г. Чита |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А19-3960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года по делу N А19-3960/2019 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к акционерному обществу "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору и о взыскании 1 573 401 рублей 46 копеек,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Группа "Илим" (далее - АО "Группа Илим") о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 21.06.2018 N 91-409/2018 о внесении изменений в пункт 2.1. с изложением данного пункта в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему Договору составляет: в 2018 году - 18 066 254,52 (восемнадцать миллионов шестьдесят шесть тысяч двести пятьдесят четыре рубля пятьдесят две копейки), в 2019 году - 19 814 601, 74 (девятнадцать миллионов восемьсот четырнадцать тысяч шестьсот один рубль пятьдесят две копейки)"; об обязании подписать расчет размера арендной платы, являющейся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 91-409/2018 от 21.06.2018 о внесении изменений в пункт 2.1. договора аренды лесного участка N 91-409/2018 от 21.06.2018; а также о взыскании 6 224 113 рублей 95 копеек - основного долга в виде доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/2018 за период с 26.06.2018 по 31.12.2018.
Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда от 10.06.2019 по делу N А19-3960/2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 решение суда первой инстанции от 10.06.2019 по делу N А19-3960/2019 оставлено без изменения - апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.11.2019 решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А19-3960/2019 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 решение суда первой инстанции от 03.11.2020 по делу N А19-3960/2019 оставлено без изменения - апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А19-3960/2019 отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, в отмененной части дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца 1 158 744 рубля 62 копейки - основного долга. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Взыскано с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 14 179 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года по делу N А19-3960/2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно доводам жалобы, из содержания Концепции приоритетного инвестиционного проекта следует, что ввод в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей производится поэтапно. На производственной площадке, расположенной в г. Усть-Илимск в период с августа 2017 по апрель 2018 в эксплуатацию введены следующие лесоперерабатывающие мощности: модернизация выпарных аппаратов, замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства, строительство ДПЦ, что подтверждается соответствующими актами ввода в эксплуатацию 28.08.2017, 28.10.2017, от 26.04.2018, 31.07.2018. Сведения о вводе указанных лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию представлены истцу в ежеквартальном отчете от 20.07.2018 N 040420/042 в соответствии с порядком предоставления отчетности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Таким образом, на дату заключения договора аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/2018 большая часть лесоперерабатывающих мощностей в г. Усть-Илимске уже были введены в эксплуатацию. В этой связи, ответчик не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что для применения понижающего коэффициента к расчету арендной платы необходимо введения в эксплуатацию всех мощностей в г, Усть-Илимск.
В материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.11.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Иркутской области N 392-рп от 13 июля 2017 года утверждена заявка АО "Группа Илим" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года инвестиционный проект АО "Группа Илим" "Модернизация производства АО "Группа Илим" в Иркутской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с утвержденным приоритетным инвестиционным проектом графиком заключения договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации проекта на 2017-2018 годы, между министерством и АО "Группа Илим" 21 июня 2018 года подписан договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 91-409/18, в соответствии с пунктом 2.1. которого арендная плата составляет 5 982 203 рубля 49 копеек в год.
Договор как сделка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 27.06.2018 за номером государственной регистрации 38:23:010017:11-38/013/2018-2.
Полагая, что в связи с изменением пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" АО "Группа Илим" обязано заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы по договору N 91-409/18 с расчетами доначисленной арендной платы за 2018-2019 годы, а также оплатить возникшую задолженность в связи с ее перерасчетом за период с 27.06.2018 по 31.12.2018 в сумме 6 224 113 рублей 95 копеек, истец обратился к ответчику с претензией N 02-91-11996/18 от 13.12.2018, в ответе N 10900-03-18/39 от 14.01.2019 на которую ответчик выразил несогласие с изменением размера ареной платы по спорному договору и от подписания дополнительного соглашения отказался.
Данные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе договор N 91-409/18 от 21.06.2018 является договором аренды участка лесного фонда, правоотношения по которому регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Исследовав условия договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018, суд первой инстанции установил, что сторонами согласованы все существенные условия договора, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, договор является заключенным, факт передачи участка лесного фонда сторонами не оспаривается.
В соответствие с условиями пункта 2.1. договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018 арендная плата определена истцом и ответчиком с применением понижающего коэффициента 0,5 при начислении арендной платы, размер названной платы составил 5 982 203 рубля 49 копеек в год.
