город Томск |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А45-15801/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техносистемы" (N 07АП-9487/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.09.2021 (резолютивная часть) по делу N А45-15801/2021 (судья Наумова Т.А), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техносистемы" (630102, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 44/1, оф. 501, ИНН 5404050493) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Каинская, 6) о признании недействительным постановление от 26.04.2021 N 13/19-21-137.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техносистемы" (далее - заявитель, общество, ООО "Техносистемы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 26.04.2021 N 13/19-21-137 (далее - оспариваемое постановление).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 28.09.2021 (резолютивная часть от 09.09.2021) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Техносистемы" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Приказ Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 N 412 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам" (далее - Приказ N412) не опубликован на официальном Интернет - портале правовой информации, соответственно не вступил в законную силу и не подлежит исполнению.
Административный орган в представленном в порядке ст. 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществом в срок до 01.04.2021 не были представлены первичные статистические данные за 2020 год по форме N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", утвержденной Приказом Росстата от 15.07.2020 N 384 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (по тексту Приказ N 384).
В связи с выявлением указанных обстоятельств, 21.04.2021 уполномоченным должностным лицом административного органа без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором были зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
26.04.2021 административным органом в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, было рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений.
Суд апелляционной инстанции оснований для принятия доводов апелляционной жалобы не усматривает по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В целях реализации указанных положений, а также частей 5 и 9 статьи 5 и части 4 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ, Приказом N 384 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов".
Согласно указаниям по заполнению формы (утвержденные приказами Росстата от 29.11.2019 N 717, с изменениями, утвержденными приказами Росстата от 30.11.2020 N 744):
1) Форму N 11 предоставляют все юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, вида их экономической, деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме: некоммерческих организаций; субъектов малого предпринимательства (в том числе относящихся к ним организаций потребительской кооперации). Организации потребительской кооперации, которые в рамках своей основной уставной деятельности занимаются хозяйственной деятельностью, получая прибыль (например, потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы) по форме N 11 отчитываются.
2) Срок предоставления формы N 11 за 2020 в органы государственной статистики 1 апреля 2021 г.
3) Юридическое лицо заполняет настоящую форму, проверяет ее и предоставляет в территориальный орган Росстата по месту, своего нахождения почтой, нарочным или в электронном виде.
4) Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, заполняют и предоставляют форму на общих основаниях.
5) Основные фонды и другие нефинансовые активы, закрепленные за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за казенными предприятиями на праве оперативного управления, должны учитываться вышеуказанными предприятиями в форме N 11 в обычном порядке.
6) При наличии у юридического лица обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации, настоящая форма заполняется как по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, так и по обособленным подразделениям в виде сводного отчета по форме. Заполненные формы по обособленным подразделениям, находящимся в ином субъекте Российской Федерации, предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата (субъекта Российской Федерации) по месту нахождения этих обособленных подразделений, а по юридическому лицу без этих обособленных подразделений - по месту нахождения головного подразделения.
7) Если юридическое лицо имеет основные фонды включая объекты, не завершенные строительством, фактически расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации без образования обособленного подразделения, форма N 11 предоставляется отдельно по каждому из этих субъектов Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному для обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации.
8) Если юридическое лицо имеет основные фонды без образования территориально обособленного структурного подразделения, расположенные на территории иного субъекта Российской Федерации, необходимо обратиться в территориальный орган Росстата в соответствующем субъекте Российской Федерации для присвоения идентификационного номера обособленного подразделения, который и указывается в кодовой части бланка формы при заполнении отчета по форме.
9) Расположенные на территории России филиалы и представительства зарубежных организаций предоставляют отчет по форме N 11 в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в порядке, установленном для юридических лиц.
10) При реорганизации юридического лица по форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме N 11 (включая данные реорганизованного юридического лица).
11) Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по форме N 11. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения.
12) В случае отсутствия показателей формы N 11 за отчетный год возможно направление респондентом в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по месту нахождения организации подписанного в установленном порядке отчета по форме, не заполненного значениями показателей ("пустого" отчета по форме), где должен заполняться исключительно титульный раздел формы.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Техносистемы" имеет категорию среднее предприятие, основной вид экономической деятельности по 46.69 (Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Таким образом, ООО "Техносистемы" является респондентом по форме федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и обязано представлять в Новосибирскстат первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок, поскольку относится к субъектам среднего, а не малого предпринимательства.
В нарушение статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ обществом в срок 01.04.2021 не были представлены первичные статистические данные за 2020 год по форме N 11.
Заявитель ссылается на то, что Приказ N 412 не опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), в связи с чем не вступил в силу и не подлежит исполнению.
В соответствии с положениями Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (далее - Правила), и разъяснений указанных Правил, утвержденными приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 (зарегистрирован Минюстом России 14.05.2009 N9449), Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ форма федерального статистического наблюдения является формуляром-образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения утверждаются актами (приказами) Росстата в соответствии с полномочиями, предоставленными подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420.
Согласно Правилам и в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Разъяснений технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.) представлению на государственную регистрацию не подлежат.
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 05.03.2014 N АКПИ 13-1261 указал, что приказ Росстата об утверждении формы федерального статистического наблюдения, являясь техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России, а также отметил, что ответы на вопросы, содержащиеся в формах федеральных статистических наблюдений, представляются респондентами во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой формы.
Согласно пункту 1.4 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 27.12.2010 N 685 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и координация деятельности в сфере официального статистического учета при их утверждении" (далее - Административный регламент), результатами исполнения государственной функции является: издание приказа Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
Согласно пункту 2.2.7 указанного Административного регламента приказы Росстата об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению размещаются на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом бесплатном доступе - 5 календарных дней после подписания приказа.
Согласно пункту 3.20 Административного регламента в сроки, установленные пунктом 2.2.7 указанного Административного регламента, структурным подразделением Росстата, ответственным за информационные ресурсы и технологии, приказ об утверждении форм размещается на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.gks.ru.
Приказ N 412 размещен на официальном сайте Росстата в сети "Интернет", также представлен в информационно-правовых системах "Консультант Плюс" и "Гарант".
Приказ N 412 является техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Приказ N 412 принят Росстатом в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, и не подлежит размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Обязательность заполнения форм федерального статистического наблюдения и ответственность за не предоставление первичных статистических данных установлена Федеральным законом N 282-ФЗ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" (далее - Постановление N 620).
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы статьи 71 Конституции РФ и Федерального закона N 282-ФЗ. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных закреплены Положением N 620.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства об обязательном порядке предоставления первичных статистических данных в материалы дела не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В данном случае состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Порядок оформления и содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение и иные необходимые сведения.
Постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в размере санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, апелляционным судом не установлено.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого постановления и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.09.2021 (резолютивная часть от 09.09.2021) по делу N А45-15801/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техносистемы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15801/2021
Истец: ООО "ТЕХНОСИСТЕМЫ"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области