город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2021 г. |
дело N А32-21348/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от Новороссийской таможни: представители Панченко В.В. по доверенности от 07.12.2020, диплом, удостоверение; Бернова Е.В. по доверенности от 11.08.2021, диплом; Устименко А.О. по доверенности от 16.08.2021;
от ООО "Жива": представитель Некрасов С.В. по доверенности от 27.05.2021, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 по делу N А32-21348/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жива" (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
к Новороссийской таможне
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖИВА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании недействительным решения от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 с доначисленной к уплате суммой в размере 49540028 руб. 11 коп., решения от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/020321/0026841/01 с доначисленной к уплате суммой в размере 33346158 руб. 12 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 заявление удовлетворено.
Решение мотивировано тем, что принятые таможенным органом от 15.04.2021 решения о внесении изменения и дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 и N 10317120/020321/0026841/01 с доначислением сумм к уплате противоречат требованиям Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 "О распределении объема тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (КОД 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (КОД 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (КОД 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) участникам внешнеторговой деятельности", положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе Новороссийская таможня указывает, что в пункте 3 статьи 6 ТК ЕЭАС установлено, что если законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более ДТ, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов ЕАЭС в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой ДТ.
Таким образом, при таможенном декларировании товаров, лицензии, подтверждающие сведения о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в ДТ, должны быть у декларанта на момент подачи первой ВТД.
Для применения пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, в случае временного периодического декларирования, необходимо соблюдение в совокупности двух условий: получение декларантом разовой лицензии и осуществление фактического вывоза товара в период действия такой лицензии.
Суд первой инстанции в решении сделал ссылку на положения Закона, утратившего силу.
Таможенный орган ссылается на письмо Минфина России от 15.07.2021 N 27-03-22/56463, согласно которому применение более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе зерновых культур в пределах выделенного объема тарифной квоты возможно при условии, что такой товар фактически вывезен с территории Союза в период действия разовой лицензии и на Постановление Правительства Российской Федерации N 754 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), которым установлено, что в отношении товара, классифицируемого кодом 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в период c l5.02.2021 по 30.06.2021 включительно ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25 евро за 1000 кг применяется в отношении товара, на который установлена тарифная квота и при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 01.07.2020 N AZ-2020-0701, заключённого с компанией AMARANTHA LP (Соединенное Королевство), Общество в период с 14.02.2021 по 19.02.2021 осуществило экспортную поставку двух партий пшеницы, которая классифицирована в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза кодом 1001 99 000 0, первоначально задекларированных по временным таможенным декларациям ВДТ N 10317120/140221/0018007 от 14.02.2021, ВТД N 10323010/100221/0021441 от 10.02.2021.
После фактического вывоза товара Общество были поданы полные декларации на товары N 10317120/190221/0020191 от 19.02.2021 (5844950,00 кг. пшеницы) и N 10317120/020321/0026841 от 02.03.2021 (4879210,00 кг. пшеницы).
При осуществлении экспортной поставки Обществом был произведён расчёт таможенной пошлины с учётом льготы, предоставленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 N 2097, исходя из ставки 25 евро за 1000 кг.
В рамках процедуры, предусмотренной Правилами распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, утверждёнными Постановлением Правительства N 2097 "О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза", Обществу Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 (т.1 л.д. 53-60) распределена тарифная квота, установленная в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, помещённых под таможенную процедуру экспорта, участникам внешнеторговой деятельности на период с 15 февраля до 30 июня 2021 года (включительно) согласно приложению к настоящему приказу, в объёме 27346547 кг (строка 146 Приложения к Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60).
Общество заявлениями N 0150266 и N 0150270 обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации за получением разовых экспертных лицензий в пределах в пределах объёмов предоставленной тарифной квоты (т.1 л.д. 61-62).
Платёжными поручениями от 15.02.2021 N 302 произвело уплату государственной пошлины за предоставление лицензии в размере 7500 руб., по платёжному поручению от 15.02.2021 N 304 в размере 7500 рублей (т.1 л.д. 63-64).
