г. Томск |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А27-9153/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2021 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Иващенко А.П.,
Кудряшевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сперанской Н.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы арбитражного управляющего Чернусь Александра Анатольевича (07АП-9744/2021(1)), общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" (07АП-9744/2021(2)) на решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9153/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178, город Кемерово)
к Чернусь Александру Анатольевичу (город Бердск, Новосибирская область)
о привлечении к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ,
третьи лица: 1. общество с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" (город Кемерово, ОГРН 1034205025227, ИНН 4206029949); 2. Неверов Александр Владимирович (город Кемерово),
при участии в судебном заседании:
от арбитражного управляющего Чернусь А.А. - не явился;
от ООО "Тибет СВ" - не явился;
от административного органа - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление Росреестра, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Чернусь Александра Анатольевича (далее - арбитражный управляющий, Чернусь А.А.) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ", Неверов Александр Владимирович.
Решением от 13.09.2021 Арбитражный суд Кемеровской области привлек арбитражного управляющего Чернусь Александра Анатольевича (12.02.1977 года рождения, уроженца г. Нежин Черниговской области, зарегистрированного по месту пребывания: город Бердск, Новосибирская область, ул. К. Маркса, д. 2А кв. 135) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с принятым решением, арбитражный управляющий и третье лицо - ООО "Тибет СВ" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить решение суда первой инстанции о привлечении Чернусь Александра Анатольевича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В обоснование доводов апелляционных жалоб ее податели указывают на то, что срок привлечения Чернусь А.А. к административной ответственности истек 29.08.2021, а решение о привлечении его к административной ответственности вынесено арбитражным судом 07.09.2021. Согласно протоколу об административном правонарушении указано, что в сообщении N 5335117 от 14.08.2020, и в объявлении N 38030068820 от 22.08.2020 конкурсный управляющий Чернусь А.А. указал, что закрытие реестра кредиторов произойдет через 2 месяца с даты публикации, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве, согласно которому реестр требований кредиторов должника - застройщика подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Однако, в данном случае имеет место техническая опечатка, требования закона были исполнены, отказа и ущемления интересов кредиторов не было допущено. Считают, что формальные неточности в виде не указания в объявлении N 38030068820 от 22.08.2020 страхового номера индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего Чернуся А.А., полного наименования саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является Чернусь А.А., не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности тем более такой суровой. Указывают, что в части вменяемого нарушения по представлению в материалы дела о банкротстве в электронном виде 03.03.2021 реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ" по состоянию 01.02.2021, не соответствующего положениям законодательства о банкротстве, ошибки носят технический характер, они уточнены и исправлены. Также указывают, что вся необходимая информация, в том числе о результатах проведения собраний кредиторов, собраний участников строительства вся необходимая информация была представлена по электронным каналам связи. Полагают, что выявленные нарушения не нанесли имущественного вреда кредиторам и являются малозначительными.
До судебного заседания в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Управлением Росреестра представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором административный орган просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением от 19.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.08.2020) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6589/2016 должник - ООО "Тибет СВ" признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства по правилам параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве.
Определением суда от 19.08.2020 (резолютивная часть объявлена 12.08.2020) конкурсным управляющим должника утвержден Чернусь Александр Анатольевич.
На основании заявления Неверова А.В. в отношении действий (бездействия) конкурсного управляющего ООО "Тибет СВ" Чернусь А.А., Управлением Росреестра в отношении Чернусь А.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 14 от 03.03.2021.
По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2021 N 00 21 42 21.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, привлекая арбитражного управляющего к ответственности, исходил из того, что действия (бездействие) управляющего образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, пришел следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административного ответственности.
В силу части 5 указанной выше статьи АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1).
По смыслу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по рассматриваемой статье.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Закон возлагает достижение этой цели на конкурсного управляющего, который выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника.
В ходе административного расследования Управлением Росреестра установлены следующие нарушения.
В силу пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика);
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве;
адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р официальным изданием определена газета "Коммерсантъ").
В соответствии с пунктом 4 Порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 N 292, в публикуемых сообщениях, содержащих официальные сведения, не допускается использование сокращений, за исключением сокращений, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.
Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), включаются в него арбитражным управляющим, если Законом о банкротстве включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо (пункт 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201.4 Закона о банкротстве конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест и нежилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований. Конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, должно быть также опубликовано уведомление о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче нежилых помещений и машино-мест, денежных требований и о сроке предъявления таких требований.
Согласно пункту 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований участников строительства при предъявлении указанных требований не позднее двух месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, независимо от даты закрытия такого реестра. Указанное уведомление конкурсного опубликования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Сообщения о введении в отношении ООО "Тибет СВ" процедуры конкурсного производства и утверждении Чернусь А.А. конкурсным управляющим должника опубликованы в ЕФРСБ - 14.08.2020 (N 53351 17), в газете "Коммерсантъ" - 22.08.2020 (N 38030068820).
Однако указание на возможность предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест, нежилых помещений, денежных требований и о сроке предъявления таких требований в порядке пункта 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве в данных сообщениях отсутствует. Указанная информация в иных публикациях в газете "Коммерсантъ" и в ЕФРСБ также отсутствует.
Кроме того, в сообщении N 5335117 от 14.08.2020 и в объявлении N 38030068820 от 22.08.2020 конкурсный управляющий Чернусь А.А. указал, что закрытие реестра кредиторов произойдет через 2 месяца с даты публикации, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на даты публикации), согласно которому реестр требований кредиторов должника - застройщика подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Помимо этого, в объявлении N 38030068820 от 22.08.2020 в нарушение пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве, пункта 4 Порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 N 292, не указан страховой номер индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего Чернусь А.А.; наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является Чернусь А.А., указано не в полном объеме, а в виде сокращения - ААУ "СЦЭАУ".
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении (ненадлежащем исполнении) арбитражным управляющим Чернусь А.А. обязанностей, установленных пунктами 1, 4.1, 6, 8 статьи 28, пунктов 2, 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве, пунктом 4 Порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 N 292, при проведении процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Тибет СВ".
Как верно отметил суд первой инстанции, неопубликование, опубликование информации, не соответствующей требованиям Закона о банкротстве, а также не опубликование в полном объеме необходимых сведений является для кредиторов и иных заинтересованных лиц препятствием для реализации их законных прав в полном объеме, что противоречит установленному пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротства принципу добросовестной и разумной реализации обязанностей, предоставленных арбитражному управляющему, с учетом интересов должника и его кредиторов.
Обстоятельства нарушений подтверждаются решением суда по делу N А27- 6589/2016 от 19.08.2020, карточкой должника на сайте ЕФРСБ, сообщением в ЕФРСБ N 5335117 от 14.08.2020, объявлением N38030068820 от 22.08.2020.
Вопреки доводам апеллянтов, сокращенное наименование саморегулируемой организации Ассоциации арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" - ААУ "СЦЭАУ", членом которой является арбитражный управляющий Чернусь А.А., не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, отраженной в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 по делу N 14620/13, соответствующий запрет на использование общепринятых, но нормативно незакрепленных сокращений вызван необходимостью обеспечения быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к публикуемым сведениям, направлен на ограничение злоупотреблений и в этой связи полностью соответствует пункту 4 статьи 28 Закона о банкротстве. Возможный экономический эффект от опубликования отдельных слов с сокращениями не соизмерим с возможным ущербом, который может причинить искажение сведений о банкротстве.
Указание в сообщениях N 5335117 от 14.08.2020, N 38030068820 от 22.08.2020 информации о закрытии реестра кредиторов через два месяца с даты публикации, вместо трех, также не соответствует требованиям Закона о банкротстве, а именно положениям пункта 4 статьи 201.4 Закона о банкротстве.
Ссылка заявителей жалоб на то, что указанное выше является технической ошибкой судом апелляционной инстанции не принимается.
Данными действиями арбитражным управляющим Чернусем А.А. создана ситуация, при которой потенциальные кредиторы и иные заинтересованные лица при обращении к текстам информационных сообщений, опубликованных в официальном печатном издании и в ЕФРСБ, располагали не соответствующими положениям пункта 4 статьи 201.4 Закона о банкротств сведениями о дате закрытия реестра требований кредиторов, что могло ввести их в заблуждение для включения в реестр требований кредиторов должника.
