г. Воронеж |
|
1 ноября 2021 г. |
А36-1737/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области, бюджетного учреждения дополнительного образования "Спортивно-туристский центр Липецкой области": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2021 по делу N А36-1737/2021
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области
к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования "Спортивно-туристский центр Липецкой области" (ОГРН: 1044800188586, ИНН: 4826043630)
о взыскании финансовой санкции в сумме 56000 руб. 00 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования "Спортивно-туристский центр Липецкой области" (далее - учреждение, ГБУ ДО "СТЦ ЛО", страхователь) о взыскании финансовой санкции в сумме 56 000 руб. 00 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период октябрь, ноябрь 2018 года, январь, апрель, июнь 2019 года, 2018 и 2019 годы.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на абз. 4 п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ) за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Управление указало, что ГБУ ДО "СТЦ ЛО" были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении конкретных застрахованных лиц, которые уже были представлены в исходных формах, а имело место несвоевременное первичное представление сведений (дополняющих) в отношении еще нескольких работающих застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленных исходных формах. Вина учреждения установлена в форме неосторожности.
25.10.2021 посредством почтовой связи от ГБУ ДО "СТЦ ЛО" поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложениями, в котором учреждение просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ГБУ ДО "СТЦ ЛО" полагало, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда в порядке статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ.
11.10.2021 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее - Отделение Пенсионного фонда) поступили сведения о том, что постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.04.2021 N 137п принято решение о реорганизации Управления Пенсионного фонда в форме присоединения к Отделению Пенсионного фонда. С 01.10.2021 Управление Пенсионного фонда прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, а Отделение Пенсионного фонда стало полным правопреемником по всем правам и обязательствам Управления Пенсионного фонда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При этом от Отделения Пенсионного фонда и ГБУ ДО "СТЦ ЛО" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд приобщил к материалам дела поступившие документы, оценил сведения Отделения Пенсионного фонда как ходатайство о процессуальном правопреемстве, принял его к рассмотрению.
Ходатайство Отделения Пенсионного фонда о процессуальном правопреемстве было удовлетворено, судом в рамках дела N А36-1737/2021 произведена замена с Управления Пенсионного фонда на Отделение Пенсионного фонда, о чем вынесено отдельное определение.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ГБУ ДО "СТЦ ЛО" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства представления ГБУ ДО "СТЦ ЛО" в орган Пенсионного фонда отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, которые сведены в таблицу:
N |
Отчет-ный период |
Дата представле-ния исходных сведений |
Соблюде-ние срока |
Дата представле-ния дополняю-щих сведений |
Дата акта об обнаружении фактов нарушения |
Дата принятия решения о привлечении к ответственно-сти |
Размер финансо-вой санкции, руб. |
Дата требования об уплате финансо-вых санкций |
1 |
октябрь 2018 |
13.11.2018 |
да |
11.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
10 500 |
16.12.2020 |
2 |
ноябрь 2018 |
11.12.2018 |
да |
11.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
8 500 |
16.12.2020 |
3 |
январь 2019 |
13.02.2019 |
да |
11.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
2 000 |
16.12.2020 |
4 |
апрель 2019 |
14.05.2019 |
да |
11.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
5 000 |
16.12.2020 |
5 |
июнь 2019 |
12.07.2019 |
да |
11.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
7 500 |
16.12.2020 |
6 |
2018 |
22.02.2019 |
да |
12.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
12 500 |
16.12.2020 |
7 |
2019 |
26.02.2020 |
да |
12.08.2020 |
24.09.2020 |
09.11.2020 |
10 000 |
16.12.2020 |
В связи с неисполнением названных требований в добровольном порядке Управление обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 16.02.2021 по делу N А36-726/2021 Управлению было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа N 346 от 01.02.2021 о взыскании с ГБУ ДО "СТЦ ЛО" финансовой санкции в размере 56 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе: 10 500 руб. - за период октябрь 2018 г., 8 500 руб. - за период ноябрь 2018 г., 2 000 руб. - за период январь 2019 г., 5 000 руб. - за период апрель 2019 г., 7 500 руб. - за период июнь 2019 г., 2 500 руб. - за период 2018 год, 10 000 руб. - за период 2019 год.
Ввиду чего, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ГБУ ДО "СТЦ ЛО" к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно были им скорректированы (до момента их обнаружения органом Пенсионного фонда) в соответствии с действующим законодательством, что не образует состав правонарушения, установленного ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области по следующим основаниям.
Исходя из преамбулы ФЗ N 27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (действовало в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-М или СЗВ-СТАЖ, не установлен.
Статьей 19 ФЗ N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период представления заявителем дополняющих сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ действовала Инструкция N 211н (начало действия - 27.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 38 Инструкции N 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 40 Инструкции N 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, исходные формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года, январь, апрель, июнь 2019 года были представлены ГБУ ДО "СТЦ ЛО" в Управление в установленные сроки (13.11.2018, 11.12.2018, 13.02.2019, 14.05.2019, 12.07.2019 соответственно). Также в установленные сроки учреждением были представлены в орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы (22.02.2019 и 26.02.2020 соответственно).
Одновременно, несмотря на отсутствие в исходных формах сведений о застрахованных лицах, указанные отчеты были приняты органом Пенсионного фонда без замечаний. Доказательств направления в адрес страхователя уведомлений об устранении ошибок и несоответствий, в том числе, применительно к отсутствию информации о застрахованных лицах, материалами дела не подтверждено (на направление соответствующих уведомлений заявитель не ссылается).
Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, ГБУ ДО "СТЦ ЛО" 11.08.2020 направило в адрес Управления дополняющие формы отчета СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года, январь, апрель, июнь 2019 года, 12.08.2020 - дополняющие формы отчета СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы, указав сведения о застрахованных лицах.
Данные обстоятельства подтверждает и сам заявитель в своей апелляционной жалобе, приводя даты представления дополняющих форм и даты актов (составлены позднее предоставления дополняющих сведений).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные учреждением несоответствия при подаче сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ были самостоятельно устранены ГБУ ДО "СТЦ ЛО" до выявления указанных нарушений органом Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей, и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Согласно подходу, изложенному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Таким образом, суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ГБУ ДО "СТЦ ЛО" к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 56 000 руб. у органа Пенсионного фонда не имелось.
Ссылка органа Пенсионного фонда на то, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорные периоды (то есть впервые), не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
В материалы дела не представлено доказательств того, что данное обстоятельство лишает учреждение возможности (без применения к нему штрафных санкций) самостоятельно исправить допущенные ошибки и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Одновременно ссылка органа Пенсионного фонда на положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, в силу которых в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 ФЗ N 27-ФЗ, не указывает на неправомерность выводов суда области.
Принятая в порядке ст. 19 ФЗ N 27-ФЗ Инструкция N 211н определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета), тогда как составы конкретных правонарушений, основания и порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учета установлены ФЗ N 27-ФЗ.
Таким образом, при оценке правомерности вынесения Управлением решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете суд устанавливает наличие в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, включая обстоятельства, которые могут быть расценены в качестве исключающих вину правонарушителя, исходя из положений действующего законодательства, с учетом сложившейся судебной практики, сформированной на уровне Верховного Суда РФ.
При этом апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах. Таким образом, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Поскольку соответствующие изменения в статьи 15 и 17 ФЗ N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены дополнительные основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ до обнаружения Управлением неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия ответчика как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в определениях Верховного Суда РФ от 21.07.2020 N 309-ЭС20-9426, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 06.11.2018 N 301-КГ18-17051, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2021 по делу N А36-1737/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1737/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Спортивно-туристический центр Липецкой области"