г. Чита |
|
17 ноября 2021 г. |
дело N А78-104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Специализированного застройщика "Мир" Гнатышена Виталия Ивановича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2021 года по делу N А78-104/2021 по заявлению генерального директора общества с ограниченной ответственностью Специализированного застройщика "Мир" (ОГРН: 1037550002940, ИНН: 7536050334) Гнатышена Виталия Ивановича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) об отмене постановления N 075/04/14.32-74/2020 от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020), Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984),
при участии в судебном заседании:
от генерального директора общества с ограниченной ответственностью Специализированного застройщика "Мир" Гнатышена Виталия Ивановича - Рязанцевой Д.Н. - представителя по доверенности от 14.05.2021,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - Клещёвой А.С. - представителя по доверенности от 12.04.2021,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
Определением Центрального районного суда г. Читы от 14 декабря 2020 года по делу N 12-1518/2020 жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью Специализированного застройщика "Мир" Гнатышена Виталия Ивановича (далее - генеральный директор ООО СЗ "Мир" Гнаташен В.И.) на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) Горбуновой А.В. N 075/04/14.32-74/2020 от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) передана для рассмотрения в Арбитражный суд Забайкальского края по подведомственности.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 14.01.2021 заявление принято к производству и назначено к судебному разбирательству.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (далее - учреждение или Служба единого заказчика) и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее также - Департамент).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2021 года в заявленном Гнатышеным В.И. требовании об отмене постановления Забайкальского УФАС России от 3 декабря 2020 года N 075/04/14.32-74/2020 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, генеральный директор ООО СЗ "Мир" Гнаташен В.И. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие состава правонарушения.
Генеральный директор ООО СЗ "Мир" Гнаташен В.И. полагает, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение заявителем своих служебных обязанностей не доказано.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что суд первой инстанции указывает на то, что не усматривает умышленного совершения административного правонарушения, при этом полагает, что вина Гнатышена Виталия Ивановича усматривается в форме неосторожности. Однако в судебных заседаниях данный вопрос не рассматривался, в материалах дела нет подтверждающих фактов, что Гнатышен Виталий Иванович совершил правонарушение по неосторожности.
Гнаташен В.И. полагает, что для установления степени вины генерального директора ООО СЗ "Мир" в совершении вмененного ему административного правонарушения существенное значение имеет выяснение вопросов о виновности должностных лиц Департамента, о роли каждого из них в нарушении требований статей 16 и 17 Закона о защите конкуренции, в том числе о наличии или отсутствии воздействия на ООО Специализированный застройщик "Мир" с целью понуждения его к участию в запрещенных согласованных действиях.
В отзыве антимонопольный орган возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Гнатышена В.И. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Забайкальского УФАС России в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила отказать в ее удовлетворении.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба единого заказчика и Департамент явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комиссией Забайкальского УФАС России 21.02.2020 (резолютивная часть решения 20.02.2020) принято решение N 02-05-809 по делу N 075/01/16-384/2019 о признании ГКУ "Служба единого заказчика" и ООО "Мир" нарушившими пункты 3, 4 статьи 16, а также пункту 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Материалы дела переданы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названное решение явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО Специализированный застройщик "Мир" Гнатышена В.И. по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, в связи с чем 20.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 075/04/14.32-74/2020 (т. 1, л.д. 75-77).
Постановлением от 03.12.2020 N 075/04/14.32-74/2020 (т. 1, л.д. 24-30, 70-73) генеральный директор ООО СЗ "Мир" Гнатышен В.И. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, Гнатышен В.И. оспорил его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести, в частности к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункты 3, 4).
С учётом положений статьи 8 Закона о защите конкуренции для признания органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления (органов, осуществляющих их функции) и хозяйствующего субъекта (организации) лицами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения (в письменной или устной форме) либо совершения согласованных действий, которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения. При этом для признания действий согласованными необходима указанная в статье 8 Закона о защите конкуренции совокупность условий.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ
В соответствие с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а именно - достижение и реализация хозяйствующим субъектом соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В качестве субъекта рассматриваемого административного правонарушения антимонопольный орган определил должностное лицо - генерального директора ООО СЗ "Мир" Гнатышена В.И.
В качестве объективной стороны субъекту вменяются согласованные последовательные действия с заказчиком, которые привели к получению преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными лицами, желающими вести строительство на спорном земельном участке, устранение возможного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право строительства на земельном участке.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-4022/2020, 13.05.2019 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООД "Народный фронт "За Россию" о нарушении заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика", уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Строительство объекта "Детский сад на 192 места по ул. Космонавтов (3980-ЭА)" (реестровый N 0891200000619003899), ссылаясь на нарушение заказчиком требований частей 1, 2 статьи 8, пункта 1 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Антимонопольным органом установлено, что 26.04.2019 ГКУ "Служба единого заказчика" в Единой информационной системе (ЕИС) размещены извещение и аукционная документация на проведение электронного аукциона "Строительство объекта "Детский сад на 192 места по ул. Космонавтов" (3980-ЭА)" (реестровый N 0891200000619003899).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Управление решением от 20.05.2019 N 075/06/33-40/2019 признало жалобу ООД "Народный фронт "За Россию" обоснованной. Заказчик - ГКУ "Служба единого заказчика" признан нарушившим части 1, 2 статьи 8, пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчику выдано предписание об аннулировании закупки (реестровый N 0891200000619003899).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 сентября 2019 года по делу N А78-8070/2019 данное решение антимонопольного органа признано законным.
