г. Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А40-57627/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021
по делу N А40-57627/21
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: АО "Объединенный резервный банк"
о незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации договора аренды
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент, ДГИ г. Москвы) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 21.12.2020 N MFC-0558/2020-373076 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 15.07.2019 N М-05-054287 в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429, имеющих адресный ориентир: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32; об обязании.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Москве и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица АО "Объединенный резервный банк" в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствии заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2014, оставленного без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 и Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2015 по делу N А40-42014/14 Департамент городского имущества г.Москвы 13.10.2015 издал Распоряжение N 18240 о разделе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002001:75.
Этим распоряжением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержден адрес земельного участка: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, вл.19, стр.32, а также проектная площадь 386 кв.м.
После проведения кадастровых работ данный участок был поставлен на кадастровый учет с площадью 386 кв.м., ему присвоен кадастровый номер 77:05:0002001:10429.
Таким образом, данный земельный участок был сформирован на основании решения суда именно для последующего оформления земельных отношений с собственником здания, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, стр.32.
В соответствии с вышеупомянутым решением суда для оформления земельных отношений с собственником здания ДГИ г. Москвы 13 октября 2015 г. издал еще два распоряжения N N 18241, 18242, касающиеся вопросов формирования двух других земельных участков под вышеуказанным зданием.
Все три земельных участка были сформированы именно для оформления земельных отношений под зданием, принадлежащим АО "ОРБАНК" на праве собственности.
В соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2016, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017 по делу N А40-129325/16 Департаменту городского имущества г. Москвы было предписано в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в адрес АО "ОРБАНК" проекты договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429.
Однако, указанное решение суда не исполнено, в связи с тем, что земельный участок 77:05:0002001:10429 аннулирован с 29.11.2016, т.е. после вступления в силу решения суда.
Во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2016 по делу N А40-129325/16 ДГИ г. Москвы направил в адрес АО "ОРБАНК" проект договора аренды, в котором земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002001:10429 отсутствовал.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018 по делу N А40-114447/17 признаны незаконным, нарушающим права и законные, интересы АО "Объединенный резервный банк", заявление (действие) Департамента о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002001:10429, поданного в Управление Росреестра по Москве (через МФЦ) представителем Департамента по доверенности Платоновым М.Ю. 18.11.2016, номер регистрации 77-0-1- 71/3038/2016-3563; признано незаконным, нарушающим права и законные интересы АО "Объединенный резервный банк", принятое на основании заявления Департамент решение ФГБУ "ФКБ Росреестра" Росреестра по г. Москве от 28.11.2016 о снятии с учета данного земельного участка: суд обязал Департамент в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда заключить с АО "Объединенный резервный банк" договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429 на условиях проекта договора, подготовленного Департаментом, с изложением спорных пунктов в следующей редакции:
"1.1. Предметом Договора являются земельные участки, именуемые в дальнейшем "Участки", общей площадью 882 (восемьсот восемьдесят два) кв.м, в том числе:
с кадастровым номером 77:05:0002001:10424 площадью 4661 (четыреста шестьдесят шесть) кв.м,
с кадастровым номером 77:05:0002001:10427 площадью 30 (тридцать) кв.м, из состава земель населенных пунктов,
с кадастровым номером 77:05:0002001:10429 площадью 386 (триста восемьдесят шесть) кв.м.,
имеющие адресный ориентир: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32, предоставляемые в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания под обслуживание автотранспорта, банковскую и страховую деятельность.
2.1. Договор заключен сроком на 49 лет.
2.2. Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
3.2. Арендная плата начисляется с даты государственной регистрации здания. Первый арендный платеж при заключении настоящего Договора производится на ближайшую дату платежа, следующую за датой вступления договора в силу.
В случае принятия нормативного правового акта города Москвы или Арендодателя, устанавливающего иной, чем в Договоре, срок внесения арендной платы, он принимается к исполнению Сторонами с даты вступления в силу упомянутого акта без внесения изменений в Договор. Основанием для его исполнения является письменное уведомление Арендодателя или размещение информации об изменении срока внесения платежа на официальном сайте Арендодателя в сети Интернет.
В случае изменения целевого (функционального) использования объекта недвижимого имущества, расположенного на Участках, размер арендной платы подлежит изменению Арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления. Приложение 2 к Договору_".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018 по делу изменено: апелляционный суд постановил в резолютивной части решения абзац первый пункта 3.2. договора аренды земельных участков изложить в следующей редакции: "3.2. Арендная плата начисляется с даты государственной регистрации договора аренды земельного участка. Первый арендный платеж при заключении настоящего Договора производится на ближайшую дату платежа, следующую за датой вступления договора в силу"; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2016, оставленного без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017 по делу N А40-129325/16, решения Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018, постановления Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2019 по делу N А40-114447/2017 между Департаментом и АО "ОБЪЕДИНЕННЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК" заключен договор аренды от 15.07.2019 N М-05-054287 в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429 имеющие адресный ориентир: г.Москва, ул.Ленинская Слобода, вл. 19, стр. 32.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации Договора аренды.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением в адрес Департамента направлено уведомление от 21.12.2020 N MFC-0558/2020-373076 об отказе в государственной регистрации прав.
Причинами отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило то обстоятельство, что предметом договора является, в том числе земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002001:10429. Однако, указанный участок снят с кадастрового учета и имеет статус "аннулирован".
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, регистрирующий орган не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Договор аренды от 15.07.2019 N М-05-054287 в отношении земельных участков общей площадью 882 кв.м с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424, 77:05:0002001:10427; 77:05:0002001:10429 заключен во исполнение решения Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2016, оставленного без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017 по делу NА40-129325/16, решения Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2018, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018, постановления Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2019 по делу N А40-114447/2017.
При этом довод Департамента о том, что участок с кадастровым номером 77:05:0002001:10429 аннулирован отклонен судами в связи с тем, что в силу части 2 статьи 69 АПК РФ заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0002001:10424; 77:05:0002001:10427, 77:05:0002001:10429 является для Департамента обязательным. Решением Арбитражного суда от 31.08.2016 по делу N А40-129375/16 земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002001:10429 признан состоящим на кадастровом учете.
Таким образом, позиция регистрирующего органа входит в противоречие с вступившим и обязательным для исполнения судебным актом.
Судом установлено, что заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельных участков.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение Управления от 21.12.2020 N MFC-0558/2020-373076 об отказе в государственной регистрации не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2021 по делу N А40-57627/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57627/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ОБЪЕДИНЕННЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44304/2023
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-938/2022
16.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62922/2021
17.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-57627/2021