г. Москва |
|
19 ноября 2021 г. |
А40-83006/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "19" ноября 2021 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление капитального строительства МЧС России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2021 года
по делу N А40-83006/21, принятое судьей Федоточкиным А.А.,
по иску Акционерного общества "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329; юр. адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9 ) к Федеральному казенному учреждению "Управление капитального строительства МЧС России" (ОГРН: 1087746892595; юр. адрес: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), МЧС России (ОГРН: 1027739591010; юр. адрес: 109012, г. Москва, проезд Театральный, 3) третье лицо: ПАО "Россетти Московский Регион"
о взыскании задолженности по государственному контракту
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бражник Е.С. по доверенности от 25.11.2020
от ответчика: Белагина О.В. по доверенности от 21.04.2021
от третьего лица: Григорьева Т.С. по доверенности от 28.07.2021
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление капитального строительства МЧС России", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании задолженности по государственному контракту 2 N 97993781 от 14.02.2020 г. в размере 10 280 097 руб. 14 коп., неустойки за период с 22.11.2020 г. по 04.04.2021 г. в размере 479 559 руб. 48 коп., а также неустойки, начисленной в порядке абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки начиная с 05.04.2021 г. по дату фактической оплаты.
Решением от 03 сентября 2021 года Арбитражного суда г.Москвы исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель истца в судебное заседание явился, представил письменные возражения.
Представитель третьего лица в судебном заседании против доводов жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что между Акционерным обществом "Мосэнергосбыт" и Федеральным казенным учреждением "Управление капитального строительства МЧС России" (Абонент) заключен Государственный контракт N 97993781 от 14.02.2020 г., в соответствии с которым АО "Мосэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренные контрактом.
Объем услуг по передаче электрической энергии, урегулирование предоставления которых в соответствии с настоящим Контрактом возложено на МЭС, определяется в порядке, установленном действующим законодательством.
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности) определяется в соответствии с Приложением N 4 к Контракту.
В соответствии с Протоколом разногласий стороны дополнили раздел 1 контракта п. 1.5, в соответствии с которым цена контракта составляет 22 939 200 руб., в том числе НДС на 2020 г. в размере 7 646 400 руб., на 2021 г. в размере 7 646 400 руб., на 2022 г. в размере 7 646 400 руб.
В обоснование исковых требований истец ссылается, что в соответствии с государственным контрактом истцом было отпущено, а ответчиком потреблено электрической энергии за период октябрь 2020 г. на общую сумму 11 547 092,64 руб., что подтверждается актом N Э/01/27710 от 31.10.2020 г. приема-передачи электрической энергии (мощности), счетом-фактурой NЭ/01/27710 от 31.10.2020 г. Вместе с тем, оплаты за потребленную электроэнергию в полном объеме ответчиком не представлено.
В соответствии с платежными поручениями N 479324 от 09.12.2020 г., N 789299 от 06.10.2020 г., N 789300 от 06.10.2020 г. ответчик произвел оплату за октябрь 2020 г. в размере 1 266 995,50 руб.
В связи с чем, у ответчика образовалась задолженность перед истцом в размере 10 280 097,14 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензионное письмо N МЭС/ИП/90/54 от 27.01.2021 г. с требованием об оплате задолженности по государственному контракту в размере 10 280 097,14 руб. Задолженность в размере 10 280 097,14 руб. ответчиком не погашена, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском.
В опровержение доводов ответчик указывает, что 31.10.2020 года был составлен акт приема-передачи электрической энергии (мощности) N Э/01/27710, согласно которому за октябрь 2020 году передано электрической энергии (мощности) 1 935 992 кВт/ч на сумму 11 547 092,64 (одиннадцать миллионов пятьсот сорок тысяч девяносто два) рубля 64 копейки. 03.11.2020 года АО "Мосэнергосбыт" письмом N МЭС/ИП/26/1113 сообщило о проведении проверки приборов учета, проверки схемы включения и снятию показаний.