Согласно абзацу 6 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
Из положений пунктов 8, 9 статьи 110 Закона о банкротстве следует, что в качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Организатор торгов обязан в порядке, установленном статьей 28 Закон о банкротстве, опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
При этом в соответствии с пунктами 1, 6 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ".
Согласно сообщению 6249087, опубликованному 26.02.2021 на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим ОО "Тибет СВ", являющимся организатором торгов, назначено проведение торгов по продаже имущества должника. В данном сообщении указан срок приема заявок с 10.00 часов 30.03.2021 до 10.00 час. 30.04.2021. Дата и время торгов - 10.00 часов 30.04.2021.
Однако соответствующее сообщение о проведении торгов в газете "Коммерсантъ" не опубликовано.
Таким образом, конкурсным управляющим при проведении процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Тибет СВ" не исполнены обязанности, установленные пунктами 1, 6 статьи 28, статьей 110 Закона о банкротстве, что подтверждается сообщением N 6249087 от 26.02.2021 с сайта ЕФРСБ, скриншотом с сайта газеты "Коммерсантъ".
Доводы апеллянтом о том, что допущенное управляющим нарушение не является существенных, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку исполнение установленных законом требований в данном случае предполагает уведомление наиболее широкого круга потенциальных участников торгов.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, ненадлежащее размещение информации ограничивает права кредиторов, уполномоченного органа, органа по контролю (надзору), а также иных заинтересованных лиц на своевременную осведомленность о проведенных мероприятиях, и, соответственно, на осуществление контроля за действиями конкурсного управляющего и своевременное совершение связанных с этим процессуальных действий (обжалование действий арбитражного управляющего, оспаривание решений собрания кредиторов, результатов торгов и т.д.).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в решении от 25.12.2013 N 14620/13, запрет на использование общепринятых, но нормативно незакрепленных сокращений вызван необходимостью обеспечения быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к публикуемым сведениям, направлен на ограничение злоупотреблений и в этой связи полностью соответствует пункту 4 статьи 28 Закона о банкротстве. Возможный экономический эффект от опубликования отдельных слов с сокращениями не соизмерим с возможным ущербом, который может причинить искажение сведений о банкротстве.
В соответствии со статьей 16, пунктом 2 статьи 20.3, пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе, вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Пунктом 7 статьи 16 данного Закона о банкротстве предусмотрено, что в реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Пунктом 9 статьи 16 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.
При формировании и ведении реестра требований кредиторов арбитражный управляющий обязан руководствоваться "Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 (далее - Общие правила ведения реестра).
Согласно пункту 1 Общих правил ведения реестра, реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих определенные сведения, в том числе: фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица; наименование, место нахождения - для юридического лица; банковские реквизиты (при их наличии); размер требований кредиторов к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; основания возникновения требований кредиторов; информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; дата погашения каждого требования кредиторов; основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.
Для целей настоящих Правил под записью понимается внесение в реестр сведений об одном требовании одного кредитора по состоянию на дату внесения в реестр.
В соответствии с пунктом 4 Общих правил ведения реестра записи разделы реестра вносятся в хронологическом порядке по мере поступления к арбитражному управляющему определений арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении соответствующих требований в реестр. Запись в реестр вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или в день вынесения решения (представления) арбитражного управляющего.
Изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего (пункт 5 Общих правил).
Согласно пункту 11 Общих правил ведения реестра по требованию кредитора или его уполномоченного представителя арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра кредитору или его уполномоченному представителю.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 201.7 Закона о банкротстве сведения о сумме, уплаченной участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимость переданного застройщику имущества в рублях подлежат включению в реестр требований участников строительства.
Согласно пункту 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства, применяемого в деле о банкротстве застройщика, требования удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке:
в первую очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом пункта 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве;
во вторую очередь - по требованиям Фонда, приобретенным в результате осуществления выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
в третью очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона;
4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Правила ведения реестра требований участников строительства, в том числе состав сведений, подлежащих включению в этот реестр, и порядок предоставления информации из реестра требований участников строительства утверждаются федеральным стандартом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 201.7 Закона о банкротстве).