Решением от 10.06.2019 по делу N А19-3960/2019, оставленным без изменения арбитражным судом апелляционной инстанции (постановление от 27.08.2019), в удовлетворении исковых требований Министерства отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что отношения сторон настоящего спора возникли на основании инвестиционного проекта АО "Группа Илим", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30 июля 2007 года "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 09.06.2014, следовательно, применению к спорному договору N 91-409/18 от 21.06.2018, заключенному в рамках реализации данного проекта подлежит пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в действующий на момент утверждения проекта редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 09.06.2014, коэффициент 0,5 подлежит применению со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Отменяя решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.06.2021 указал следующее.
В силу разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к спорному договору аренды, заключенному между истцом и ответчиком 27.06.2018, при определении размера арендной платы подлежит применению Постановление от 22.05.2007 N 310 в редакции, действующей на момент заключения договора, то есть арендная плата подлежит исчислению в соответствии с редакцией Постановления Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", начисление арендной платы должно производиться в полном объеме (с применением сложившегося в Иркутской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию подлежит применению понижающий коэффициент 0,5.
Из содержания данных правовых норм следует, что право на применение понижающего коэффициента арендатор имеет только в случае ввода в эксплуатацию всех лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных приоритетным инвестиционным проектом в области освоения лесов.
В соответствии с Концепцией приоритетного инвестиционного проекта предусматривалась модернизация лесоперерабатывающих мощностей в г. Братске и г. УстьИлимске. Исходя из этого, обществом заключен отдельный договор аренды лесного участка для обеспечения сырьем лесоперерабатывающего комплекса в г. Усть-Илимске. Соответственно, понижающий коэффициент подлежит применению в отношении этого договора. Как следует из указанной Концепции на площадке, расположенной в г. УстьИлимске, обществом планировалась модернизация выпарных аппаратов (дата ввода в эксплуатацию - июнь 2019 года), замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на других промывных устройствах (дата ввода в эксплуатацию - март 2018 года), строительство ДПЦ (дата ввода в эксплуатацию - июль 2018 года).
Лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске введены обществом в эксплуатацию, что подтверждается актами от 28.08.2017, 28.10.2017, 26.04.2018, 31.07.2018. Однако договор аренды заключен 21.06.2018, соответственно, на момент его заключения все лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске обществом в эксплуатацию введены не были.
Следовательно, выводы судов об отсутствии оснований для взыскания арендной платы противоречат материалам дела и положениям пункта 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции предписано учесть изложенную в постановлении суда округа правовую позицию, определить размер арендной платы, подлежащей взысканию за период с момента заключения договора и до ввода всех объектов в г. Усть-Илимске в эксплуатацию.
В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой, постановления суда апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего такое дело.
Исследовав доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, учитывая правовую позицию суда кассационной инстанции, изложенную в постановлении от 25.06.2021, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из пункта 1 статьи 451 ГК РФ следует, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из правового подхода, выраженного в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Из совокупного толкования данных норм материального права следует, что по общему правилу размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ и пункте 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, изменение которой в соответствующем периоде не является изменением арендной платы по договору и не требует внесения изменений в действующий договор аренды.
Согласно условиям пункта 2.2. договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018 размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, договор аренды от 21.06.2018 N 91-409/18 заключен сторонами в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, включенного в соответствующий перечень Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изложен в новой редакции, согласно которой при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение:
3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей;
5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей;
7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей;
10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой квалификации и выводов суда кассационной инстанции, изложенных в постановлениях от 26.11.2019, 25.06.2021 (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ), на основании правового подхода, выраженного 11 в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае к правоотношениям сторон, основанным на договоре аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/18, для целей расчета арендной платы за пользование лесным участком подлежат применению положения пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, следовательно, начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию всех, предусмотренных концепцией приоритетного инвестиционного проекта лесоперерабатывающих мощностей.
Как следует из материалов дела, Концепция приоритетного инвестиционного проекта содержит сведения о наименовании и планах ввода в эксплуатацию объектов лесоперерабатывающих мощностей на площадках, расположенных в г. Братске и г. Усть-Илимске (л.д. 45-47), реализация приоритетного инвестиционного проекта на промышленной площадке г. Усть-Илимска площадке предполагает: модернизацию выпарных аппаратов (дата ввода в эксплуатацию: июнь 2019 года), замену промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства (дата ввода в эксплуатацию: март 2018 года), строительство ДПЦ (дата ввода в эксплуатацию: июль 2018 года).
