город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2022 г. |
дело N А32-14838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца - представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18 декабря 2020 года (онлайн-участие),
от ответчика - представитель Агапова Н.Л. по доверенности от 23 декабря 2021 года(онлайн-участие), представитель Окшина Л.Е. по доверенности от 21 декабря 2021 года (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года по делу N А32-14838/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" (ИНН 2315117260), о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" (далее - ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 498 096 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.07.2019 по 20.04.2020 в сумме 26 408 рублей 01 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга 498 096 рублей, за период с 21.04.2020 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии подтверждения нарушения технологического оборота вагонов ООО "ННС" в дни оставления от движения спорных поездов, а также об отсутствии обстоятельств, подтверждающих правомерность остановки в пути следования вагонов на путях грузополучателя. Истец считает ошибочным вывод суд первой инстанции об имеющейся возможности приема вагонов станцией.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Новороснефтесервис" при станции Новороссийск СКЖД от 24.12.2017 N 460/2 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузка и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к стрелочным переводам N 505 к ходовому пути N 105 станции Новороссийск, локомотивом перевозчика.
Пунктом 13 договора определены погрузочно - выгрузочные пути N 113, 115 для выгрузки груза, виды груза, технологические нормы на выполнение грузовых операций на погрузку и выгрузку грузов:
- на погрузочно - выгрузочном пути N 113 (светлые нефтепродукты) технологическое время на выполнение грузовой операции составляет 2 часа.
- на погрузочно - выгрузочном пути N 115 (темные нефтепродукты) технологическое время на выполнение грузовой операции в весеннее-летний период (с 16.04 - 15.10) с учетом разогрева составляет 4 часа, в осенне-зимний период (с 16.10 - 15.04) с учетом разогрева 8 часов.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 17 Договора - владелец уплачивает Перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Владельца - по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 27-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
В марте, апреле 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя ООО "Новороснефтесервис" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического времени на выполнение грузовых операций ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой.
На основании актов общей формы и ведомостей по ставкам тарифного руководства железной дорогой рассчитана плата за время нахождения вагонов в размере 486 594 рублей.
Согласно искового заявления перевозчиком допущены следующие случаи отставления в пути следования поездов:
1) 10.03.2019 на промежуточной станции Гумрак ПРВ по приказу от 10.03.2020 N 901 отставлен от движения поезд с индексом 8315-564-5209 в количестве 66 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
17.03.2019 поезд с индексом 8315-564-5209 поднят с промежуточной станции Гумрак ПРВ по приказу от 17.03.2019 N 972 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении поезда ответчик уведомлен извещениями станции Новороссийск от 10.03.2019 N 3669, от 17.03.2019 N 3670.
На станции Гумрак ПРВ составлены акты общей формы о начале и окончании задержки спорного поезда от 10.03.2019 N 2/274, от 17.03.2019 N 2/297 соответственно.
Факт занятости путей общего пользования станции Новороссийск и невозможность приема спорных вагонов подтверждается актом общей формы от 09.03.2019 N 1123.
19.03.2019 на промежуточной станции Песчанокопская СКВ по приказу от 19.03.2019 N 3231 отставлен от движения поезд с индексом 8315-564-5209 в количестве 66 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
25.03.2019 поезд с индексом 8315-564-5209 поднят с промежуточной станции Песчанокопская СКВ по приказу от 25.03.2019 N 3331 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении поезда ответчик уведомлен извещениями станции Новороссийск от 19.03.2019 N 3426, от 25.03.2019 N 3630.
На станции Песчанокопская СКВ составлены акты общей формы о начале и окончании задержки спорного поезда от 19.03.2019 N 91, от 25.03.2019 N 98.
Факт занятости путей общего пользования станции Новороссийск и невозможность приема спорных вагонов подтверждается актом общей формы от 19.03.2019 N 1220.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда в количестве 66 вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭЖ027122 (фактическое прибытие поезда 26.03.2019, вместо нормативного срока доставки - 15.03.2019).
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы о начислении платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" от 26.03.2019 N 15/4817.
