу подано уведомление о ликвидации юридического лица (форма N Р15001), входящий N260766А.
30 декабря 2020 года в отношении ООО "ПО им. Губкина И.М. Филиал N 2" ИНН 7814502066 (далее - Налогоплательщик, Общество, Заявитель) МИФНС N21 по Санкт-Петербургу было принято Решение N 03-18/32 о проведении выездной налоговой проверки.
Посредством телекоммуникационных каналов связи, Решение МИФНС N 21 по Санкт-Петербургу N 03-18/32 от 30 декабря 2020 года о проведении выездной налоговой проверки от 30 декабря 2020 года (далее - Решение) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком 30.12.2020.
Не согласившись с указанным решением МИФНС N 21 по Санкт-Петербургу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Общество состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу по адресу места нахождения. В соответствии с данными единого государственного реестра юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства Общество с 01.08.2016 является малым предприятием.
Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Согласно данным ЕГРЮЛ 11.11.2020 в государственный реестр внесена запись 2207805395543 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Согласно п. 11 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Следовательно, принимая решение о ликвидации и назначении ликвидатора, Общество было осведомлено и не могло не знать, что в силу закона на него также начнут распространять свое действие положения п. 11 ст.89 НК РФ (т.е. в данном случае обстоятельство было обусловлено действиями самого налогоплательщика).
Таким образом, на Общество в силу закона объективно распространялись положения ст.89 НК РФ, в т.ч. п.11 ст.89 НК РФ (как дополнительное основание).
В апелляционной жалобе налогоплательщик приводит доводы о несогласии с решением регистрирующего органа.
Обществом в адрес Управления направлена жалоба на решение Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (регистрирующий орган) от 16.10.2020 N 234469А об отказе в государственной регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением на основании ст. 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ принято решение от 19.02.2021 N 16-19/11109.
Таким образом, жалоба на решение регистрирующего органа была рассмотрена. Вышестоящим налоговым органом было вынесено решение об оставлении жалобы без удовлетворения в связи с тем, что после вынесения решения МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу от 16.10.2020 N 234469А, заявитель обратился с заявлением по форме NР 14001, по результатам рассмотрения которого регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации иного адреса места нахождения ООО "ПО им. Губкина И.М. Филиал N 2" - 195253 Санкт-Петербург дорога Салтыковская дом 6 литер А часть пом. 6 этаж. 3.
Инспекция обращает внимание, что данное решение регистрирующего органа не является предметом настоящего спора, ранее в судебном порядке не обжаловалось, в том числе Инспекция не может быть стороной правоотношений между регистрирующим органом и налогоплательщиком, в связи с чем, доводы, указанные в апелляционной жалобы не состоятельны, доказательств обратного налогоплательщиком не представлено.
Между тем, МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу в качестве заинтересованного лица в настоящем деле не привлекалась.
В жалобе Общество указывает, что с учетом положений ст.55, ст.63 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с начала квартала, в котором прекращена организации, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.
В силу п.З ст.49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно данным ЕГРЮЛ правоспособность Общества не прекращена.
Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика в указанной части не состоятельны.
В силу положений п.5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п.8 ст. 161 и п.5 ст.173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно положениям п.4 ст.31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.
Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положениям п.1 ст.87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Пунктом 2 ст.87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы в рамках камеральных и выездных налоговых проверок имеют полномочия по доначислению налогоплательщикам дополнительных сумм неуплаченных налогов по сравнению с указанными налогоплательщиками в налоговых декларациях, включая уточненные налоговые декларации.
Выездные налоговые проверки являются самостоятельной формой налогового контроля, то независимо от выводов, содержащихся в ранее принятых налоговым органом решениях по результатам камеральных налоговых проверок (результатов проведенных проверок), по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по налогу.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2012 N 12207/11, Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-0).
При этом из Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2672-О следует, что акт и решение по камеральной налоговой проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки, что не нарушает прав налогоплательщиков, так как сами по себе правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки, представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.
Данная правовая позиция приведена в п. 1 письма ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ "По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок".
Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен положениями ст.89 НК РФ, особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков - ст.89.1 НК РФ, особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика -участника регионального инвестиционного проекта - ст.89.2 НК РФ.
В силу положений п.2 ст.89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.
Согласно абз.5 п.2 ст.89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п.4 ст.89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
На основании ст.89 НК РФ 30.12.2020 вынесено решение N 03-18/32 о проведении выездной налоговой проверки Общества.
