г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А56-38453/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Емельянова Е.Б. по доверенности от 13.04.2021,
от ответчика: представитель Петровская А.А. по доверенности от 08.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26930/2021) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 по делу N А56-38453/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Товариществу собственников жилья "Коллонтай, 23"
об истребовании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Коллонтай, 23" (далее - ответчик, ТСЖ "Коллонтай, 23", Товарищество) об истребовании сведений по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, дом N 23, корп. 3, а именно:
1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
1.2. наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
1.3. адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме;
1.4. реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае удовлетворения судом исковых требований истец просил обязать ответчика представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Также истцом заявлено о взыскании 1 000 рублей неустойки за каждый день неисполнения решения суда (в случае удовлетворения судом исковых требований истца полностью или частично) до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением суда от 16.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик передал часть истребуемой информации истцу, однако ответчик не исполнил обязанность по предоставлению сведений о дате и месте рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименования (фирменного наименования) и места государственной регистрации юридического лица, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо.
По мнению истца, ответчик не вправе ссылаться на отсутствие у него запрошенной истцом информации, поскольку был обязан затребовать у собственников помещений в МКД указанную информацию при заключении с ними договоров управления, а обязанность ответчика предоставить истцу затребованную информацию установлена пунктом 6 Правил N 354.
В обоснование своей правовой позиции апеллянт указывает на то, что непредставление ответчиком всех сведений о физических лицах, проживающих в МКД, препятствует надлежащему исполнению обязательств по прямому договору обеими сторонами, а также препятствует реализации права ГУП "ТЭК СПб" на истребование с населения дебиторской задолженности в судебной порядке, делая неисполнимыми судебные акты о взыскании задолженности ввиду невозможности идентификации должника.
09.09.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором Товарищество возражает против доводов истца, просит оставить апелляционную жалобу ГУП "ТЭК СПб" оставить без удовлетворения.
Протокольным определением от 23.09.2021 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ГУП "ТЭК СПб" апелляционный суд отложил на 06.10.2021 до вступления в силу судебного акта кассационной инстанции по аналогичному делу в целях формирования единообразия судебной практики.
30.09.2021 и 03.10.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда в электронном виде поступили письменные пояснения истца и ответчика соответственно в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 в составе суда произведена замена, в связи с нахождение судьи Н.М. Поповой в отпуске судья Н.М. Попова заменена на судью Г.Н. Богдановскую.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 06.10.2021, судебное заседание апелляционный суд отложил на 18.11.2021 для представления ответчиком дополнительных доказательств в обоснование возражения против доводов апелляционной жалобы ГУП "ТЭК СПб".
10.11.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела
18.11.2021 в судебном заседании апелляционного суда ответчик, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы истца, поддержал заявленное до судебного заседания в письменном виде ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии письма от 26.06.2019 о направлении в электронном виде решения собственников помещений в МКД; подтверждения отправки электронного письма.
Истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела расчета задолженности, счетов-фактур и актов потребления тепловой энергии.
Апелляционный суд, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайства сторон и приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, представленные истцом и ответчиком, придя к заключению, что представленные документы имеют существенное значение для разрешения настоящего спора.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что в зоне теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб" расположен многоквартирный дом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, дом N 23, корп. 3 (далее - МКД), находящиеся в управлении Товарищества.
Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием собственников помещений МКД принято решение о переходе на Прямые договоры с Предприятием.
Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.
Условия прямого договора предусмотрены пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность организации, осуществляющей управление МКД, предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения, предусмотренные Правилами N 354.
Полагая, что основанием получения оператором персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных, является наличие прямого договора между истцом и собственником/пользователем/нанимателем жилого помещения в МКД, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Помимо этого, согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с РСО.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57(1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации РСО в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о заключении от своего имени с РСО договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
Из материалов настоящего дела следует, что собственники помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 8, литер А перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом с 26.10.2018, то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
В своем письме от 18.06.2019 N 58-49/23285 истец также указал на переход на прямые договоры с собственниками с указанной даты.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий РСО по получению от товарищества собственников жилья сведений, предусмотренных частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом РСО имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
В данном случае материалами дела подтверждается. что протоколом N 1 общего собрания собственников ТСЖ "Коллонтай, 23" от 30.05.2019 была определена дата перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, а именно 01.07.2019.
10.06.2019 протокол N 1 общего собрания собственников ТСЖ "Коллонтай, 23" от 30.05.2019 года был направлен ГУП "ТЭК СПб".
В письме от 18.06.2019 N 58-49/23285 ГУП "ТЭК СПб" указало Товариществу на отсутствие в представленном ТСЖ пакете документов копий решений собственников помещений в МКД по вопросу заключения прямых договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
ТСЖ "Коллонтай, 23" представило в суд апелляционной инстанции копию письма от 26.06.2019 в ответ на письмо ГУП "ТЭК СПб" N 58-49/23285 от 18.06.2019, с которым ТСЖ направило ГУП "ТЭК СПб" в электронном виде решения собственников о заключении прямых договоров горячего водоснабжения и отопления с собственниками жилых помещений МКД на 125 листах, а также доказательства направления указанных документов истцу.
Также Товарищество пояснило, что решения ГУП "ТЭК СПб" о переносе даты перехода на прямые договоры на срок до трех календарных месяцев ТСЖ "Коллонтай, 23" не получало.
Доказательства, подтверждающие направление Товариществу такого уведомления, истец в материалы дела не представил.
Письма, представленные ГУП "ТЭК СПб", адресованы иным лицам: заместителю председателя Жилищного комитета, заместителю главы администрации Невского района Санкт-Петербурга, директору РЖА Невского района, генеральному директору ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйства".
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора у коллегии судей не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ГУП "ТЭК СПб" требований.
Выводы апелляционного суда соответствуют правовому подходу, изложенному в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2021 по делу N А56-68495/2020.
Ссылки ГУП "ТЭК СПб" на судебные акты, вынесенные по иным делам не приняты апелляционным судом, поскольку судебные акты вынесены по делам с иными обстоятельствами спорных правоотношений сторон.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, основания для отмены решения суда отсутствуют.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на истце.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 по делу N А56-38453/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38453/2021
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТСЖ "КОЛЛОНТАЙ, 23"