Порядок ведения реестра требований о передаче жилых помещений определен Приказом Минэкономразвития РФ от 20.02.2012 N 72 "Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих "Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений" (далее - Правила ведения реестра требований о передаче жилых помещений).
В пункте 2 Правил ведения реестра требований о передаче жилых помещений установлено, что реестр представляет собой единую систему записей, содержащих сведения о кредиторах - участниках строительства (далее - кредиторы) и их требованиях к застройщику о передаче жилого помещения, а именно: а) фамилию, имя, отчество (при наличии), вид и реквизиты документа, удостоверяющие личность, место жительства, а также почтовый или электронный адрес - для физического лица; б) наименование, местонахождение, основной государственный регистрационный номер - для юридического лица; в) банковские реквизиты кредитора (при их наличии); г) сумму, уплаченную кредитором застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимость переданного застройщику имущества в рублях; д) размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, в рублях (в том числе стоимость непереданного имущества, указанную в таком договоре); е) сведения о жилом помещении (в том числе о его площади), являющемся предметом договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также сведения, идентифицирующие объект строительства в соответствии с таким договором; ж) основания возникновения требования кредитора; з) дату внесения требования кредитора в реестр; и) информацию о погашении требования кредитора; к) дату погашения требования кредитора; л) основания и дату исключения требования кредитора из реестра; м) основания и дату внесения изменений в требование кредитора.
Для целей вышеуказанных правил под записью понимается внесение в реестр сведений об одном требовании одного кредитора по состоянию на дату внесения в реестр.
В соответствии с пунктом 3 Правил ведения реестра требований о передаче жилых помещений реестр ведет арбитражный управляющий в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности и настоящего Федерального стандарта.
Пунктом 13 Правил ведения реестра требований о передаче жилых помещений установлено, что по требованию кредитора (его уполномоченного представителя) арбитражный управляющий в течение пяти рабочих дней с даты получения требования направляет выписку из реестра (в электронном виде или на бумажном носителе) кредитору (его уполномоченному представителю). При отсутствии сведений о требованиях о передаче жилого помещения указанного кредитора в реестре арбитражный управляющий в течение трех рабочих дней с даты получения требования направляет кредитору или его уполномоченному представителю сообщение об этом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 15510/12, процедура банкротства застройщика, согласно нормам параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, призвана обеспечить соразмерное пропорциональное удовлетворение требований всех участников строительства, имеющих к должнику (застройщику) как требования о передаче жилого помещения, так и денежные требования, квалифицируемые в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 201.1 названного Закона.
В этой связи включение при банкротстве застройщика требования участников строительства как в реестр требований кредиторов (в котором учитываются денежные требования), так и в реестр требований о передаче жилых помещений по смыслу параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве преследует один и тот же материальноправовой интерес участников строительства - получение соразмерного и пропорционального удовлетворения требований путем участия в деле о банкротстве застройщика.
Включение требований кредиторов в реестр требований о передаче жилых помещений не является иным способом защиты прав таких кредиторов, отличным от включения в денежный реестр требований кредиторов. Напротив, по существу реестр требований о передаче жилых помещений является частью реестра требований кредиторов.
В рамках административного расследования Управлением было установлено, что конкурсным управляющим Чернусь А.А. в Арбитражный суд Кемеровской области в электронном виде 03.03.2021 представлен реестр требований кредиторов ООО "Тибет СВ" по состоянию 01.02.2021, не соответствующий вышеуказанным положениям законодательства о банкротстве.
Решением от 19.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.08.2020) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6589/2016 включены:
1) в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ": - требование Неверова Александра Владимировича в размере 2 919 200 руб. основного долга в порядке удовлетворения первой очереди; - требование Великовой Ирины Сергеевны в размере 1 596 000 руб. основного долга в порядке удовлетворения первой очереди;
2) в четвертую очередь реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ": - требование Панова Андрея Александровича в размере 383442,56 руб. основного долга, 237982,92 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами; - требование Неверова Александра Владимировича в размере 103631,60 руб. процентов за пользование чужим денежными средствами, 1910596,72 руб. штрафа, 90000 руб. компенсации морального вреда, 948361,84 руб. неустойки;
- требование Великовой Ирины Сергеевны, город Кемерово в размере 576576 руб. неустойки, 1086288 руб. штрафа.