Согласно доводам ответчика, приведенным также апелляционному суду, на производственной площадке в г. Усть-Илимске в период с августа 2017 по апрель 2018 в эксплуатацию введены следующие лесоперерабатывающие мощности: модернизация выпарных аппаратов, замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства, строительство ДПЦ, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию от 28.08.2017, 28.10.2017, 26.04.2018, 31.07.2018, соответственно (л.д. 69-72 т. 3), а также актами выездной проверки АО "Группа Илим", реализующего приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов "Модернизация производства АО "Группа Илим" в Иркутской области".
Сведения о вводе указанных лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию представлены истцу в отчете от 20.07.2018 N 040420/042 в соответствии с ежеквартальным порядком предоставления отчетности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
С целью обеспечения сырьем комбината в г. Усть-Илимске в соответствии с таблицей 7.6 Концепции приоритетного инвестиционного проекта установлен срок заключения договоров аренды лесных участков, в том числе: лесного участка, расположенного в Катанском лесничестве, в отношении которого заключен договор от 21.06.2018 N 91-409/18.
Таким образом, на дату заключения договора аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/2018 в целях обеспечения сырьем лесоперерабатывающего комплекса, расположенного в г. Усть-Илимске, все соответствующие лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске введены в эксплуатацию в полном объеме 31.07.2018.
С учетом того, что реализация приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства АО "Группа Илим" в Иркутской области" предполагает поэтапный ввод в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, расположенных на площадках г. Усть-Илимска и г. Братска, а для обеспечения сырьевой базы для каждого комбината предполагается поэтапное заключение отдельных договоров аренды в отношении конкретно определённых лесных участков, при этом положения пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190, при этом судом кассационной инстанции в постановлении от 25.06.2021 сформулирован правовой подход о необходимости применения понижающего коэффициента 0,5 к расчету арендной платы именно с момента ввода всех запроектированных в концепции производственных мощностей для комбината в г. Усть-Илимске, суд первой инстанции, с учетом условий пункта 3.2 договора и даты государственной регистрации названного договора, посчитал правомерными доводы ответчика о том, что с даты ввода в эксплуатацию последней лесоперерабатывающей мощности, предусмотренной Концепцией для комбината в г. УстьИлимске, по договору от 21.06.2018 N 91-409/18, заключенному в целях обеспечения данного комбината сырьем, размер арендной платы подлежит определению с применением коэффициента 0,5, однако поскольку на момент заключения спорного договора не все производственные мощности, запроектированные в Концепции, введены в эксплуатацию, за период с 27.06.2018 по 31.07.2018 размер арендной платы за пользование лесным участком подлежит определению без использования понижающего коэффициента 0,5.
В материалы дела истцом и ответчиком представлены расчеты арендной платы, согласно которым истец определил дату окончательного ввода производственных мощностей в эксплуатацию как 30.09.2018 со ссылкой на акт выездной проверки за период с 27.11.2018 по 29.11.2018, которым установлено, что строительство ДЦП окончено и фактически объект введен в эксплуатацию с нарушением срока на 2 месяца, произвел расчет платы по состоянию на 30.09.2018. Ответчик, производя контррасчет, указал, что согласно представленным в материалы дела актам ввода в эксплуатацию производственных мощностей от 28.08.2017, 28.10.2017, 26.04.2018, 31.07.2018, последние производственные мощности комбината в г. Усть-Илимске, запроектированные в Концепции введены в эксплуатацию 31.07.2018, следовательно, и расчет платы надлежит производить в соответствии с условиями пункта 3.2 договора с даты государственной регистрации договора аренды 27.06.2018 по 31.07.2018.
Оценив доводы сторон в указанной части, суд первой инстанции также нашел обоснованными доводы ответчика, поскольку абзац третий пункта 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 связывает срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода, и не зависит от даты предоставления данных актов Министерству либо от даты проведения проверок.
С учетом того, что в материалах дела имеется акт ввода в эксплуатацию последней производственной мощности комбината в г. Усть-Илимске, датированный 31.07.2018, и данный акт Министерством не оспорен, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования истца о взыскании с ответчика арендной платы за период с 27.06.2018 по 31.07.2018 подлежат удовлетворению в размере 1 158 744 рубля 62 копейки.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года по делу N А19-3960/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3960/2019
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: АО "Группа "Илим"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-886/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1535/2021
08.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19