г. Чита |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А10-933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия Жалсанова Б.Д. (доверенность от 20.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 года по делу N А10-933/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" (ОГРН 1020300524012, ИНН 0302100379, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 1020300968710, ИНН 0323029832, далее - административный орган) о признании недействительным акта плановой комплексной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования N 1/2020-36 от 04.12.2020, требования ревизионной группы о восстановлении нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 1 245 981 руб. 96 коп. и уплате штрафных санкций в размере 124 598 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 года по делу N А10-933/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Акт плановой комплексной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования N 1/2020-36 от 04.12.2020 и требование о восстановлении нецелевого (незаконного) использования средств ОМС в части вывода о нецелевом использовании средств ОМС в размере 800 руб. и уплате штрафных санкций в размере 80 руб. признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не были надлежащим образом учтены и проверены доводы, указанные в заявлении. Апеллянт указал, что судом первой инстанции при вынесении решения были существенно нарушены нормы процессуального и материального права, решение противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам. Кроме того, по мнению апеллянта, судом для участия в судебном разбирательстве в качестве представителя ответчика была допущена Хунхинова Т.Б., которая не представила документ о высшем юридическом образовании, что в свою очередь создало неравные условия для участников процесса.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 10 сентября 2021 года время судебного разбирательства изменено на 11 часов 20 минут 26 октября 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.08.2021, 11.09.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя фонда, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФОМС РБ от 17.11.2020 года N 490 о проведении плановой комплексной проверки (л.д. 58, т.1), Программы проверки по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств обязательного медицинского страхования (л.д. 59-62, т.1) в период с 23.11.2020 по 04.12.2020 в отношении ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" должностными лицами Фонда проведена плановая комплексная проверка по использованию средств обязательного медицинского страхования за период 01.04.2018 по 30.09.2020.
В ходе проверки Фондом в части соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе установлено:
1. В нарушение пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп. 4. п.2, пп.1, пп. 2 п. 3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 11.03. 2013 года N121н:
- В штатном расписании на 2018 года, на 2019 года, на 2020 года утверждены штатные должности при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в поликлинике с. Багдарин: врач ультразвуковой диагностики, врач функциональной диагностики и произведены расходы на оплату труда врачам ультразвуковой диагностики Матуеву Э.А., Бабаевой Н.В., врачу функциональной диагностики Макаренко В.Б.
Использование средств обязательного медицинского страхования по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" по указанным специалистам составило 949 661 руб. 75 коп., в том числе за период с 01.04.2018 по 31.12.2018 - 95 356 руб. 62 коп., за 2019 год 360 102 руб. 95 коп, за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 - 494 202 руб. 18 коп.
- При отсутствии права на осуществление видов медицинской деятельности (лицензии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю "Акушерство-гинекология (искусственное прерывание беременности)" проведено оказание работ (услуг) по профилю акушерство- гинекология (искусственное прерывание беременности) в количестве 2 законченных случаев на сумму 41 743 руб. 22 коп. (в реестр-счетов указанные случаи поданы на оплату по КСГ st 02.002, форма оказания медицинской помощи -плановая), в том числе в 2019 г. - 41 743 руб. 22 коп.