Определениями суда от 07.12.2020 (резолютивные части объявлены 30.11.2020) по делу N А27-6589/2016, с учетом определений от 07.12.2020 об исправлении опечаток, в четвертую очередь реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ" включены требования Федеральной налоговой службы в размере 12270,60 руб. основного долга, в размере 1659,54 руб. основного долга, в размере 8741260 руб. основного долга. Учтены отдельно в реестре требований кредиторов ООО "Тибет СВ" в составе четвертой очереди требования Федеральной налоговой службы в размере 56563,10 руб. пени, 1028,75 руб. пени, 5936055,32 руб. пени, 1006418 руб. штрафа, которые признаны подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определением суда от 09.12.2020 (резолютивная часть определения объявлена 02.12.2020) по делу N А27-6589/2016 в четвертую очередь реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ" включены требования Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса в размере 1800781,94 руб. основного долга. Учтены отдельно в реестре требований кредиторов ООО "Тибет СВ" в составе четвертой очереди требования Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса в размере 234623,26 руб. пени, которые признаны подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Вместе с тем, требования Неверова А.В. конкурсным управляющим Чернусь А.А. указаны в реестре требований кредиторов ООО "ТибетСВ" в таблице 18 части 4 раздела третьего, поименованной "Требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" двумя записями: N 9 - штрафы, пени в размере 126958,96 руб. (с датой внесения записи 15.10.2020) и N 10 - основной долг в размере 6136792,58 руб. (с датой внесения записи 16.10.2020).
Записи о требованиях Великовой И.С., Панова А.А., Федеральной налоговой службы, Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса в реестре требований кредиторов ООО "Тибет СВ" отсутствуют.
Записи о требованиях кредиторов, включенных в четвертую очередь требований кредиторов организации - застройщика в реестре требований кредиторов ООО "Тибет СВ" отсутствуют.
Вместе с тем, согласно информации, указанной в разделе "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов" отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 08.02.2021, представленного конкурсным управляющим Чернусем А.А. в Арбитражный суд Кемеровской области, общий размер требований кредиторов, включенных в четвертую очередь реестра составляет 7384555,44 руб.
Аналогичные нарушения содержатся в реестре требований кредиторов ООО "Тибет СВ" по состоянию на 18.03.2021, представленном арбитражным управляющим в Управление Росреестра в ходе административного расследования.
Таким образом, арбитражным управляющим Чернусь А.А. при проведении процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Тибет СВ" ненадлежащим образом исполнены обязанности, установленные статьей 16, пунктом 2 статьи 20.3, пунктом 2 статьи 129 пункту 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве, Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, Правилами ведения Реестра требований о передаче жилых помещений, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.02.2012 N 72.
24.12.2020 представителем кредитора должника Неверова А.В. конкурсному управляющему Чернусю А.А. по адресу, указанному им в качестве адреса для направления почтовой корреспонденции в деле о банкротстве должника (Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Новосибирская, 3-44), было направлено требование от 22.12.2020 о представлении документов в отношении ООО "Тибет СВ", в том числе реестра требований кредиторов должника по состоянию на дату получения запроса. Данное требование, согласно сведениям Почты России, получено адресатом 29.12.2020.
Следовательно, в соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона о банкротстве, пунктом 11 Общих правил ведения реестра требований кредиторов, пунктом 13 Правил ведения реестра требований о передаче жилых помещений конкурсный управляющий Чернусь А.А. должен был представить в адрес Неверова А.В. копию реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ", либо выписку из реестра в течение 5 рабочих дней, то есть до 14.01.2021 включительно.
Однако, ни в указанный срок, ни впоследствии до даты обращения Неверова А.В. в Управление Росреестра с заявлением (25.02.2021) конкурсный управляющий Чернусь А.А. на требование Неверова А.В. не ответил, копию или выписку их реестра требований кредиторов должника не представил.
Таким образом, конкурсным управляющим Чернусь А.А. не исполнены обязанности, установленные пунктом 9 статьи 16 Закона о банкротстве, пунктом 11 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, пунктом 13 Правил ведения Реестра требований о передаче жилых помещений, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.02.2012 N 72.
