город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2021 г. |
дело N А32-5142/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2021 по делу N А32-5142/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лосево"
(ИНН 2313019765, ОГРН 1042307972959) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) при участии третьего лица: администрации муниципального образования Кавказский район о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лосево" (далее - заявитель, ООО "Лосево", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказ в заключение нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, без проведения торгов ООО "Лосево" сроком на 25 лет в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 250436,0 кв.м с кадастровым номером 23:09:0403003:62, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1) и об обязании устранения допущенного нарушения прав и законных интересов и направить ООО "Лосево" новый договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, без проведения торгов сроком на 25 лет в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 250436,0 кв.м с кадастровым номером 23:09:0403003:62, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Кавказский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2021 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 10.12.2020 N 52-32-16-46172/20, в предоставлении ООО "Лосево" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403003:62, площадью 250436,0 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1). Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО "Лосево" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403003:62, площадью 250436,0 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает на отсутствие у администрации полномочий на заключение соглашения в части изменения срока действия договора. Договор аренды, заключенный по результатам торгов, не может быть возобновлен на неопределенный срок. В адрес общества было направлено уведомление об отказе от договора; отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов является законным.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От департамента и общества поступили письменные пояснения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, субъекту Российской Федерации Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:09:0403003:62 (рег. N 23-01/00-340/2004-015 от 28.12.2004).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" администрацией муниципального образования Кавказский район осуществлялись государственные полномочия Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
На основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 12.09.2008 N 722 и протокола заседания комиссии по проведению торгов от 09.09.2008 N 12 между администрацией муниципального образования Кавказский район и обществом с ограниченной ответственностью "Челбас" (правопредшественник ООО "Лосево") заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2008 N 8809000107 сроком до 15.10.2013.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок площадью 250436 кв.м категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:09:0403003:62, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район в границах ОАО "Лосевское", участок N 151-1.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его государственной регистрации. Договор действует в течение 5 лет до 15.10.2013 (пункты 6.1, 6.2 договора).
Администрацией муниципального образования Кавказский район принято постановление от 17.09.2013 N 1128/3 "О продлении срока аренды земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Краснодарский край Кавказский район в границах ОАО "Лосевское" (участок N 151-1). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Кавказский" (далее - Постановление N 1128/3).
В пункте 1 постановления N 1128/3 указано на необходимость продлить на 49 лет срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 250 436 кв.м. с кадастровым номером 23:09:0403003:62, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1), предоставленного ООО "Челбас".
17 сентября 2013 года между администрацией муниципального образования Кавказский район (арендодатель) и ООО "Челбас" (правопредшественник ООО "Лосево") (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2008 N 88090000107.
Согласно пункту 8.2 соглашения пункт 6.2 договора изложен в новый редакции: договор действует до 25.10.2062 включительно.
Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра в надлежащем порядке (рег. N 23-25-25/108/2019-035 от 17.10.2013).
Из материалов дела видно, что в адрес общества от департамента поступило уведомление от 23.10.2020 об отказе от договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2008 N 8809000107. Уведомление мотивировано истечением срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 88090000107 от 12.09.2008, в котором срок действия установлен до 15.10.2013.
03.11.2020 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов на основании подп. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 10.12.2020 N 52-32-46172/20 департамент отказал обществу в заключении нового договора аренды в связи с истечением срока договора аренды (15.10.2013), департамент отметил, что с 14.02.2013 администрация не обладала полномочиями на заключение соглашения в части изменения срока действия договора.
Полагая, что отказ департамента, выраженный в письме от 10.12.2020 N 52-32-46172/20, не соответствует законодательству Российской Федерации и Краснодарского края, нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Как указано выше, в силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На основании положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ; в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды 23.10.2007) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как было указано, спорный земельный участок предоставлен правопредшественнику ООО "Лосево" в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-К, а также постановлением главы администрации муниципального образования Кавказский район от 12.09.2008 N 722 на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2008 N 8809000107 сроком до 15.10.2013.
Из материалов дела следует, что при заключении договора аренды от 2312.09.2008 N 8809000107 администрация действовала в соответствии с положениями закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ и пункта 2 статьи 10 Закон N 101-ФЗ.
Учитывая изложенное, ввиду соблюдения процедуры предоставления участка, основания в признании договора аренды от 12.09.2008 N 8809000107 недействительной сделкой отсутствуют.
Как было указано, согласно пункту 6.2 договора аренды от 12.09.2008 договор действует в течение 5 лет до 15.10.2013. Действие договора прекращается по истечении срока аренды участка (пункт 7.1 договора).
Вместе с тем, дополнительным соглашением от 17.09.2013 срок действия договора аренды 12.09.2008 N 8809000107 продлен до 25.10.2062 включительно.
Департамент, отказываясь в октябре 2020 года от договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2008 N 8809000107, сослался на истечение срока действия договора аренды (15.10.2013), потребовав возврата земельного участка (т. 1, л.д. 23).
После получения данного уведомления общество 03.11.2020 обратилсь в департамент с заявлением о представлении спорного земельного участка в аренду без торгов.
Оспариваемым отказом от 10.12.2020 (т. 1, л.д. 16) в предоставлении земельного участка департамент сослался на ничтожность дополнительного соглашения от 17.09.2013, которым продлен срок действия договора аренды от 12.09.2008 N 88090000107. Как указывает департамент, администрация не обладала полномочиями на заключение дополнительного соглашения об изменении срока действия договора аренды земельного участка, поскольку Законом Краснодарского края от 11.02.2013 N 2660-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" в статью 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" внесены изменения, согласно которым из числа полномочий муниципальных образований по распоряжению земельными участками исключены полномочия на заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков.
