г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А41-97901/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем Терещенко П.А.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2021 г. по делу N А41-97901/19, принятое судьей Таранец Ю.С., по иску ДНП "Лазурный берег" (ИНН 7704797071, ОГРН 1117746991944) к Администрации городского округа Истра Московской области (ИНН 5017015766, ОГРН 1035003055889) третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814); Управление Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), МО ИОВИП N 2 УФССП по Московской области о признании незаконным отказа от 05.11.2019 N Р001-5156240914- 30252812; об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 60000 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
ДНП "Лазурный берег" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области с требованиями о признании незаконным отказа от 05.11.2019 N Р001-5156240914-30252812; об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 60000 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, заявленные требования удовлетворены. Арбитражным судом Московской области выданы исполнительные листы от 09.07.2020 ФС N 024408634, ФС N 024408635.
ДНП "Лазурный берег" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании судебного штрафа за неисполнение судебного акта в размере 100 000 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.08.2021 по делу N А41-97901/19 заявление ДНП "Лазурный берег" о взыскании судебного штрафа за неисполнение судебного акта в размере 100 000 руб. удовлетворено.
Не согласившись с определением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации городского округа Истра Московской области, ДНП "Лазурный берег", Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области, МО ИОВИП N 2 УФССП по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1, 2 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При этом в части 2 статьи 182 АПК РФ указано, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежат немедленному исполнению.
Как следует из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, и что государство обязано предусмотреть в законодательстве эффективный механизм реализации судебных решений. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Конституции Российской Федерации не противоречит возложение ответственности за эффективное исполнение решений судов на тот или иной орган либо должностное лицо, причем в силу самой логики правового регулирования, основанной на указанных положениях Конституции Российской Федерации, данная публичная функция предполагает адекватные и соразмерные средства и способы ее реализации, в том числе наделение такого органа или должностного лица определенными полномочиями и установление соответствующих обязанностей для иных участников процесса исполнения судебного решения.
В силу пункта 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 332 АПК РФ за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленных в главе 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, судебный штраф является инструментом воздействия на лиц, на которых судом возлагаются процессуальные обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом, с целью побудить их к исполнению этих обязанностей.
В силу правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 N 550-О, по смыслу частей 1 и 2 статьи 332 АПК Российской Федерации арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику, а также лицу, на которое возложено совершение указанных в исполнительном листе действий, мер публично-правового воздействия, направленных на их понуждение к надлежащему исполнению установленных для них обязанностей. Предоставленное арбитражному суду положениями статей 119, 120 и 332 АПК Российской Федерации полномочие оценивать действия лиц, обязанных к исполнению судебного акта, как носящие характер правонарушения и влекущие наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта, вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и служит одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, на Администрацию городского округа Истра возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления законную силу настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления ДНП "Лазурный берег" земельного участка ориентировочной площадью 60000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании заявления партнерства N Р001 - 5156240914-30252812 о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В связи с неисполнением заинтересованным лицом судебного акта в добровольном порядке Арбитражным судом Московской области выдан исполнительный лист от 09.07.2020 ФС N 024408634, на основании которого возбуждено исполнительное производство от 30.07.2020 N 16592/20/50049-ИП.
В силу норм действующего лесного и земельного законодательства пересечение границ земельного участка с границами земель лесного фонда не является неустранимым обстоятельством. В частности, считая себя правообладателем испрашиваемого земельного участка, Администрация городского округа Истра Московской области вправе оспорить границы лесного участка, в том числе в судебном порядке.
Доказательств обращения в суд или компетентные органы за изменением границ земель лесного фонда заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно не нашел достаточных правовых оснований для признания решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020 по делу N А41-97901/19 исполненным в связи с изданием постановления Администрации городского округа Истра Московской области от 20.05.2021 N 3106/5.
Постановлением Администрации городского округа Истра Московской области от 20.05.2021 N 3106/5 предварительно согласовано предоставление ДНП "Лазурный берег" земельного участка площадью 4535,64 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 50:08:0040249, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - ведение садоводства. В пункте 2 указанного постановления партнерству рекомендовано выполнить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью ее дальнейшего направления в администрацию на согласование и утверждение в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации городского округа Истра Московской области от 20.05.2021 N 3106/5 предварительно согласовано предоставление ДНП "Лазурный берег" земельного участка меньшей площадью, границы которого исключают наложение на земли лесного фонда.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Между тем, постановление Администрации городского округа Истра Московской области от 20.05.2021 N 3106/5 не содержит решения об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, доказательств получения от заявителя согласия на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены.
Судом первой инстанции установлено, что представитель ДНП "Лазурный берег" пояснил, что ни материалы по обоснованию издания постановления от 20.05.2021 N 3106/5, ни постановление в адрес заявителя не направлялись. Копия постановления от 20.05.2021 N 3106/5 вручена судом представителю заявителя в судебном заседании 17.08.2021.
Кроме того, самостоятельное изменение обязанной по решению суда стороной порядка и способа исполнения судебного акта, влекущие частичное исполнение постановления суда и нарушение права заявителя на судебную защиту, процессуальным законодательством не допускается.
С заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020 по делу N А41-97901/19 Администрация городского округа Истра Московской области также не обращалась.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что Администрацией городского округа Истра Московской области действия, направленные на надлежащее и своевременное исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020 по делу N А41-97901/19, не осуществлены, доказательств наличия обстоятельств затруднительного и непреодолимого характера исполнения данного судебного акта суду не представлено.
Наложение судебного штрафа и взыскание денежных средств за неисполнение судебного акта являются правом арбитражного суда, который в рамках своих полномочий на основе конкретных обстоятельств дела и действующего законодательства может принять решение о применении указанной меры воздействия на недобросовестного должника.
В соответствии с частью 2 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта в размере 100000 руб.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на факт наложения границ испрашиваемого земельного участка площадью 60000 кв.м на земли лесного фонда Истринского лесничества, площадь наложения составляет 55464,36 кв.м. В подтверждение пересечения границ заинтересованное лицо ссылается на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 26.08.2020, сводное заключение МВК Министерства имущественных отношений Московской области.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод поскольку, в материалах дела не имеется сведений и доказательств, подтверждающих принятие Администрацией городского округа Истра Московской области эффективных мер по обеспечению исполнения судебного акта.
В силу норм действующего лесного и земельного законодательства пересечение границ земельного участка с границами земель лесного фонда не является неустранимым обстоятельством. В частности, считая себя правообладателем испрашиваемого земельного участка, Администрация городского округа Истра Московской области вправе оспорить границы лесного участка, в том числе в судебном порядке.
Доказательств обращения в суд или компетентные органы за изменением границ земель лесного фонда заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2021 года по делу N А41-97901/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Судья |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97901/2019
Истец: НП ДАЧНОЕ "ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19784/2021
11.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1924/2021
08.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21212/20
30.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4265/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-97901/19