г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А40-91402/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей А.И. Проценко, В.В. Валюшкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Гапоновым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корнейчука 27"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года
по делу N А40-91402/21, принятое судьей В.Г. Дружининой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корнейчука 27"
(ОГРН: 1127746145130, 127543, г Москва, ул. Корнейчука, д. 27 стр. 5)
третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Воронина Н.В. по доверенности от 01.09.2021, диплом ВСГ 1765249 от 28.01.2008;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корнейчука 27" (далее - ООО "СЗ "Корнейчука 27", ответчик) о возложении обязанности по устранению угрозы жизни и здоровью в связи с аварийным состоянием объектов недвижимого имущества: - нежилого здания общей площадью 169,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1009 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 7; - нежилого здания общей площадью 374,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1008 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 6; - нежилого здания общей площадью 798 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1007 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27 путём осуществления восстановительных работ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ООО "СЗ "Корнейчука 27" обязанности по осуществлению восстановительных работ объектов недвижимого имущества: - нежилого здания общей площадью 169,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1009 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 7; - нежилого здания общей площадью 374,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1008 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 6; - нежилого здания общей площадью 798 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1007 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, в указанный судом срок предоставить согласно части 3 статьи 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2021 исковые требования удовлетворены с учетом признания иска ответчиком.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части предоставления права Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27" противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы собственника имущества.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 29.11.2021 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2021 в обжалуемой части на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Департамент на основании части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 1,7.3,6,14 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Москвы, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, по выполнению полномочий собственника в сфере распоряжения движимым и недвижимым имуществом (за исключением жилищного фонда), осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах и от лица уполномоченного органа субъекта РФ обращается в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском.
Согласно сведениям ЕГРН следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание общей площадью 169,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1009, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 7;
- нежилое здание общей площадью 374,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 6;
- нежилое здание общей площадью 798 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1007, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27 принадлежат на праве собственности ответчику о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены записи от 31.08.2018 N N 77:02:0002004:1007-77/012/2018-4, 77:02:0002004:1008-77/012/2018-4, 77:02:0002004:1009-77/012/2018-4.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 14400 кв.м с кадастровым номером 77:02:0002004:65, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, СВАО, район Бибирево, ул. Корнейчука, вл. 27, вл. 27, стр. 5,6,7.
Право собственности в отношении земельного участка не зарегистрировано.
На основании пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва.
В отношении земельного участка с ответчиком заключен договор аренды от 02.03.2020 N М-02-055175 сроком до 29 января 2069 года для целей эксплуатации нежилых зданий под размещение общественно-деловых и производственных объектов в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Согласно Рапорту Госинспекции по недвижимости от 12.02.2021 N 9022166 фактически хозяйственная деятельность на земельном участке не ведется. Здания длительное время не используются, находятся в ветхом полуразрушенном состоянии.
Учитывая, что строения многие годы не эксплуатируются, что ответчик длительное время не принимает меры по предупреждению причинения вреда населению, в том числе по реконструкции, ремонту и поддержанию зданий в нормальном техническом состоянии, меры по ограничению доступа принимаются в недостаточном объеме, не исключающем доступ в здание людей и что указанные выше обстоятельства могут повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушений конституционных прав граждан на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, необходимо возложить на ответчика обязанность устранить угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц путем проведения восстановительных работ либо сноса данного объекта недвижимости.
Судом первой инстанции удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в части предоставления права Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27" противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы собственника имущества, изучены судом апелляционной инстанции, отмечается следующее.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ООО "СЗ "Корнейчука 27" в суде первой инстанции обращалось с заявлением о признании иска полностью в порядке части 3 статьи 49 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что признание иска в порядке статьи 49 АПК РФ не принимается, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции проверяется обоснованность и правомерность удовлетворения требований в обжалуемой ответчиком части.
Департаментом исковые требования к ООО "СЗ "Корнейчука 27" сформированы следующим образом:
Обязать ОО "СЗ "Корнейчука 27" устранить угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с аварийным состоянием объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания общей площадью 169,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1009 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.27, стр.7;
- нежилого здания общей площадью 374, 5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1008 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.27, стр. 6;
- нежилого здания общей площадью 798 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1007 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, путем осуществления восстановительных работ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения ООО "СЗ "Корнейчука 27" обязанности по осуществлению восстановительных работ объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания общей площадью 169,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1009 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.27, стр.7;
- нежилого здания общей площадью 374, 5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1008 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д.27, стр. 6;
- нежилого здания общей площадью 798 кв. м с кадастровым номером 77:02:0002004:1007 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27 в указанный судом срок предоставить согласно ч.3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27".
Требования истца основаны на полномочиях Департамента городского имущества г. Москвы, вытекающие из пунктов 1,7.3, 6, 14 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", где указано, что Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Москвы, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, по выполнению полномочий собственника в сфере распоряжения движимым и недвижимым имуществом (за исключением жилищного фонда), осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах и от лица уполномоченного органа субъекта РФ.
Вместе с тем, требования Департамента в части предоставления права Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27" противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы собственника имущества.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 22 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание объекта недвижимости самовольной постройкой может осуществляться только в порядке искового производства. Иной подход приводил бы к умалению установленного пунктом 1 статьи 1 ГК РФ принципа неприкосновенности собственности, что недопустимо (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в частности; на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечении судебной защиты нарушенных прав.
Заявляя соответствующий иск, орган местного самоуправления решил тем самым вопрос о праве собственности ответчика, при том что здание не является самовольной постройкой.
Между тем федеральным законодательством такого права административным органам не предоставлено.
Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе в предусмотренном законом порядке.
Кроме того, согласно статье 174 АПК РФ в случае принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые не связаны со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить соответствующие действия и место и срок совершения этих действий.
Если речь идет о принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, то в резолютивной части решения арбитражный суд может указать руководителя или иное лицо, на которых возлагается исполнение решения, а также срок исполнения.
Помимо этого, в силу части 3 статьи 174 АПК РФ арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
В настоящем деле истцом в порядке части 3 статьи 174 АПК РФ заявлено требование, не соответствующее положениям названной нормы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, удовлетворяя требования об обязании ОО "СЗ "Корнейчука 27" устранить угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с аварийным состоянием объектов недвижимого имущества путем осуществления восстановительных работ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не имел оснований для удовлетворения требований о сносе зданий ответчика с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, требования Департамента в части предоставления права Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27" подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с абзацем 7 пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части не указываются.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года по делу N А40-91402/21 отменить в обжалуемой части.
Отказать в удовлетворении требований о предоставлении согласно части 3 статьи 174 АПК РФ права Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществления мероприятий по освобождению земельного участка от указанных зданий, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с возложением расходов по сносу на ООО "СЗ "Корнейчука 27", в случае неисполнения ООО "СЗ "Корнейчука 27" обязанности по устранению угрозы жизни и здоровью в связи с аварийным состоянием объектов недвижимого имущества: - нежилого здания общей площадью 169,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1009 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 7; - нежилого здания общей площадью 374,5 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1008 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27, стр. 6; - нежилого здания общей площадью 798 кв.м c кадастровым номером 77:02:0002004:1007 по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 27 путём осуществления восстановительных работ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91402/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ГОЭЛРО"