г. Самара |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А55-10761/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Романенко С.Ш., Ануфриевой А.Э.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шишкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2021 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2021 года по делу N А55-10761/2021 (судья Лукин А.Г.)
по иску Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области
к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области
о взыскании убытков 450 000 руб.
третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом.
от ответчика - представитель Осипова Ю.С. по доверенности от 07.04.2020,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) убытков в размере 450 000 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалиду во исполнение решения Исаклинского районного суда Самарской области от 29.03.2019 по делу N 2-76/19.
Определением от 22.06.2021 суд в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство управления финансами Самарской области.
Информация о принятии иска к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2021 года по настоящему делу исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение по настоящему делу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав в иске.
При этом в жалобе заявитель указал, что выводы Арбитражного суда Самарской области не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, решение вынесено с неправильным применением норм материального права, повлиявшим на исход дела, является незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, по смыслу законодательства на субъект Российской Федерации не возлагается обязанность по финансированию обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на основании решений судов общей юрисдикции. Финансирование обеспечения жилыми помещениями указанных лиц осуществляется соответствующими трансфертами в установленном порядке, а не путем взыскания через суд.
Заявитель полагает, что законодательно закреплена обязанность именно органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями поставленных на учет граждан, в т.ч. и являющихся инвалидами (ст.ст.14,50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, ст.ст.14,19,49,52,57 Жилищного кодекса РФ). Заявитель полагает, что одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. В первую очередь необходимо, чтобы такой гражданин являлся малоимущим.
Заявитель полагает, что убытки у истца отсутствуют, т.к. обеспечение соответствующей категорией граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В обоснование своей позиции об использовании межбюджетных трансфертов заявитель ссылается на Определения Верховного Суда РФ от 30.11.15г. N 303-ЭС15-8812, от 01.12.15г. N 303-ЭС15-9208 и иную судебную практику. Заявитель полагает, что положения Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" несостоятельна, т.к. данным законом не предусмотрена обязанность субъекта РФ обеспечивать жилыми помещениями инвалидов, встающих на учет после 01.01.2005 г., однако устанавливает, что данное обеспечение осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Заявитель полагает, что поскольку на реализацию муниципальным районом Исаклинский Самарской области вопросов местного значения Самарской областью межбюджетные трансферты уже выделены, взыскание с Самарской области денежных средств по настоящему делу приведет к повторному финансированию субъектом РФ данных вопросов, что противоречит принципам бюджетной системы (ст.28 БК РФ).
Переданные в соответствии с Федеральным законом N 181-Фз полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями поставленных на учет до 01.01.2005 г. инвалидов на территории региона осуществляется министерством (подпункт 97.6 пункта 2.2. Положения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.06.12г. N 289). Однако министерство не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере обеспечениями жилыми помещениями поставленных на учет после 01.01.2005 г. инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
На основании вышеизложенного министерство просит решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2021 по делу N А55-10761/2021 отменить полностью и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт и в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 года суд апелляционной инстанции принял апелляционную жалобу к производству, дело назначено к рассмотрению на 28.10.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание представители истца и третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах, применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В арбитражный суд апелляционной инстанции до начала рассмотрения дела по существу, от истца в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором истец указал, что поддерживает исковые требования в полном объеме.
От третьего лица представлен отзыв на апелляционную жалобу, отзывы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила решение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Исаклинского районного суда Самарской области от 29.03.2019 г., вступившим в законную силу 20.06.2019 г. на администрацию сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области возложена обязанность предоставить Бородак Артему Витальевичу, 27 апреля 2014 года рождения, вне очереди по договору социальному найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь, состоящему после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелого хронического заболевания, включенного в перечень, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Согласно пункту 9 статьи 14 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище" жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в пункте 4 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
Данный судебный акт исполнен за счет средств бюджета сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области (Договор передачи жилого помещения в собственность гражданина от 08.02.2021).
Стоимость предоставленного жилья составила 450 000,00 рублей (Постановление Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области N 154 от 06.11.2019).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что у субъекта Российской Федерации нет обязанности по обеспечению жильем инвалидов, вставших на чету после 01.01.2005, а есть право на установление дополнительных мер социальной поддержки. Средства, выделенные Самарской области Российской Федерацией на реализацию полномочий по обеспечению инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, не могут быть направлены на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, поскольку это будет нецелевым использованием бюджетных средств.
Ответчик указал на необоснованность ссылок истца за Законы Самарской области.
Изучив материалы дела, рассмотрев исковые требования, проверив обоснованность доводов, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.ст.1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Согласно указанной статье инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Исковые требования заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов ответчика и третьего лица.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Самарской области.
Как верно усмотрел суд первой инстанции, исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, истец не мог отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится, в том числе, обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы ответчика о том, что требование к ответчику является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, признаны несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что руководствуется правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Как верно указал суд первой инстанции, доводы третьего лица о том, что требования не подлежат удовлетворению в с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности доводов истца, поскольку жилые помещения истцом предоставлены на основании решений суда общей юрисдикции, установивших обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Правомерность доводов истца подтверждаются судебной практикой, а именно определением Верховного суда от 18.07.2018 г. по делу N А02-1279/2017, определением ВС РФ от 27.03.2020 г. N 304-ЭС20-6463.
Довод о том, что в 2018 году и в 2019 году бюджету муниципального района из областного бюджета выделялись межбюджетные трансферты для реализации Истцом полномочий по решению вопросов местного значения из бюджета Самарской области, за счет которых возможно было покрыть свои расходы на обеспечение жильем инвалидов, не может быть принят во внимание, как не влияющий на правомерность заявленного требования истцом, в силу следующего.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидий местным бюджетам, субвенций местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов.
Пункт 1 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписывает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов" образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений (внутригородских районов). Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, а также порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений внутригородских районов утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целя софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значение. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение меж муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 приведенной статьи).
В силу п.п. 1 и 2 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расход" обязательств муниципальных образований, возникающих при выполне государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российс Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъе Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти, а также собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджет которые в силу ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят целевой характер, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельна государственных полномочий в пределах выделенных муниципалы образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, выделенные из областного бюджета в 2020, 2021, 2022 годах дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, не могли быть израсходованы на цели, связанные с исполнением государственных полномочий субъекта по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и предоставление дотаций из областного бюджета, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о выделении из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств для целей обеспечения жилыми помещениями и инвалидов.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что требования истца законны, обоснованы и правомерно удовлетворены арбитражным судом первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны лишь на несогласии с выводами суда, и на неверном толковании положений закона, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами, приводившимся суду первой инстанции, которые получили с его стороны надлежащую оценку, в том числе, с учетом имеющейся судебной практики (определение Верховного Суда Российской Федерации N 302-ЭС20-4953 от 30.10.2020.). Апелляционный суд также учитывает Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 302-ЭС20-20930 по делу N А78-10174/2019.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы по тем же мотивам и соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковое требование о взыскании убытков, фактически понесенных в связи с обеспечением жилым помещением, в заявленном размере является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 сентября 2021 года по делу N А55-10761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10761/2021
Истец: Администрация сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области
Ответчик: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области