г. Пермь |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А60-33711/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 сентября 2021 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А60-33711/2021 (мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года)
по заявлению Государственного автономного учреждения Свердловской области "Областной центр реабилитации инвалидов" (ИНН 6672169922, ОГРН 1046604405055)
к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (ИНН 6662127391, ОГРН 1026605404121)
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения от 27.04.2021 года N 075S19210011804,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение Свердловской области "Областной центр реабилитации инвалидов" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (далее - фонд, управление) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения от 27.04.2021 года N 075S19210011804.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 сентября 2021 года (резолютивная часть от 08 сентября 2021 года) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.04.2021 N 07SS19210011804.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы фонд ссылается на то, что первоначально страхователь представил "нулевые" сведения за декабрь 2020 г. (при наличии 164 застрахованных лиц). 12.01.2021 он не устранил ошибку, поскольку направил сведения с типом формы "исходная", а не "дополняющая". Страхователю 17.01.2021 было направлено уведомление об устранении ошибки, которую он в течение 5 рабочих дней не исправил, в связи с чем привлечен к ответственности по статье 27 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956) (далее - Инструкция N 211 от 22.04.2020). Согласно пункту 40 Инструкции N 211н от 22.04.2020 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Учреждение с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Приложенные к жалобе документы к делу не приобщаются в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ. Кроме того, копии указанных документы были представлены в дело самим страхователем одновременно с заявлением об оспаривании решения фонда.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, 11.01.2021 заявитель направил в фонд исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за декабрь 2020 года на 0 человек. Обнаружив ошибку, заявитель 12.01.2021 направил сведения на 164 застрахованных лица, указав тип формы "исходные".
Данный документ был отклонен фондом 18.01.2021, страхователю направлено уведомление от 17.01.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимся у фонда ("при предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы "исходная" не должно быть ранее представленных сведений с типом формы "исходная").
25.02.2021 страхователь представил сведения на 164 застрахованных лица, указав тип формы "доп".
Поскольку страхователь устранил ошибку в представленных сведениях с нарушением 5-дневного срока, фонд составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.03.2021 N 075S18210007825.
По результатам рассмотрения акта и представленных на него возражений (письмо учреждения от 01.04.2021 N 127) фондом вынесено решение от 27.04.2021 N 075S19210011804 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 82000 руб. (164 * 500 рублей).
Полагая, что решения Управления является недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ,
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
До 30.05.2021 сведения подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять также о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как установлено судами и не оспаривается фондом, страхователь представил исходные формы СЗВ-М за декабрь 2020 года 11.01.2021, то есть в установленный законом срок. Самостоятельно обнаружив направление "нулевых" сведений, учреждение направило в фонд формы СЗВ-М за этот же период на 164 застрахованных лиц, ошибочно указав только тип формы - "исходная" вместо "доп".
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N58956, вступила в силу 27.07.2020).
Согласно пункту 40 данной Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В настоящем случае страхователь действовал добросовестно, представив в фонд 12.01.2021 (то есть в установленный законом срок) сведения на всех работающих у него застрахованных лиц (иного фондом не доказано), а после получения протокола об отклонении этих сведений представил (25.02.2021) аналогичные сведения, но с указанием верной формы "доп". Данные сведения приняты фондом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами, анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с 01.01.2017 подлежат применению сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для признания страхователя невиновным в совершении рассматриваемого правонарушения. Доводы фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.
В рассматриваемом случае страхователь явно действовал добросовестно, поэтому допущенная им ошибка при указании типа формы не должна приводить к привлечению к ответственности. Иной предлагаемый фондом формальный подход не стимулирует страхователей к самостоятельному исправлению допущенных ошибок.
Как справедливо учтено судом, допущенная страхователем ошибка при надлежащем выполнении фондом своих обязанностей по проверке сведений не могла привести к выплате излишних сумм пенсий. Ошибка в типе формы отчета ("исходная" вместо "дополняющая") не препятствует идентификации застрахованных лиц и осуществлению индивидуального персонифицированного учета.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 сентября 2021 года (мотивированное решение от 20 сентября 2021 года) по делу N А60-33711/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33711/2021
Истец: АНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