город Томск |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А67-5990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-10466/2021) Департамента финансов администрации Города Томска на решение от 01.10.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5990/2020 (судья Е.А. Токарев) по исковому заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880 634050, Томская область, г. Томск, пер. Нахановича, д. 4а) к товариществу собственников жилья "Витим" (ИНН 7017269718, ОГРН 1107017016633 634059, Томская область, город Томск, Витимская улица, 46), муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска, департамента городского хозяйства администрации Города Томска, департамента финансов администрации Города Томска о взыскании задолженности,
с участием в деле третьего лица - Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска,
при участии в судебном заседании:
от истца - Тарабарова Н.А. по доверенности от 05.07.2021, паспорт,
от Департамента финансов - Орехова Н.С. по доверенности от 08.02.2021, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Витим" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании 299 265 рублей 27 копеек в возмещении убытков.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - Департамент недвижимости).
Определением от 11.03.2021 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска, Департамента городского хозяйства Администрации города Томска (далее - Департамент городского хозяйства), Департамента финансов Администрации города Томска (далее - Департамент финансов).
Решением от 01.10.2021 Арбитражного суда Томской области с муниципального образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу истца взыскано 299 265 рублей 27 копеек в возмещении убытков, а также 2000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к товариществу отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Департамент финансов обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил судебный акт отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что судом первой инстанции не учтено, что истцом к муниципальному образованию "Город Томск" могут быть предъявлены требования о компенсации потерь в тепловых сетях только в порядке взыскания убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта органа местного самоуправления; судом неверно определен орган, уполномоченный действовать от имени муниципального образования "Город Томск", учитывая, что требования истца квалифицированы как убытки; вывод суда о том, что взыскиваемые истцом денежные средства являются убытками, которые причинены бездействием органов местного самоуправления, а бездействие органов местного самоуправления заключается в отсутствие мониторинга и контроля за бесхозяйственными тепловыми сетями, несостоятелен; вопреки выводу суда, спорные тепловые сети, в рассматриваемый период, бесхозяйственными не являлись; истцом не предоставлено доказательств того, что компенсация нормативных потерь не заложена в тариф, а также того, что муниципальное образование "Город Томск" ненадлежащим образом обеспечивало техническое состояние тепловых сетей и должно было его обеспечивать.
Определением от 21.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству судьи Сластиной Е.С., назначено судебное заседание.
Определением от 09.11.2021 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Сластиной Е.С. на судью Назарова А.В.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, указал, что доводы ответчика необоснованные, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, равно как и удовлетворения апелляционной жалобы - не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
В состоявшемся 15.11.2021 судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали имеющиеся доводы и возражения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (ЭСО) и собственниками жилых домов, расположенных по адресам: г. Томск, ул. Витимская, д. 35, 37, 48, 50, ул. Ново-Деповская д. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 18/А, пер. Ново-Чулымский, д. 6, 8, 10, в лице председателя правления ТСЖ "Витим" (абонент), составлен и подписан акт N 7А-05-12216 от 06.09.2019 на предмет установления границ владения между ЭСО и абонентом.
В соответствии с действующими "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей" граница владения устанавливается по первым фланцевым (сварным) соединениям запорной арматуры в т. А, т. Б, т. В со стороны источника теплоснабжения, в соответствии со схемой. Ответственность за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВНУ несет абонент.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 06.09.2019 ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, арматуры и строительных конструкций несет:
до границы эксплуатационной ответственности ЭСО (по договору аренды N 165-59 от 01.06.2007);
от границы эксплуатационной ответственности абонент.
Между ЭСО и абонентом также подписан акт N 7А-05-12217 от 06.09.2019. Граница владения установлена по первым фланцевым (сварным) соединениям запорной арматуры в т. А, со стороны источника теплоснабжения, в соответствии со схемой. Ответственность за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВНУ несет абонент.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 06.09.2019 ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, арматуры и строительных конструкций несет:
до границы эксплуатационной ответственности ЭСО (по договору аренды N 165-59 от 01.06.2007);
от границы эксплуатационной ответственности абонент.
ЭСО отпускала на объекты, расположенные по адресам: г. Томск, ул. Витимская, д. 35,37,48,50, ул. Ново-Деповская д. 2,4,6,8,10,12,14,16,18,18/А, пер. Ново-Чулымский, д. 6,8,10, ул. Витимская, д. 31, ул. Вилюйская, д.3,7,9, пер. Ново-Чулымский, д. 3,5,7,9,11, тепловую энергию, поставка которой сопровождалась потерями тепловой энергии в сетях.
Начисления за потери тепловой энергии в период с сентября 2019 года по апрель 2020 года по тепловым сетям, с учетом перерасчета, составили 299 265 рублей 27 копеек.
Претензией от 18.05.2020 ЭСО потребовало от абонента возместить стоимость утраченной на спорном участке сети тепловой энергии.
Поскольку претензия оставлена товариществом без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по поставке тепловой энергии (потерь тепловой энергии в сетях).