2. В нарушение постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 года N 631 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.12,2018 года N 762 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" произведены расходы на цели, не входящие в территориальную программу ОМС (финансирование которых предусмотрено за счет иных источников):
За 2018 год
- приняты к возмещению командировочные расходы по прохождению семинара- тренинга по программе "Экспресс-психотерапия" теория и практика с 20.09.2018 по 25.09.2018 (авансовый отчет врача - офтальмолога Зориктуевой В.Б. от 27.09.2018 N б/н) на сумму 2 210 руб. 00 коп.;
- приняты к возмещению командировочные расходы участия в межрегиональной научно - практической конференции "Паллиативная медицинская помощь в Республике Бурятия" итоги и перспективы с 08.11.2018 по 10.11.2018 (авансовый отчет главного врача от 12.11.2018 N 352) на сумму 300 руб. 00 коп.;
За 2019 год:
- приняты к возмещению командировочные расходы участия во Всероссийской научно-практической конференции "Детский спортивный мир" проблемы и перспективы развития с 04.09.2019 по 07.09.2019 (авансовый отчет главного врача Карлова А.В. от 09.09.2019 N 326) на сумму 400 руб. 00 коп.;
- приняты к возмещению командировочные расходы участия в итоговой конференции по службе медицины катастроф и скорой медицинской помощи с 03.04.2019 по 06.04.2019 (авансовый отчет специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Петрова И.И. от 08.04.2019 N 44) на сумму 400 руб. 00 коп.;
- приняты к возмещению командировочные расходы участия в итоговой конференции по службе медицины катастроф и скорой медицинской помощи с 03.04.2019 по 06.04.2019 (авансовый отчет заместитель главного врача по медицинскому обеспечению района Ботороевой Д.П. от 08.04.2019 N 45) на сумму 400 руб. 00 коп.;
- приняты к возмещению командировочные расходы участия в итоговой конференции по службе медицины катастроф и скорой медицинской помощи с 03.04.2019 по 06.04.2019 (авансовый отчет старшего фельдшера Доржиева А.Г от 16.04.2019 N 70) на сумму 400 руб. 00 коп.;
- приняты к возмещению командировочные расходы обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Анализ и прогнозирование территориального развития социальной сферы в ФГБОУ ВО - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с 16.06.2019 по 27.06.2019 (авансовый отчет главного врача Карлова А.В. от 28.06.2019 N 206) на сумму 1200 руб. 00 коп.;
3. В нарушение пункта 1 "б" постановления Правительства РБ от 26.09.2005 N 314 "О размерах возмещения расходов связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам заключившими трудовой договор о работе в госорганах РБ, и работникам республиканских госучреждений" (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 02.04.2015 года, N 158), в нарушение п.11 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" установлена переплата расходов на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке:
- авансовый отчет водителя Савина А.А. от 01.08.2018 N 272 выплачены суточные (8 дней х 250 руб.) в размере 2000 руб., следовало 800 руб. Сумма переплаты составила 1200 руб.;
-авансовый отчет водителя Шувалова А.В. от 14.01.2019 N 5 выплачены суточные (4 дня х 250 руб.) в размере 1000 руб., следовало 400 руб. Сумма переплаты составила 600 руб.
4. В нарушение части приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в медицинской организации осуществлял деятельность медицинский психолог отделения организационно-методический отдел Дымпилова Б.Б. без профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология".
По результатам проверки составлен акт плановой комплексной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 04 декабря 2020 года N 1/2020-36, согласно которому в ходе проверки установлено нецелевое (незаконное) использование средств обязательного медицинского страхования 1 261 009 руб. 76 коп., в том числе в период апрель-декабрь 2018 года на сумму 98 766 руб. 62 коп., в 2017 году на сумму 477 990 руб. 58 коп., в период январь-сентябрь 2020 года на сумму 684 252 руб. 56 коп. (л.д.63-89).
В указанном акте изложено требование ТФОМС РБ, в соответствии с которым Больница обязана произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 1 261 009 руб. 76 коп. и уплатить штрафные санкции (в размере 10 процентов) в размере 126 100 руб. 98 коп., устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и прочие нарушения.
ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ", не согласившись с актом и требованием ТФОМС РБ от 04.12.2020 N 1/2020-36 в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в размере 1 245 981 руб. 96 коп. и штрафных санкций в размере 126 100 руб. 98 коп., обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с положениями статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2, пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, пунктов 2, 17, 17.2, 23 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (действовало до 01.05.2021) (далее - Положение), пунктов 39, 42.3 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н) (действует с 02.05.2021), ТФОМС РБ, осуществляя проверку использования Больницей средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемые акт проверки и требование, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в оспариваемом периоде) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 326- ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326- ФЗ (часть 27 Положения).
Акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Следовательно, акт проверки ТФОМС является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно акту проверки, Больницей заключены договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со следующими страховыми медицинскими организациями:
- Бурятский филиал ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - договор от 01.01.2018 N 22; дополнительное соглашение от 29.06.2018 N 2, дополнительное соглашение от 31.10.2018 N 4, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 1, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 5, дополнительное соглашение от 09.07.2019 N 3, дополнительное соглашение от 13.11.2019 N 4, дополнительное соглашение от 29.01.2019 N 6;
- филиал ООО "РГС-Медицина"-"Росгосстрах-Бурятия-Медицина" - договор от 30.12.2016 N 30 с пролонгацией на 2018 год;
- филиал ООО "Капитал Медицинское Страхование" в Республике Бурятия-договор от 28.12.2018, дополнительное соглашение от 19.03.2018 N 1, дополнительное соглашение от 31.10.2018 N 5, дополнительное соглашение от 01.11.2018 N 4, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 1, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 6, дополнительное соглашение от 02.07.2019 N 2, дополнительное соглашение от 09.01.2020 N 5, дополнительное соглашение от 25.04.2020 N 7, дополнительное соглашение от 08.05.2020 N 7, дополнительное соглашение от 21.07.2020 N 9;
- ООО ВТБ Медицинское страхование Бурятский филиал ООО ВТБ МС- договор от 01.01.2018 N 22, дополнительное соглашение от 01,03.2018 N 1, дополнительное соглашение от 29.06.2018 N 2, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 4, дополнительное соглашение от 23.01.2019 N 5, дополнительное соглашение от 13.11.2019 N 7, дополнительное соглашение от 09.01.2020 N 9, дополнительное соглашение от 14.05.2020 N 8.
29 декабря 2017 года между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС РБ, Бурятским филиалом ООО ВТБ МС, региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия", Бурятской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018 год (далее - Тарифное соглашение на 2018 год).
23 января 2019 года между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС РБ, Бурятским филиалом ООО ВТБ МС, Региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия", Бурятской республиканской организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2019 год (далее - Тарифное соглашение на 2019 год).
30 декабря 2019 года Министерством здравоохранения Республики Бурятия в лице министра здравоохранения Республики Бурятия Самбуева Д.Н., Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Бурятия в лице директора Варфоломеева А.М., Бурятским филиалом ООО ВТБ МС в лице директора Гаврилова Ю.А., региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия" в лице председателя Иринчеева А.Д., Бурятской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в лице председателя Ивановой Д.Б. заключено на 2020 год.
Пунктами 3.1 данных Тарифных соглашений предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Заявитель не согласен с выводом Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 949 661 руб. 75 коп.
Фондом установлено, что в нарушение пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп 4. п.2, пп.1, пп.2 п.3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 11.03. 2013 г. N121н:
- в штатном расписании на 2018 г., на 2019 г., на 2020 г. утверждены штатные должности при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в поликлинике с. Багдарин: врач ультразвуковой диагностики, врач функциональной диагностики и произведены расходы на оплату труда врачам ультразвуковой диагностики Матуеву Э.А., Бабаевой Н.В., врачу функциональной диагностики Макаренко В.Б.
Согласно Тарифным соглашениям об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018, 2019, 2020 гг. (Приложение N 34, пункт 5.5.1) к нарушениям связанным с включением в реестр счетов нелицензированных видов медицинской деятельности относится включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в лицензии медицинской организации.
Целевым использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, является соблюдение следующих условий:
- медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС, застрахованным лицам;
- должность медицинского работника должна быть включена в штатное расписание медицинской организации и соответствовать номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н;
- оказываемые медицинским работником работы/услуги должны быть предусмотрены лицензией медицинской организации.
Указанное в полной мере корреспондирует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2017 по делу N А19-16407/2016, от 31.01.2019 по делу А19-9078/2018.
Как следует из материалов дела Матуев Э.А. и Бабаева Н.В., Макаренко В.Б. приняты в ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" в качестве врачей ультразвуковой диагностики, врача функциональной диагностики.
Матуев Э.А. и Бабаева Н.В. осуществляли функции врачей ультразвуковой диагностики, Макаренко В.Б. осуществлял функции врача функциональной диагностики.
Из представленных бухгалтерских справок следует, что заработная плата указанным лицам производилась в соответствии с занимаемыми должностями - врачей ультразвуковой и функциональной диагностики.
Согласно штатному расписанию на 2018, 2019, 2020 гг. ставки врачей ультразвуковой и функциональной диагностики соответствующими приказами установлены в поликлинике ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ".
Между тем, согласно представленным в материалы дела лицензиям N ЛО-03-01- 002480 от 21.08.2017, ЛО-03-01-002940 от 20.06.2019, ЛО-03-01-002970 от 23.09.2019, ЛО- 03-01-003173 от 07.05.2020 ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" имеет право на осуществление работ (услуг) по ультразвуковой и функциональной диагностике при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Поскольку право ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" на осуществление работ (услуг) по ультразвуковой и функциональной диагностике при оказании медицинской помощи в амбулатории, указанные лицензии не предоставляют, постольку выводы фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату труда врачам ультразвуковой диагностики Матуеву Э.А., Бабаевой Н.В., врачу функциональной диагностики Макаренко В.Б., оказывающих медицинскую помощь в отсутствии соответствующей лицензии, являются правильными.
Использование средств обязательного медицинского страхования по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" по указанным специалистам составило 949 661 руб.75 коп., в том числе с 01.04.2018 по 31.12.2018 - 95356 руб. 62 коп., за 2019 - 360102 руб. 95 коп., за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 - 494202 руб. 18 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расходование средств в размере 949 661 руб.75 коп. является нецелевым использованием средств ОМС.
В части нецелевого использования средств ОМС в сумме 41 743 руб. 22 коп. на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 1327 "О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") внесены изменения в приложение к Положению о лицензировании.
Согласно утвержденному Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, выделяются следующие работы (услуги): акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий); акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Приказом Минздрава России от 13.06.2017 N 325н внесены изменения в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, в том числе в части наименования работ по акушерству и гинекологии.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Таким образом, организации, осуществляющие медицинскую деятельность, содержащую работы по акушерству и гинекологии, обязаны переоформить лицензию с актуализацией наименования работ, с учетом фактически осуществляемой деятельности с 12.12.2017.
Часть 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ, в редакции, действующей на момент возникновения обязанности, также предусматривала, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном данной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Как следует из материалов дела, ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности, в том числе по акушерству и гинекологии, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Лицензии на осуществление медицинской услуги по акушерству и гинекологии (искусственное прерывание беременности) у ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" отсутствует.
Выборочной проверкой медицинских карт стационарного больного по профилю "акушерство и гинекология" КСГ st 02.002 в количестве 30 установлено: при отсутствии права на осуществление видов медицинской деятельности (лицензии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю "Акушерство-гинекология (искусственное прерывание беременности)" проведено оказание работ (услуг) по профилю акушерство-гинекология (искусственное прерывание беременности) в количестве 2 законченных случаев на сумму 41743 руб.22 коп. (в реестр-счетов указанные случаи поданы на оплату по КСГ st 02.002, форма оказания медицинской помощи - плановая), в том числе в 2019 г. - 41 743 руб. 22 коп. (Приложение 2).
При этом Приказом Министерства здравоохранения РБ от 17.11.2017 N 1634-ОД "О порядке переоформления лицензии на осуществлении медицинской деятельности по акушерству и гинекологии" определен график подачи заявлений на переоформление лицензий по акушерству и гинекологии в Министерство здравоохранения РБ, в том числе по ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" - до 04 июня 2018 года.
Вместе с тем, ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" по состоянию на 04 июня 2018 года, а также на день окончания проверки Фондом, лицензию не переоформило, не предприняло действий по переоформлению.
Таким образом, судом правомерно признано нецелевым использованием денежных средств в размере 41743 руб.22 коп.
В части нецелевого использования средств ОМС в части возмещения командировочных расходов суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
В соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.06.2016 N 1203- О разъяснил, что ч.4 ст.196 ТК РФ, возлагая на работодателя обязанность проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, представляет собой гарантию для работников, обеспечивающую повышение уровня их квалификации. Вместе с тем данная норма ограничивает эту обязанность работодателя случаями, когда профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такое правовое регулирование также направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора и не может расцениваться как нарушающее права работников.
На основании положений частей 4, 6, 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Поскольку участие в корпоративных, спортивных и иных мероприятиях не является служебной обязанностью работников, выполнение ими таких поручений не может рассматриваться как выполнение "служебных поручений".
Соответственно, указанные поездки не могут являться командировками, а расходы, связанные с участием работников организации в данных мероприятиях, не могут являться командировочными расходами.
Таким образом, возмещение командировочных расходов по прохождению семинара-тренинга по программе "Экспресс-психотерапия" теория и практика с 20.09.2018 по 258.09.2018 врачом-офтальмологом в сумме 2 210 руб., участию главного врача в межрегиональной научно-практической конференции "Паллиативная медицинская помощь в Республике Бурятия" итоги и перспективы с 08.11.2018 по 10.11.2018 в сумме 300 руб., участию главного врача во Всероссийской научно-практической конференции "Детский спортивный мир" проблемы и перспективы развития с 04.09.2019 по 07.09.2019 в сумме 400 руб., участию специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в итоговой конференции по службе медицины катастроф и скорой медицинской помощи с 03.04.2019 по 06.04.2019 в сумме 400 руб., прохождению главным врачом обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Анализ и прогнозирование территориального развития социальной сферы в ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с 16.06.2019 по 27.06.2019 в сумме 1200 руб., является нецелевым использованием средств ОМС.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку фондом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что участие заместителя главного врача по медицинскому обеспечению и старшего фельдшера в итоговой конференции по службе медицины катастроф и скорой медицинской помощи с 03.04.2019 по 06.04.2019 в общей сумме 800 руб. не связано с осуществлением ими медицинской деятельности (скорая медицинская помощь) в рамках базовой программы ОМС, возмещение таких командировочных расходов не может быть признано нецелевым использованием средств ОМС.
Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, согласно статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации является одной из гарантий работникам при направлении их в служебную командировку.
В силу статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в том числе дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Частью 3 названной статьи (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ) установлено, что и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РБ от 26.09.2005 N 314 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах Республики Бурятия, и работникам республиканских государственных учреждений" в бюджетных учреждениях Республики Бурятия установлены нормы возмещения командировочных расходов, в частности, на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Данное постановление является действующим, положения Постановления от 26.09.2005 N 314 не противоречат положениям статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом установлена переплата расходов на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке:
- авансовый отчет водителя Савина А.А. от 01.08.2018 N 272 выплачены суточные (8 дней х 250 руб.) в размере 2000 руб., следовало 800 руб. Сумма переплаты составила 1200 руб.;
-авансовый отчет водителя Шувалова А.В. от 14.01.2019 N 5 выплачены суточные (4 дня х 250 руб.) в размере 1000 руб., следовало 400 руб. Сумма переплаты составила 600 руб.
Всего нецелевое (незаконное) использование средств обязательного медицинского страхования составило 8 010 руб. 00 коп., в том числе: в период с 01.04.2018 по 31.12.2018 - 3 410 руб. 00 коп., в 2019 году - 2800 руб. 00 коп., в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 - 1800 руб. 00 коп.
Таким образом, следует признать нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования в размере 8 010 руб. 00 коп.
Ссылка заявителя на пункт 3 Постановлением Правительства РБ от 26.09.2005 N 314 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах Республики Бурятия, и работникам республиканских государственных учреждений" судом правомерно отклонена, поскольку возможность оплаты суточных в большем размере обусловлена наличием соответствующей экономии.
Основанием для вывода о нецелевом использовании средств ОМС, послужило возмещение расходов на оплату труда медицинского психолога отделения организационно-методический отдел Дымпилова Б.Б. без профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология"
Как установлено фондом, в нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в медицинской организации осуществлял деятельность медицинский психолог без профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология".
Сумма переплаты по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" определена Фондом в размере 247 466 руб. 99 коп., в том числе в 2019 г. на сумму 62674 руб. 94 коп., за период январь-сентябрь 2020 г. на сумму 184792 руб. 05 коп.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утверждена должность "медицинский психолог", входящая в группу "Должности специалистов с высшим профессиональным образованием" (далее - Приказ N 541н).
На основании статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Приказом N 541н предусмотрены требования к квалификации медицинского психолога: высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.
Согласно материалам дела в ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" осуществляет деятельность медицинский психолог отделения организационно-методического отдела Дымпилова Б.Б. без профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология".
Поскольку Дымпилова Б.Б. не имея профессионального образования по специальности "Клиническая психология" или профессиональной переподготовки по данной специальности, не соответствовала квалификационным требованиям медицинского психолога, следует признать, что заработная плата Дымпилова Б.Б. в размере 247 466 руб. 99 коп. необоснованно выплачена за счет средств обязательного медицинского страхования.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований являются законными и обоснованными.
Оснований для уменьшения суммы штрафа 124 598 руб. 19 коп., которая по мнению заявителя не отвечает принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности характеру совершенного правонарушения, судебная коллегия из материалов дела не усматривает.
Доводы апеллянта о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях основаны на неверном толковании процессуального закона и подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении спора судом первой инстанции интересы фонда представляли Жалсанов Б.Д., представитель по доверенности от 20.01.2021 N 98 (диплом о высшем юридическом образовании от 30.05.2003), а также Хунхинова Т.Б., представителя по доверенности от 09.07.2021 N 5, не имеющая высшего юридического образования.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2020 года N 37-П, нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничения права организации поручать ведение дела от имени этой организации в арбитражном процессе связанному с ней лицу, в частности ее учредителю (участнику) или работнику, не имеющему высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, однако обладающему, по мнению представляемой организации, необходимыми знаниями и компетенцией в области общественных отношений, спор из которых подлежит разрешению арбитражным судом.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 года по делу N А10-933/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-933/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Баунтовская центральная районная больница
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-8228/2021
29.10.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4752/2021
16.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-933/2021
19.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-933/2021