По результатам рассмотрения заявлений Общества, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выдало организации разовые лицензии на экспортную поставку пшеницы и меслин прочих несеменных (российская пшеница продовольственная, насыпью, урожай 2020 года) N 005RU21002001349 от 19.02.2021 с периодом действия с 19.02.2021 по 29.06.2021 (6050000 кг) и N 005RU21002001857 от 25.02.2021 с периодом действия с 25.02.2021 по 29.06.2021 (5500000 кг).
30.03.2021 Новороссийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
30.03.2021 таможенным органом был составлен акт N 10317000/212/300321/А0066 о необходимости внесения изменений в ДТ N 10317120/190221/0020191 и N 10317120/020321/0026841 в соответствии с положениями Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии таможенного союза и Коллегии евразийской экономической комиссии", Приказа ФТС России от 03.07.2014 N 1286 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров"; по результатам внесения изменений и формирования корректировки декларации на товары, принять меры по доначислению и довзысканию таможенных платежей в соответствии со статьёй 55, 68 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза.
В ходе проверки таможенным органом исследовались следующие документы: ДТ N 10317120/190221/0020191, ВД N 10317120/140221/0018007, экспортная лицензия от 19.02.2021 N 005RU21002001349, грузовой манифест от 15.02.2021, ДТ N 10317120/020321/0026841, ВД N 10323010/100221/0021441, экспортная лицензия от 25.02.2021 N 005RU21002001857, грузовой манифест от 17.02.2021.
По результатам проверки Новороссийская таможня пришла к выводу, что Обществом неверно произведён расчёт таможенной пошлины, подлежащей уплате с учётом условий экспертной поставки - исходя из ставки 25 евро за 1 тонну.
Таможенный орган указывает на то, что согласно технологическим отметкам в грузовом манифесте от 15.02.2021 фактической датой вывоза товара, задекларированного по ДТ N 10317120/190221/0020191 является 16.02.2021.
Согласно сведениям, содержащимся в графе 2 экспортной разовой лицензии на товары N 05RU21002001349 период её действия с 19.02.2021 по 29.06.2021.
Согласно технологическим отметкам в грузовом манифесте от 17.02.2021 датой фактического вывоза товара, задекларированного по ДТ 10317120/020321/0026841, является 18.02.2021.
Согласно сведениям, содержащимся в графе 2 экспортной разовой лицензии на товары N 005RU21002001857, период её действия с 25.02.2021 по 29.06.2021.
Таможенный орган пришёл к выводу, что поскольку экспортная поставка товара была осуществлена ранее получения экспортером разовых лицензий, размер таможенной пошлины подлежит расчету исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 - исходя из ставки вывозной таможенной пошлины в размере 50%, но не менее 100 евро за 1000 кг.
15.04.2021 должностным лицом Новороссийской таможней вынесено решение о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 с доначисленной к уплате суммой в размере 49540028 руб. 11 коп. и решение о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/020321/0026841/01 с доначисленной к уплате суммой в размере 33346158 руб. 12 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" в целях реализации части 2 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) (взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика.
В соответствии с положениями части 1 статьи 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при периодическом таможенном декларировании декларация на товары подаётся в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счёт исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки - по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.
Частью 5 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Согласно правилам, предусмотренным частью 21 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации.
Днём фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
Пунктом 3 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что если законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Исходя из вышеизложенного, при таможенном декларировании товаров лицензии, подтверждающие сведения о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи первой временной периодической таможенной декларации.
Согласно материалам дела, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60, Обществу была предоставлена квота, следовательно, сам факт предоставления указанной коты является достаточным основанием для применения льготы по оплате таможенной пошлины.
В силу статьи 102 данного Федерального закона N 289-ФЗ для случаев вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров этого союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путём подачи временной декларации на товары (часть 1); в этом случае применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом указанной декларации (часть 11); впоследствии при подаче полной декларации на товары осуществляется корректировка сумм вывозных таможенных пошлин, исходя из ставок, применяемых на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации (части 21, 26 и 27).