05.11.2020 года по результатам проверки сотрудниками ЦОКК АО "Мосэнергосбыт" был составлен Акт контрольного снятия показаний приборов учета N МЭС/АСКП/26-26, в котором зафиксированы показания счетчика N 15615521 - 30287,45 кВт/ч и счетчика N 15615522 - 61231,88 кВт/ч. (Приложение N5 - Акт контрольного снятия). 05.11.2020 года ФКУ "УКС МЧС России" направил письмо N 2306-6-1 (Приложение N 6) в АО "Мосэнергосбыт" о том, что ранее 20.08.2020 года ПАО "Россети Московский регион" Энергоучет проводили проверку потребления электрической энергии и составили акты суммарного показания приборов учета N 15615522 (суммарное показание 59 805 кВт/ч) и N15615521 (суммарное показание 29723 кВт/ч).
Вместе с тем, как указывает ответчик, в результате проверки были выявлены нарушения по передаче показаний с 01.01.2020 по 30.09.2020 год, а именно ФКУ "УКС МЧС России" передавало показания приборов учета по Тарифу 1, а по Тарифу 2 показания не передавались.
09.11.2020 года ФКУ "УКС МЧС России" направило письмо в ПАО "Россети Московский регион" "Энергоучет" с просьбой провести внеплановую 5 инструментальную проверку приборов учета электроэнергии и оформить Акты проверки расчетных проборов учета. 30.11.2020 года проведена внеплановая инструментальная проверка приборов учета, по результатам которой составлены два акта проверки узла учета электроэнергии инструментальной, в которых отражены суммарные показания - Акт N 114918, прибор учета N 15615521, показания 30539 кВт/ч; - Акт N 114919, прибор учета N 15615522, показания 61752 кВт/ч.
В соответствии с заключением из Актов, расчетные приборы учета пригодны для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и соответствуют установленным требования об обеспечении единства средств измерения. Были сняты контрольные показания, с глубиной снятия 1 год (с 01.01.2020 по 30.11.2020 год).
В письменных пояснениях ответчик ссылается, что на момент заключения Контракта и начала эксплуатации ФКУ "УКС МЧС России" здания по адресу: г.Москва. Театральный проезд, дом 3 показания счетчиков составляли следующие показатели: СЧЕТЧИК N 15615522, Тариф 1 - 4 1 776,934; Тариф 2 - 13737,210 Сумма - 55514,143 СЧЕТЧИК N 15615521 Тариф 1 - 20235,550; Тариф 2-7614,092 Сумма - 27849,642.
По истечении одного календарного месяца после заключения Контракта (январь 2020 года), ФКУ "УКС МЧС России" предоставило в АО "Мосэнергосбыт" информацию о потребленной электроэнергии, а именно текущие показания по Тарифу 1, а не суммарные показания. Ответчик указывает, что данное обстоятельство подтверждается выставленным на оплату счетом, в котором отражены показания за январь 2020 года по счетчику N 15615522 - 41770,00; по счетчику N 15615521 - 20240,00, а также показаниями приборов учета за январь 2020 года, на основании инструментальной проверки.
Впоследствии ФКУ "УКС МЧС России" ежемесячно аналогичным образом подавало сведения о потребленной электроэнергии по Тарифу 1 в личном кабинете на сайте АО "Мосэнергосбыт".
В связи с чем, ответчик ссылается, что сумма оплаты за октябрь 2020 г. составила 1 266 995 руб., которая была оплачена по платежным поручениям N 789299, 789300, 479324. Кроме этого ответчиком был проведен анализ счетов выставленных за период с января по май 2020 г и за период с января по май 2021 г., в соответствии с которым за прошедшие 5 месяцев 2021 г. ответчиком было потреблено электроэнергии на сумму 2 116 394,07 руб., а годовое потребление приблизительно составит 4 700 000 руб.
В связи с чем и за предыдущий год потреблена электроэнергия на сумму не более 5 000 000 руб.
В обоснование доводов истец указывает, что объем обязательств ответчика определен истцом на основании показаний расчетных приборов учета, предоставленных непосредственно ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России. Согласно пункту 142 Основных положений N 442 расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения. Расчетные и контрольные приборы учета, указываются в Приложении N 2 к Контракту (п. 4.17 Контракта).
