город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2021 г. |
дело N А32-34388/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от АО "НЭСК": Тешева С.Р. по доверенности N 12.1НЭ-18/21-15 от 01.01.2021;
от Северо-Кавказского управления Ростехнадзора: Плотниковой В.А. по доверенности от 20.02.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.09.2021 по делу N А32-34388/2021
по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Берегиня" (ИНН 2311218194, ОГРН 116237502865)
о признании незаконным определения административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.07.2021
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2021 по делу N А32-34388/2021 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с решением суда от 15.09.2021, акционерное общество "НЭСК" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в силах организации было ограничить потребление электрической энергии. В данном случае не предполагались действия по полному прекращению поставки электроэнергии, соответствующие ограничения должны были касаться мест общего пользования.
В обоснование правовой позиции апеллянт ссылается на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2018 N 4-АД18-3.
В отзыве на апелляционную жалобу Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Краснодар просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "НЭСК" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения от 15.09.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Краснодар от АО "НЭСК" поступило заявление о возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении от 22.06.2021 N 9НЭ-03-3383, предусмотренным частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО УК "Берегиня".
По результатам рассмотрения поступивших материалов административным органом установлено отсутствие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем принято определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.07.2021.
Не согласившись с указанным определением от 15.07.2021, акционерное общество "НЭСК" обжаловало его в судебном порядке.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 данного Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Диспозицией ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ является нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выступает потребитель электрической энергии.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии образует противоправное деяние, подлежащее квалификации по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами
В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) сказано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Положение п. 121 данных Правил предусматривает, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашения сторон обязательства.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Берегиня" является исполнителем коммунальных услуг, обслуживающим многоквартирные дома, между АО "НЭСК" и ООО УК "Берегиня" заключен договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 17.08.2018 N 610060.
В связи с образованием задолженности по договору от 17.08.2018 N 610060 в размере 3 514 554,59 руб. АО "НЭСК" направило в адрес управляющей компании уведомление от 29.01.2021 N 24092 о необходимости самостоятельного введения до 12.04.2021 ограничения режима электроснабжения в отношении точек поставки (далее - уведомление):
- ул. Куликово Поле, д. 33,
- ул. Ратной Славы, д. 50,
- ул. Куликово Поле, д. 31,
- пер. Шаляпина, д. 8.
В целях контроля введения управляющей компанией самостоятельного ограничения режима электропотребления, 12.04.2021 по указанным в уведомлении адресам прибыл представитель АО "НЭСК".
По результатам осмотра установлен факт потребления электрической энергии через постоянную схему присоединения по адресам: ул. Ратной Славы, д. 50, пер. Шаляпина, д. 8, о чем составлены акты от 12.04.2021.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно указал, что частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике, порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Вместе с тем, пунктом 121 Правил определено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, поименованных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и подпункта "б" пункта 117 Правил.
При этом данные исключения не относятся к случаям возникновения задолженности по оплате электрической энергии.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Из материалов дела следует, что исполнителем не может быть исполнено требование заявителя о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку будут нарушены права и законные интересы третьих лиц - добросовестных потребителей коммунального ресурса, не имеющих задолженности по оплате и исполняющих предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства.
Принятие мер воздействия к управляющей организации в виде ограничения режима потребления электроэнергии в местах общего пользования также приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в МКД, являющиеся добросовестными потребителями и исправно оплачивающими электроэнергию.
Таким образом, определения административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.07.2021 является законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2021 N Ф05-25579/2020 по делу N А40-341192/19-149-2786, а также в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2020 N Ф05-20646/2020 по делу N А40-341204/19-79-2615.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2018 N 4-АД18-3 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку фактические обстоятельства, установленные судом в рамках настоящего спора и дела, приведенного заявителем в обоснование своей позиции, не являются аналогичными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2021 по делу N А32-34388/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34388/2021
Истец: АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края", АО "НЭСК"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Третье лицо: ООО управляющая компания "Берегиня"