Указанные обстоятельства подтверждаются: заявлением Неверова А.В., копией требования о представлении документов от 22.12.2020 с копией описи вложения и квитанцией об отправке, копией отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65001050039641, копией решения от 19.08.2020 и определений суда от 07.12.2020, 09.12.2020 по делу N А27-6589/2016, информацией из картотеки арбитражных дел о поступлении 03.03.2021 документов по делу N А27- 6589/2016 в электронном виде, копиями реестра требований кредиторов ООО "Тибет СВ" по состоянию на 01.02.2021, 18.03.2021, копией отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 08.02.2021.
При этом, приведение реестра требований кредиторов должника в соответствие с положениями законодательства о банкротстве в настоящее время, не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку не опровергает факта неправомерного и необоснованного неисполнения конкурсным управляющим данной обязанности по состоянию на 01.02.2021, на 18.03.2021.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционных жалобах, данные нарушения носят неустранимый характер и являются для кредиторов, уполномоченного органа и должника препятствием для реализации их законных прав.
Не обладая достоверной информацией о составе и размере требований кредиторов и уполномоченного органа, обладающих правом голоса, на дату проведения собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" (проведены 23.11.2020 и 11.01.2021) невозможно установить правомочность данных собраний и принятых на них решениях.
Доводы апеллянтов об ознакомлении представителя Неверова А.В. с документами в офисе конкурсного управляющего, а также о направлении в адрес Неверова А.В. копии или выписки из реестра требований кредиторов должника до 14.01.2021. и впоследствии, документально не подтверждены.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственникаимущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Положениями пункта 1 статьи 201.12 Закона о банкротстве предусмотрено, что собрание участников строительства проводятся по правилам статей 12-15 Закона о банкротстве.
Полномочия арбитражного управляющего по подготовке, организации и проведению арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, порядок исполнения указанных обязанностей надлежащим образом установлены Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее по тексту - Общие правила), которое является обязательными для исполнения арбитражными управляющими.
В соответствии со статьей 13 Закона о банкротстве, пунктом 4 Общих правил при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании; предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о банкротстве, в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться, в том числе, сведения о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов. Лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона о банкротстве, протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Проведенным административным расследованием установлено, что конкурсным управляющим Чернусь А.А. в период с даты введения процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Тибет СВ" до 01.04.2021 были назначены и проведены два собрания кредиторов должника: 23.11.2020 и 11.01.2021 (в форме заочного голосования), а также 29.12.2020 (в форме заочного голосования) - 2 собрания кредиторов ООО "Тибет СВ" - участников строительства.
При этом,
1) в нарушение требований пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве в уведомлениях о проведении собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" от 08.11.2020 исх. N 08-11/001, от 23.12.2020 исх. N 23-12/001, направленных в адрес конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, отсутствует информация о месте ознакомления с материалами собраний кредиторов;
2) в нарушение пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве уведомления о проведении собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" 23.11.2020 и 11.01.2021в адрес Управления Росреестра не направлялись;
3) в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве: - протоколы собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" - участников строительства от 29.12.2020, ни в пятидневный срок с даты их проведения, ни впоследствии в Арбитражный суд Кемеровской области в дело о банкротстве должника не представлены;
- протоколы собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" от 23.11.2020 и от 11.01.2021 представлены в Арбитражный суд Кемеровской области в дело о банкротстве без копий документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве (отсутствуют копии реестра требований кредиторов на дату проведения собраний кредиторов; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим Чернусь А.А. установленных пунктами 1, 7 статьи 12, пунктами 1, 3 статьи 13, пунктом 1 статьи 201.12 Закона о банкротстве, Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 обязанностей по организации и проведению собраний кредиторов ООО "Тибет СВ".
Обстоятельства нарушения подтверждаются: копиями уведомлений о проведении собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" от 08.11.2020 исх. N 08-11/001, от 23.12.2020 исх. N23-12/001, копией служебной записки начальника отдела общего обеспечения Управления Росреестра от 16.04.2021, сообщениями N5712382 от 08.11.2020, N 5807196 от 27.11.2020, N 5944364 от 23.12.2020, N 5999367 от 11.01.2021, N 878828 от 10.12.2020, N 6024239 от 15.01.2021, N 5878786 от 10.12.2020, N 6024215 от 15.01.2021 с сайта ЕФРСБ, протоколами собраний кредиторов ООО "Тибет СВ" от 23.11.2020, копиями информации из карточки дела N А27-6589/2016 о представлении 27.11.2020, 11.01.2021 протоколов собраний кредиторов в электронном виде.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего нарушений требований Закона о банкротстве.