В связи с наличием признаков нарушения пунктов 3, 4 статьи 16, пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Управлением приказом от 02.12.2019 N 172 (с учетом приказа от 12.12.2019 N 180) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что на момент размещения аукционной документации (26.04.2019) земельный участок, предназначенный для строительства детского сада, в пользовании заказчика не находился, а находился на праве аренды у ООО Специализированный застройщик "Мир"; до даты проведения аукциона (первичного и вторичного) общество знало и предполагало о строительстве им указанного детского сада, учитывая переписку Министерства, ООО Специализированный застройщик "Мир", ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" в отношении финансирования, приоритетности проекта, о рассмотрении проектной документации на объект (в рамках приоритетности); Общество осуществляло разработку проектно-сметной документации по строительству детского сада. Факт совпадения в совокупности всех доказательств указывает на согласованность действий (антиконкурентного соглашения) между ООО Специализированный застройщик "Мир" и ГКУ "Служба единого заказчика", итогом которых явился факт заключения государственного контракта.
Управлением проведен анализ исследования рынка услуг по строительству зданий и сооружений, в ходе которого определены хозяйствующие субъекты, осуществляющие строительство, являющиеся потенциальными конкурентами ООО Специализированный застройщик "Мир", а именно: АО "РУС", ООО "Тантал", ООО "Радченко", ООО ПК "Электро", ООО "ПГС", ООО "Проект-1", ООО СЗ "ЭЖС", ООО "СК ЭЖС" и другие хозяйствующие субъекты, выполняющие функции застройщика.
Решением Забайкальского УФАС России от 21.02.2020 по делу N 075/01/16384/2019, признанным законным, вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу NА78-402282020, ГКУ "Служба единого заказчика" и ООО Специализированный застройщик "Мир" признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16, пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, факт заключения соглашения, которое привело к устранению возможного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право строительства на земельном участке, является установленным и не требует доказывания в рамках настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно положениям части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В решении Забайкальского УФАС России от 075/01/16384/2019 установлены квалифицирующие признаки нарушения положений Закона о защите конкуренции юридическим лицом - ООО СЗ "Мир".
Виновность юридического лица как обязательный признак субъективной стороны административного правонарушения охватывает собой случаи, когда несоблюдение правил и норм является следствием совершенных как умышленно, так и по неосторожности действий (бездействия) его должностных лиц (работников), имея в виду, что действия юридического лица всегда производны от действий лиц физических, не будучи, однако, в своем юридическом измерении тождественны им.
Указанная позиция приведена Конституционным судом Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П; Определение от 14 декабря 2000 года N 244-О.
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции не усматривает умышленного совершения административного правонарушения Гнатышена В.И., при этом соглашается с тем, что его вина усматривается в форме неосторожности. Указанное должностное лицо могло и должно было предвидеть вредные последствия своих действий, выразившихся в согласованных действиях с заказчиком, которые привели к получению преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными лицами, желающими вести строительство на спорном земельном участке, к устранению возможного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право строительства на земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что вина в действиях Гнатышена В.И. усматривается в форме неосторожности, поскольку Гнатышен В.И. не предвидел вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть как должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями (статьи 1.5, 2.2, 2.4 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.6 (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), частью 1 и частью 2 статьи 14.8, статьей 14.9, статьями 14.31 - 14.33, частями 2.1 - 2.6 статьи 19.5, статьи 19.8 (в пределах своих полномочий) КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.48 КоАП РФ, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.11.2004 N 180 "О Перечне должностных лиц территориальных органов федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" составлять протоколы об административных правонарушениях вправе, в том числе, главный специалист-эксперт.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено должностными лицами Забайкальского УФАС России в пределах представленных им полномочий.
Каких-либо нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности судами не установлено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Гнатышен В.И. извещен надлежащим образом (т.1, л.д.79-81) При составлении протокола участие принимал представитель Гнатышена В.И. по доверенности Мишин Д.А. (доверенность от 15.10.2020 т.1, л.д.78).
О времени и месте рассмотрения материалов административного производства Гнатышен В.И. уведомлен посредством получения его представителем Мишиным Д.А. протокола об административном правонарушении 20.11.2020, где указано время и место рассмотрения дела - 3 декабря 2020 года в 14 часов 30 минут (т.1, оборотная сторона л.д.77).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оспариваемое постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи для должностных лиц.
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что, назначенное директору административное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
Оснований для снижения размера штрафа суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции не усматривает, поскольку санкция назначена в размере 20 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в соответствие с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе статьей 14.32 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судами не установлено.
В данном случае возможность освобождения лица от административной ответственности допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в приложении. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как правильно указал суд первой инстанции, совершенное Гнатышеным В.И. правонарушение посягает на отношения, объектом которых являются общественные отношения в области защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции, учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, в связи с чем, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления не имеется.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2021 года по делу N А78-104/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-104/2021
Истец: Гнатышен Виталий Иванович, ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК МИР
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Департамент государственного имуществаи земельных отношений Забайкальского края