В ходе рассмотрения дела истец, оценив письма Департамента недвижимости от 22.06.2021, Департамента городского хозяйства от 11.11.2019, Томского городского центра инвентаризации и учета от 11.11.2019, уточнил позицию по делу: указал на то, что есть основания для признания спорной тепловой сети бесхозяйной, в связи с чем ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика муниципального образования "Город Томск", так как стоимость тепловых потерь в случае признания спорной тепловой сети бесхозяйной должна быть взыскана с муниципального образования "Город Томск" в качестве убытков, причиненных бездействием органов местного самоуправления (бездействие органов местного самоуправления заключается в отсутствии мониторинга и контроля за бесхозяйными тепловыми сетями).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что наличие подписанных между истцом и товариществом актов разграничения балансовой принадлежности в отсутствие доказательств нахождения сети теплоснабжения на каком-либо вещном праве у товарищества (собственников жилых домов) не является основанием для возложения на него обязанности (ответственности) за эксплуатацию этих сетей, следовательно, оснований для удовлетворения требования истца к товариществу не имеется. Вместе с тем, суд переквалифицировал требование истца о взыскании задолженности по поставке тепловой энергии (потери тепловой энергии в сетях) в требование о взыскании убытков в размере стоимости нормативных потерь тепловой энергии, и взыскал их с муниципального образования "Город Томск", поскольку обязанность по определению организации, эксплуатирующей спорную тепловую сеть, муниципальным образованием "Город Томск" исполнена не была, что и повлекло причинение истцу убытков в размере стоимости нормативных потерь тепловой энергии, образовавшихся при передаче тепловой энергии, которые не могут быть возмещены истцу путем применения механизмов тарифного регулирования.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ ("О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Законом о теплоснабжении установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении). Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объём которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании.
С учётом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии, часть ресурса расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними. По общему правилу субъектами, обязанными оплачивать потери тепловой энергии, являются сетевые организации и иные владельцы объектов теплосетевого хозяйства.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В силу части 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) (часть 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям.
Обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. Следовательно, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил N 808).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с частями 1, 2, 2.3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, по общему правилу, точка поставки энергоресурсов тепловой энергии в многоквартирный дом находится на внешней стене многоквартирного дома.
Организация, осуществляющая теплоснабжение своих абонентов, вправе получать плату за весь объём тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при её транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Как установлено судом первой инстанции, спорная сеть обладает признаками бесхозяйного имущества.
Так, не был установлен застройщик спорной тепловой сети: согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства исх. N 02-19/9324 от 15.09.2021 Департаментом архитектуры и градостроительства разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию тепловой сети "Тепловая сеть ТСЖ "Витим" не выдавались, обращения о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию указанной тепловой сети в Департамент архитектуры и градостроительства не поступали, в связи с чем предоставить информацию о застройщике не представляется возможным.
Пункт 1 статьи 225 ГК РФ определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (пункт 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Довод апеллянта о том, что спорные тепловые сети принадлежат собственникам жилых домов, поскольку располагаются в пределах границ земельных участков, на которых расположены жилые дома, не состоятельный.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что товарищество или собственники жилых домов обладают на каком-либо праве спорной сетью (или её частью).
В соответствии с письмами Департамента недвижимости от 22.06.2021, Департамента городского хозяйства от 11.11.2019, Томского городского центра инвентаризации и учета от 11.11.2019, спорная сеть в Реестре муниципальной собственности города Томска не значится. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Из части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Следовательно, при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации, обслуживающей соответствующие бесхозяйные сети.
В силу пункта 117 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, пункта 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, теплоснабжающая организация не праве включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен, затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.
Поскольку в спорный период обязанность по определению организации, эксплуатирующей спорную подводящую тепловую сеть муниципальным образованием "Город Томск" не исполнена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцу причинены убытки в размере стоимости нормативных потерь тепловой энергии, образовавшихся при передаче тепловой энергии, которые не могут быть ему возмещены путем применения механизмов тарифного регулирования.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами").
Поскольку муниципальным образованием доказательства возмещения истцу расходов в размере стоимости нормативных потерь тепловой энергии на участке тепловой сети, не имевшей эксплуатирующей организации, не представлены, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании с муниципального образования "Город Томск" 299 265 рублей 27 копеек убытков обоснованным и удовлетворил его.
Довод апеллянта о ненадлежащем определении представителя по спору, исходя из положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), основан на неверном толковании норм права.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публичноправового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
В соответствии с пунктом 1.9 Устава Города Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) Администрация города Томска организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно решениям Думы Города Томска от 05.12.2017 N 688, от 04.12.2019 N 980, от 03.12.2019 N 1233 Администрация города Томска являлась главным распорядителем бюджетных средств по видам расходов, отнесенным к полномочиям Администрации, в частности, по статье "Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов".
Таким образом, именно Администрация города Томска является представителем муниципального образования по настоящему иску.
В целом доводы апеллянта дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом не рассматривается с учетом положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.10.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5990/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5990/2020
Истец: АО "ТомскРТС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА, ТСЖ "ВИТИМ"
Третье лицо: Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска