г. Самара |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А49-6835/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 августа 2021 года по делу N А49-6835/2021 (судья Петрова Н.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690)
к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (ОГРН 1125837000244, ИНН 5837049339)
о взыскании штрафов в сумме 3500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензе Пензенской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд суда Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - общество, ООО "Виктория") о взыскании штрафов в сумме 3500 руб. 00 коп., наложенных на основании решений Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2021 N 068S19210001650, N 068S19210001649, N 068S1921, N 068S19210001648, N 068S19210001647.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27 августа 2021 года требования заявителя удовлетворены частично. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Виктория" в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области штрафы в сумме 2000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, поскольку судом нарушены нормы материального права. Не применен закон, подлежащий применению.
От заявителя также поступило ходатайство о процессуальной замене в силу правопреемства в связи с реорганизацией в форме присоединения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Ввиду реорганизации заявителя и на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции производится замена стороны по данному делу: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензе Пензенской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
ООО "Виктория" представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за октябрь 2018 (тип формы "исходная") - 12.11.2018. 19.01.2021 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за октябрь 2018 (тип формы "доп") на 1 застрахованное лицо.
10.12.2018 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за ноябрь 2018. 19.01.2021 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 (тип формы "доп") на 1 застрахованное лицо.
04.01.2019 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за декабрь 2018. 19.01.2021 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за декабрь 2018 (тип формы "доп") на 1 застрахованное лицо.
ООО "Виктория" представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за август 2020 (тип формы "исходная") - 23.09.2020 на 4 застрахованных лиц. Срок представления сведений за август 2020 - 15.09.2020.
В связи с указанными обстоятельствами должностным лицом органа Пенсионного фонда был составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.02.2021 N 068S18210000789, N 068S18210000790, N 068S18210000791, N 068S18210000792. Данные акты направлены ответчику заказной почтой.
Начальник Управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения материалов проверки, вынес решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2021 N 068S19210001650, N 068S19210001649, N 068S19210001648, N 068S19210001647, в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ) в виде штрафов в общей сумме 3500 руб.
Направленные в адрес страхователя требования об уплате финансовых санкций от 07.04.2021 N 068S01210002277, N 068S01210002278, N 068S01210002279, N068S01210002280 в установленные в них сроки ответчиком не исполнены.
В связи с указанным обстоятельством Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций.
При принятии решения о частичном удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, должны быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как видно из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоением N 068-004-025262.
Судом первой инстанции учтено, что материалами дела подтверждаются и обществом не оспариваются факты несвоевременного представления в Управление сведений по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за август 2020 на 4 застрахованных лиц.
Срок представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 - 15.09.2020, фактически сведения представлены 23.09.2020.
Учитывая, что указанные выше сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета были представлены обществом в Управление с нарушением установленного срока, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и удовлетворения требований заявителя в части взыскания штрафа в сумме 2000 руб.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что страхователь своевременно представил в Управление исходные сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за октябрь 2018-декабрь 2018.
19.01.2021 страхователь представил в Управление уточненные сведения по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за указанные периоды на 1 застрахованное лицо.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в данном случае страхователь реализовал свое право на представление в Управление уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до момента обнаружения ошибки Управлением.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении N 303 -КГ18-99 от 02.07.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неполнота сведений откорректирована ответчиком самостоятельно путем направления дополнительных сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 - декабрь 2018 на 1 застрахованное лицо, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по решениям Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2021 N 068S19210001650, N 068S19210001647, N 068S19210001648.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Довод подателя жалобы о том, что в данном случае представление сведений на застрахованных лиц, данные о которых не были представлены в отчете по исходной форме, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства и как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, (далее - Инструкция N 211н).
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Между тем положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
То обстоятельство, что если дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019).
Несмотря на то, что данная правовая позиция сформирована до утверждения Инструкции N 211н, вступившей в силу 27.07.2020, дополненной абзацем 4 пункта 40, предусматривающим привлечение к финансовой ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если сведения отчетности в установленный срок представлены не по всем работникам, основания для привлечения заявителя к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях, закрепленное Федеральным законом N 27-ФЗ.
Поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующих изменений в Федеральный закон N 27-ФЗ на дату предоставления сведений не вносилось, следовательно, принятие новой Инструкции N 211н не может устанавливать иные основания для привлечения к финансовой ответственности и при отсутствии иных правовых подходов Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции верно учтена правовая позиция, содержащаяся в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019).
Обратный правовой подход по своей сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
По смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что если дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Более того, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией.
Суд первой инстанции таким образом пришел к правомерному выводу, что при установленных фактических обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку исходные сведения за спорные периоды страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также учитывая, что отчет по дополнительной форме пенсионным фондом принят без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Управления отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву пришел к выводу об оставлении заявленных требований без удовлетворения в оставшейся части.
С учетом изложенного выше суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
При принятии обжалуемого судебного акта перечисленных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ процессуальных нарушений, а также таких, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 48, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену в силу процессуального правопреемства Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензе Пензенской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 августа 2021 года по делу N А49-6835/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6835/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ России в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Виктория"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