В приложении N 2 к Контракту "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности" стороны согласовали два расчетных прибора учета N 15615521, 15615522. 6 Фактический объем электрической энергии (мощности), потребленной Абонентом в расчетном периоде, определяется на основании данных, полученных с использованием приборов учета (п. 5.1 Контракта, п. 2.1 Приложения N 4 к Контракту).
Обязанность по передаче в АО "Мосэнергосбыт" сведений о показаниях приборов учета возложена на ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (п. 2.2 Приложения N 4 к Контракту).
За октябрь 2020 года Ответчиком предоставлены следующие данные (акт снятия показаний расчетных приборов учета за октябрь 2020 представлен в материалы дела): показания по приборам учета на конец расчетного периода составили 61 172,00; 30 265,67. Приложением N 2 к контракту предусмотрено применение в отношении каждого расчетного прибора учета расчетного коэффициента 80 и включение в объем потребления потерь в линиях в размере 0,7 %.
В связи с чем, истец указывает, что объем обязательств Ответчика за октябрь 2020 года составил: по П УN 15615522: потребление: 15 611 кВт*ч * 80 - 1 248 880 кВт*ч, потери: 1 248 880 * 0,7% = 8 742 кВт*ч; по ПУ N 15615521: потребление: 8 420,67 кВт*ч * 80 = 673 654 кВт*ч, потери: 673 654 * 0,7% = 4 716 кВт*ч, ИТОГО: 1 935 992 кВт*ч.
Как указывает истец, разногласия, возникшие между сторонами по объему обязательств за октябрь 2020 г., обусловлены тем, что ответчик в течение длительного времени передавал заниженные показания расчетных приборов учета.
ПАО "Россети Московский регион" сообщено, что в отношении ответчика была проведена проверка приборов учета и составлены следующие акты проверки узла учета электроэнергии и составлены акты N 114918, N 114919, в соответствии с которыми указаны показания по прибору N 15615521 - 30539, по прибору N15615522-61752 Кроме этого, за октябрь 2020 г. показания счетчиков электроэнергии составили по счетчику N15615522-61172 (текущие), предыдущие -45561, по счетчику N 15615521- 30265,67 (текущие), предыдущие - 21842.
В соответствии с актом контрольного снятия показаний приборов учета от 05.11.2020 г. по счетчикам N 15615521,15615522 текущие показания составили 30287,45, 61231,88.
Судом установлено, что объемы и суммы потребленной энергии за октябрь 2020 г. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ Ответчик является федеральным казенным учреждением, учредителем и собственником его имущества выступает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской 7 Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" установлено, что по смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к правильному выводу о необоснованности и документальной неподтвержденности доводов ответчика.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сумма долга в размере 10 280 097,14 руб. подлежит взысканию с ответчика, так как от него не поступили документы в суд, подтверждающие оплату долга, и так как односторонний отказ от исполнения обязательств, в данном случае денежных обязательств противоречит ст. ст. 309, 310 ГК РФ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств по оплате стоимости электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), подлежит начислению законная неустойка в соответствии с п.2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции ФЗ от 03.11.2015 г. N 8 307 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов").
За ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по Договору в части своевременной оплаты электрической энергии истец, согласно расчету, в соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начислил неустойку за период 22.11.2020 г. по 04.04.2021 г. в размере 479 559,48 руб. с последующим начислением неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующий период, начиная с 05.04.2021 г. по 24.04.2020, в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующий период, начиная с 25.04.2020 по 24.05.2020, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная с 05.04.2021 г. по день фактической оплаты задолженности.
Довод жалобы о том, что судом не дана оценка скриншотам с экрана ноутбука, не является основанием для отмены решения суда, поскольку требования истца подтверждаются актами снятия показаний приборов учета, а скриншоты в качестве доказательств не соответствуют принципу допустимости.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2021 года по делу N А40-83006/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83006/2021
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЧС РОССИИ"
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-36208/2021
24.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51897/2022
21.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-36208/2021
19.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66984/2021
03.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83006/2021