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.10.2020 по делу N А45-19636/2020 арбитражный управляющий Чернусь А.А. был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, правонарушения, вменяемые по пунктам 2 - 4 протокола от 29.04.2021 N 00 21 42 21, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрены формы вины, согласно части 2 административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Поскольку Чернусь А.А. является арбитражным управляющим, членом саморегулируемой организации, и на постоянной основе осуществляет регулируемую Законом о банкротстве профессиональную деятельность, что, несомненно, предполагает знание им норм и требований Закона о банкротстве, в том числе, относительно обязанностей арбитражного управляющего, то, по убеждению суда, он не мог не знать и не осознавать противоправный характер своих действий (бездействия).
Доказательств наличия каких-либо препятствий для надлежащего выполнения своих обязанностей Чернусь А.А. не представлено. То есть, имея возможность для выполнения установленных Законом о банкротстве обязанностей, Чернусь А.А. не предпринял всех мер по их соблюдению.
Таким образом, вина Чернусь А.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Протокол составлен заместителем начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра в пределах компетенции должностного лица и административного органа. О времени и месте составления протокола арбитражный управляющий был извещен надлежащим образом (уведомление от 15.04.2021 N 10/04270 получено 19.04.2021).
Содержание протокола об административном правонарушении от 29.04.2021 N 00 21 42 21 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде и принятия решения не истек.
Давая оценку доводам апелляционных жалоб о малозначительности совершенных арбитражным управляющим правонарушений в деле о банкротстве должника, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на отношения в сфере банкротства, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о невозможности квалификации вышеупомянутого правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, считается оконченным с момента повторного невыполнения субъектом ответственности соответствующих требований Закона о банкротстве; факт наступления (ненаступления) общественно опасных последствий в виде причинения ущерба правам и законным интересам кредиторов и иных лиц не может иметь правового значения. Правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, посягает на установленный порядок действий при банкротстве, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Характер и обстоятельства выявленного правонарушения не позволяют исключить его существенную угрозу для охраняемых отношений в сфере несостоятельности (банкротства).
Необходимо иметь в виду, что, по смыслу статьи 20 Закона о банкротстве законодатель придает особый статус деятельности арбитражных управляющих, нормативно установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. В то же время арбитражный управляющий при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения, не установлено.
Довод апеллянтов об отсутствии вреда правам и законным интересам конкурсных кредиторов, угрозы охраняемым общественным отношениям судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований Закона о банкротстве.
Неоднократное совершение арбитражным управляющим нарушений требований Закона о банкротстве свидетельствует о несоблюдении им установленного порядка осуществления процедуры банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, защиты прав и законных интересов должников и кредиторов. При этом выполнение обязанностей конкурсного управляющего представляет собой особую публичную деятельность.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что особый публично-правовой статус арбитражных управляющих, предполагающий наделение их публичными функциями, обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, относить арбитражных управляющих к категории должностных лиц (примечание к статье 2.4 КоАП Российской Федерации) и вводить повышенные меры административной ответственности за совершенные ими правонарушения (Постановление от 19 декабря 2005 года N 12-П, Определения от 23 апреля 2015 года N 737-О, от 25 марта 2021 года N 592-О и др.).
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет. Возможность назначения иного наказания санкцией указанной нормы не предусмотрена.
Учитывая особый статус арбитражного управляющего, а также значимость возложенных на него публично-правовых функций, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции назначил Чернусь А.А. наказание в виде дисквалификации на минимальный срок - 6 месяцев, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ
Назначенное наказание соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9153/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы арбитражного управляющего Чернусь Александра Анатольевича, общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
А.П. Иващенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9153/2021
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Ответчик: Чернусь Александр Анатольевич
Третье лицо: Неверов Александр Владимирович, ООО "Тибет-СВ"