Из содержания указанного решения следует, что оно содержит сведения о проверяемом лице (ООО "Производственное объединение им. Губкина И.М. Филиал N 2", его ИНН и КПП), предмете выездной налоговой проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов) по всем налогам, сборам, страховым взносам; проверяемом периоде (с 01.01.2017 по 03.11.2020, т.е. 3 года - период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году (2020 год), в котором вынесено решение о проведении проверки, а также текущий календарный период с 01.01.2020 по 03.11.2020); сведения о должностных лицах налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки (главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N 2 Инспекции Печенкина М.Ю., руководитель группы; главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N 2 Инспекции Цыпина И.И.; главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N 2 Инспекции Андреева А.А.; старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N 2 Инспекции Щукина Н.В.; старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N 2 Инспекции Макарова М.К., специалист 1 разряда отдела выездных проверок N 2 Инспекции Чусова Ю.И.; специалист 1 разряда отдела выездных проверок N 2 Инспекции Виеру О.В.; специалист 1 разряда отдела выездных проверок N 2 Инспекции Кустова Е.В., специалист 1 разряда отдела камеральных проверок N 1 Инспекции Нагорный И.В.; главный государственный налоговый инспектор правового отдела Инспекции Овчинникова Т.Е.; старший государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности Инспекции Боков В.Н.; решение подписано заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу Гусевым А.А.
Учитывая изложенное, решение в указанной части соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (Зарегистрировано в Минюсте 20.12.2018 N 53094).
Решением Управления N 16-19/13505 от 03.03.2021 в оспариваемое решение добавлена графа "основание проведения выездной налоговой проверки".
Решение от 30.12.2020 N 03-18/32 о проведении выездной налоговой проверки направлено в адрес Общества в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), и получено налогоплательщиком 31.12.2020 согласно извещению о получении); факт получения решения налогоплательщиком в жалобе подтверждается.
Решение направлено в адрес Общества и в адрес ликвидатора по почте заказными письмами N 80085856756352 и N 80085856756369. Согласно данным системы отслеживания заказных почтовых отправлений по почтовому идентификатору сайта Почты России заказное письмо N 80085856756352 вручено адресату 16.02.2021, а, заказное письмо N 80085856756369 - возвращено за истечением срока хранения.
В соответствии с п. 11 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Положения ст.89 НК РФ не содержат запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Аналогичная позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737.
Согласно общим рекомендациям, приведенным в письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.
При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.
Выездная налоговая проверка Общества назначена по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов) по всем налогам, сборам, страховым взносам.
Заявителем не учтено, что обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей не всегда связаны с окончанием налогового периода.
Так, обязанности налогоплательщика как налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц предусмотрены ст.226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщиков, установленных ст.227, ст.228 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1051/11).
Учитывая изложенное, включение налоговым органом в проверяемый период (с 01.01.2017 по 03.11.2020) текущего периода (с 01.01.2020 по 03.11.2020) не противоречит ст.89 НК РФ, а также рекомендациям ФНС России.
В соответствии с положениями п.4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (ред. 30.05.2020 N 792) до 30.06.2020 включительно было приостановлено вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В силу п.5 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 862) положения п.1 и п.2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в ч.З и ч.4 ст.1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" данное Постановление распространяется на правоотношения, которые относятся к 2021 году.
Выездная налоговая проверка Общества назначена в 4 квартале 2020 года (ЗОЛ 2.2020), т.е. при отсутствии ограничений по назначению выездных налоговых проверок.
Кроме того, данное Постановление Правительства РФ относится к таким видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступающим в законную силу с 01.07.2021, действие которого, в соответствии с п.5 ст.2 данного Федерального закона не применяется к организации и осуществлению налогового контроля.
С учетом изложенного, Инспекция, принимая обжалуемое решение, действовала в рамках своих полномочий, установленных налоговым законодательством.
В соответствии с частью 1 ст. 65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом в апелляционной жалобе отсутствуют доказательства несоблюдения налоговым органом ограничений, установленных ст.89 НК РФ.
Отсутствие в решении указания на положения п.11 ст.89 НК РФ само по себе не является доказательством несоблюдения Инспекцией положений ст.89 НК РФ, поскольку подлежат установлению фактические основания для приостановления проверки, а не только исходя из текста решения налогового органа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу N А56-26843/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26843/2021
Истец: ООО "Торговы дом Производственного объединения им.Губкина И.М. ФилиалN2"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Санкт-Петербургу