г. Москва |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А40-95498/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2021 по делу N А40-95498/21 принятое
по заявлению ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепечк" к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
третье лицо: АО "Российский экспортный центр"
о признании недействительным требования
в присутствии:
от заявителя: |
Антончик О.Н. по доверенности от 10.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сушильников И.С. по доверенности от 22.12.2020; |
от третьего лица: |
Стрельникова Л.И. по доверенности от 30.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепечк" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее- ответчик, Министерство) от 02.02.2021 N 6797/03 о возврате средств субсидии в размере 4 006 935,33 руб. и уплате штрафа в размере выявленных нарушений.
Решением от 12.08.2021 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, признав наличие к тому совокупности условий, предусмотренных ст.201 АПК РФ.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя и третьего лица в материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представители заявителя и третьего лица в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для её удовлетворения.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал существенные для дела обстоятельства, правильно применил нормы права, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии правовых и фактических оснований, необходимых для удовлетворения требований.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209- ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 209) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами, развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов- малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии: с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения й энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции" (далее- Правила N 496).
Пунктом 8 Правил N 496 определено, что субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого организацией с акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее- АО "РЭЦ", Центр) как агентом Правительства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что 17.12.2019 между Минпромторг России, ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" и АО "РЭЦ" заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 17.12.2019 N 020-11-2019-1228 (далее- Соглашение).
Согласно условиям Соглашения, из федерального бюджета в 2019 году предоставляются субсидии в целях возмещения затрат Общества, указанных в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г. - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1. настоящего Соглашения, определенном в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий.
Управлением федерального казначейства по Кировской области (далее- УФК по Кировской области) проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета с 29.01.2020 по 06.03.2020, в результате которой в отношении Общества составлен Акт проверки от 06.03.2020.
Общество, не согласившись с фактами и выводами, изложенными в Акте проверки от 06.03.2020, направило в адрес УФК по Кировской области возражения от 20.03.2020 N 1 на Акт выездной проверки от 06.03.2020.
Оспариваемое по настоящему делу Требование от 02.02.2021 N 6797/03 основано на нарушениях, отраженных УФК по Кировской области в Акте выездной проверки от 06.03.2020, а именно необоснованное включение Обществом в расчет размера субсидии затрат, связанных с транспортировкой продукции ТН ВЭД ЕАЭС 2812900000, 2827398500, 2903120000, 2903393900, в отношении которой на момент транспортировки продукции отсутствовало заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом, судом обоснованно учтено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее- Постановление N 719) определены критерии и порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого в Минпромторг России субъектом деятельности в сфере промышленности.
В данном случае, производство продукции по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2812900000, 2827398500, 2903120000, 2903393900, соответствующей требованиям Постановления Правительства N 719, подтверждено заключениями Минпромторга России от 15.01.2019 N 860/13, от 02.10.2019 N 68793/13, 18.10.2019 N 73310/13.
Фактически транспортировка продукции осуществлена в период с 01.10.2018 по 31.08.2019, в соответствии с п.1.1.1 Соглашения от 17.12.2019 N 020-11-2019-1228.
Пунктом 5 Правил N 496 не было предусмотрено, что подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации должно быть получено на дату транспортировки продукции либо применительно к конкретным партиям произведенной продукции.
Согласно п.5 Правил N 496, для расчета размера субсидий, применяется "коэффициент субсидирования, равный 0,8, в случае, если организация осуществляет производство продукции, соответствующей требованиям, приведенным в приложении к Постановлению N 719, что подтверждается заключением о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданным Минпромторг России в соответствии с Постановлением N719, т.е. достаточным является подтверждение факта производства данной продукции конкретной организацией, установленного соответствующим документом, а не периода его производства и транспортировки.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что затраты, связанные с транспортировкой продукции ТН ВЭД ЕАЭС 2812900000, 2827398500, 2903120000, 2903393900 обоснованно включены Обществом при расчете субсидии на транспортировку продукции, условия предоставления субсидий Обществом не нарушены, а оспариваемое требование противоречит действующему законодательству и нарушает права Заявителя.
Кроме того, суд верно отметил, что перечисление денежных средств Обществом в размере 4 006 935,33 рублей и штраф в размере выявленных нарушений- в сумме 4 006 935,33 рублей вызвано объективными причинами и не является признанием Обществом правомерности обжалуемого требования.
Таким образом, рассмотрев повторно спор, коллегия установила, что апелляционная жалоба Минпромторга России не содержит ссылок на конкретные фактические обстоятельства дела, которым противоречат выводы суда первой инстанции, а также не указано какие нормы материального права были нарушены при вынесении решения.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 по делу N А40-95498/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95498/2021
Истец: ООО "ГАЛОПОЛИМЕР КИРОВО-ЧЕПЕЦК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30964/2023
16.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61681/2023
17.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62234/2021
12.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-95498/2021