На момент заключения договора аренды действовала статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" в редакции, наделяющей администрацию муниципального образования Кавказский район, в том числе следующими полномочиями по распоряжению земельными участками:
принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном а) статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; б) статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
* заключение договоров аренды земельных участков;
* заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков при условии надлежащего исполнения арендаторами земельных участков условий договоров аренды;
* осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
В качестве основания заключения соглашения от 17.09.2013 указан Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края".
На момент подписания соглашения органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Полномочия в отношении распоряжения органами местного самоуправлении земельными участками прекращаются в порядке статьи 8 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края". Обоснования прекращения таких полномочий администрации муниципального образования Кавказский район на момент подписания соглашений заинтересованным лицом не представлено.
Порядок заключения договоров, указанный в части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей в соответствующий момент, не запрещал как продление срока действия договора с заявителем, так и заключение договора без торгов на новый срок.
Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" не содержит запрета по осуществлению полномочия о продлении срока действия ранее заключенного договора аренды.
Внесенные изменения в части изложения пункта 3 части 2 статьи 2 закона в новой редакции "заключать договоры аренды земельных участков и соглашения об изменении размера ежегодной арендной платы и размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы по форме, установленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края" не свидетельствуют об отсутствии полномочий арендодателя на продление срока действия договора аренды земельного участка.
Факт заключения сторонами 17.09.2013 дополнительного соглашения к договору аренды от 12.09.2008 N 88090000107 (которым также продлен срок действия договора аренды), и его государственной регистрации подтверждается материалами дела. В судебном порядке дополнительное соглашение от 17.09.2013 его сторонами, а также департаментом не оспорено (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Оснований для вывода о ничтожности данного соглашения суд при рассмотрении спора не выявил, исходя из наличия у администрации статуса арендодателя по договору от 12.09.2008 N 88090000107, у сторон гражданско-правовой сделки - права на заключение соглашения об изменении ее условий. Статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (в редакции от 11.02.2013) наделяла администрацию полномочиями по распоряжению государственными земельными участками в период заключения с обществом договора аренды от 12.09.2008 N 88090000107. Как было указано, на дату заключения дополнительного соглашения от 17.09.2013 к названному договору орган местного самоуправления также был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Закона N 101-ФЗ. Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении. Изменение договора аренды, как и любого иного договора, осуществляется его сторонами. Продлевая срок действия аренды, администрация не вышла за пределы полномочий арендодателя в соответствующих правоотношениях. Правомерность позиции по данному вопросу подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 N 308-КГ16-19850, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2018 по делу N А32-42640/2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2017 по делу N А32-36786/2016.
Приведенный в жалобе аргумент о наличии признаков ничтожности у дополнительного соглашения от 17.09.2013 к договору аренды от 12.09.2008 N 88090000107, ввиду отсутствия у органа местного самоуправления полномочий на продление срока действия договора на основании Закона края N 1101-КЗ, противоречит обстоятельствам наличия в указанный период земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403003:62 в распоряжении администрации в силу подписанного 05.11.2009 с департаментом в порядке реализации Закона края N 1101-КЗ акта приема-передачи земельных участков, и положений данного Закона, не предусматривающих заключение соглашений, не перечисленных в пункте 4 его статьи 1 (в редакции Закона края от 11.02.2013 N 2660-КЗ), непосредственно департаментом, либо запрещающих заключение таких соглашений органам местного самоуправления, реализующим отдельные государственные полномочия Краснодарского края по распоряжению земельными участками.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что договор аренды от 12.09.2008 N 88090000107 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 является действующим. При указанных обстоятельствах отказ департамента от 23.10.2020 от договора от 12.09.2008 ввиду истечения срока его действия с требованием о возврате земельного участка не мог повлечь никаких правовых последствий.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, в том числе в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условия договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями или существенно ухудшает имущество (статья 619 Гражданского кодекса).
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1 статьи 46 Земельного кодекса), а также по иным основаниям и в порядке, установленным пунктом 2 статьи 45, пунктами 2, 3 статьи 46 данного Кодекса.
Как следует из пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором.
Данное положение, как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", устанавливает специальное правило об основаниях и порядке прекращения договоров аренды земельных участков, отличное от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса и статьями 450, 619 Гражданского кодекса. Арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Напротив, в материалы дела представлен акт обследования земельного участка от 23.11.2020, свидетельствующий об использовании спорного земельного участка по назначению, платежные поручения (в том числе от 12.10.2021 N 1773) и акты сверок взаиморасчетов по договору аренды, подтверждающие внесение обществом арендных платежей.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказ департамента, выраженный в письме от 10.12.2020 N 52-32-16-46172/20, не нарушает права заявителя с учетом вывода о нахождении земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 250 436 кв.м с кадастровым номером 23:09:0403003:62, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ОАО "Лосевское" (участок 151-1), в пользовании ООО "Лосево" на основании договора аренды от 12.09.2008 N 88090000107 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013. Оспариваемым отказом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по сути, не нарушаются и не затрагиваются; отказ департамента не влечет правовых последствий.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при наличии действующего договора аренды оснований обязывать департамент направить проект договора в отношении того же земельного участка не имеется.
При указанных обстоятельствах, заявление общества не подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2021 по делу N А32-5142/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лосево" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5142/2021
Истец: ООО "Лосево", ООО "Лосево"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Управление имущественных отношений Администрации МО Кавказский район