Названные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающими в качестве условия для применения пониженных ставок вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных товаров, на которые установлена тарифная квота, наличие у декларанта лицензии, выданной компетентным органом.
Данный вывод соответствует позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.11.2019 N 3000-О.
В рамках внешнеторгового контракта N AZ-2020-0701 от 01.07.2020, заключенного с компанией AMARANTHA LP (Соединенное Королевство), Общество с 14.02.2021 по 19.02.2021 осуществило экспортную поставку двух партий пшеницы, по ВДТ N 10317120/140221/0018007 от 14.02.2021 и ВТД N 10323010/100221/0021441 от 10.02.2021, что не противоречит положениям статьи 116 ТК ЕАЭС и статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ.
В материалы дела Обществом представлены полные таможенные декларации по ДТ N 10317120/190221/0020191 от 19.02.2021 на товар весом 5844950 кг., по ДТ N 10317120/020321/0026841 от 02.03.2021 на товар весом 4879210 кг., доказательства исполнения своих обязательств погрузкой товара на борт судна "Леонид Заякин" и "Соликамск".
Место убытия и оформления груза - т\х "Соликамск" т/п Морской порт Азов Ростовской таможни ФТС России, т\х "Леонид Заякин" т/п Морской порт Таганрог Ростовской таможни ФТС России, таможенное оформление осуществлялось через таможенных представителей.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 "О распределении объема тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) участникам внешнеторговой деятельности", Обществу предоставлена квота.
Тарифная квота, установленная данным документом, введена с 15 февраля по 30 июня 2021 года включительно.
Погрузка и оформление полных таможенных деклараций осуществлена 19.02.2021 и 02.03.2021. Вывоз товара осуществлён с учётом предоставленных квот.
В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астана 29.05.2014) с 01.01.2018 в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно пункта 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
К таким сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары подлежат, перечисленные в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, сведения, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о товарах - производителе и таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости); об исчислении таможенных платежей; о сделке с товарами и ее условиях; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в частности: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы о происхождении товаров; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В силу подпунктов 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах: цена, таможенная стоимость, статистическая стоимость, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Статьей 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) во временной декларации на товары допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Федерального закона N 311-ФЗ при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза (часть 5 статьи 214 Федерального закона N 311-ФЗ).
В силу положений подпункта 2 части 11 статьи 214 Федерального закона N 311-ФЗ при подаче полной декларации на товары вывозные таможенные пошлины подлежат уплате одновременно с подачей декларации в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного объёма товаров и (или) стоимости фактически вывезенных товаров, с учётом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары.
Таможенный орган в апелляционной жалобе указывает, что положения статьи 214 Федерального закона N 311-ФЗ не могут быть применены к рассматриваемому делу, так как являются недействующими, поскольку вступил в законную силу Федеральный закон N 289-ФЗ.
Данный довод подлежит отклонению апелляционным судом, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку указанная норма закона действует до настоящего времени и законодателем не была признана утратившей силу.
Ссылка таможенного органа на разъяснения данные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2021 N 27-03-22/56463 является по мнению апелляционного суда необоснованной.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
С учётом позиции Президиума ВАС РФ, арбитражные суды при разрешении конкретного спора не связаны позицией Министерства финансов Российской Федерации по вопросам трактовки норм законодательства о таможенном регулировании, а выносят решение на основании правил оценки доказательств и применения права по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что решения таможенного органа от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 с доначисленной к уплате суммой в размере 49540028 руб. 11 коп. и КДТ N 10317120/020321/0026841/01 с доначисленной к уплате суммой в размере 33346158 руб. 12 коп. являются незаконными, и требования Общества подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 по делу N А32-21348/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21348/2021
Истец: ООО "ЖИВА"
Ответчик: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14245/2021
03.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16224/2021
22.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11065/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21348/2021