Также, 13.04.2019 на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу от 13.04.2019 N 3957 отставлен от движения поезд с индексом 8315-576-5209 в количестве 65 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения Новороссийск, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
17.04.2019 поезд с индексом 8315-576-5209 был поднят с промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу от 17.04.2019 N 3954 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск от 13.04.2019 N 3982, от 17.04.2019 N 4045.
На станции Разъезд 9 км СКВ были составлены акты общей формы о начале и окончании задержки спорного поезда от 13.04.2019 N 20/12829, от 17.04.2019 N 20/13221.
Факт занятости путей общего пользования станции Новороссийск и невозможность приема спорных вагонов подтверждается актом общей формы от 13.04.2019 N 1376.
О прибытии 17.04.2019 спорного поезда в количестве 65 вагонов на станцию назначения Новороссийск грузополучатель был уведомлен извещением от 17.04.2019 N 4047.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями следующих дорожных ведомостей: N ЭЗ601918, ЭЗ600875, ЭЗ600798 (прибытие поезда 17.04.2019, нормативный срок доставки 16.04.2019).
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы о начислении платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" от 17.04.2019 N 15/5303, 15/5291, 15/5302.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об осуществлении платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда на инфраструктуре ОАО "РЖД", которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что "Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве".
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на 7 промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки. В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы. Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности" (ОАО "РЖД" утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р). Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя. Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем. Акт общей формы составляется перевозчиком для удостоверения факта и обстоятельств задержки, указанных в акте вагонов, и сопровождается расчетом платы за эти вагоны.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Из этого следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика. Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3, 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Как верно указано судом первой инстанции, ОАО "РЖД" вышеуказанный состав доставлен на станцию назначения только 26.03.2019, при этом состав дважды отставлен от движения: с 10.03.2019 в 05 час.23 мин. - на станции Гумрак ПРВ, т.е. ранее срока доставки, по 17.03.2019 до 17 час.48 мин.; с 19.03.2019 в 12 час.06 мин. - на промежуточной станции Песчанокопская СКВ ж.д., по истечении срока доставки, по 25.03.2019 до 00 час.40 мин. с направлением в адрес ответчика извещения о задержке вагонов в пути следования.
В качестве причины задержки в акте общей формы, составленном 26.03.2019, - на день прибытия состава на станцию назначения, указано: неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования. Причиной непринятия, по мнению истца, является вина грузополучателя ввиду нарушения норм выгрузки вагонов.
Общество как грузополучатель имело возможность своевременного приема вагонов состава, отставленного от движения, о чем уведомляло ОАО "РЖД" путем направления заявок начальнику логистического центра СКЖД К.В. Кудряшову и начальнику станции Новороссийск О.И. Колобову с просьбой о подводе под выгрузку цистерн топлива нефтяного ТСУ-380 состава с инд.8315-564-5209.
Более того, в период "бросания" спорного состава истцом были поданы ответчику к выгрузке на пути необщего пользования составы с более поздними сроками доставки:
- 14.03.2019 подан состав с индексом 8315-565-5209 со сроком доставки до 18.03.2019, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ157963;
- 17.03.2019 подведен поезд с индексом 8315-566-5209 со сроком доставки до 21.03.2019, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ327651;
- 21.03.2019 подведен состав с индексом 8315-567-5209 со сроком доставки до 24.03.2019, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ437458;
- 24.03.2019 подведен поезд с индексом 8315-568-5209 со сроком доставки до 27.03.2019, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ611961, которые были выгружены в соответствии с технологическими нормами, установленными договором. Таким образом, в период отставления спорного состава от движения станция назначения принимала составы, отправленные со станции отправления позже задержанного состава с имеющимся запасом срока доставки, при этом осуществляя подвод указанных составов, истец "отставлял" от движения составы с истекающим сроком доставки груза. Учитывая изложенное, нарушение сроков доставки вагонов спорного состава обусловлено поведением перевозчика, который при наличии технической возможности ответчика принять составы, осуществлял подвод иных составов с имеющимся запасом срока доставки.
У истца отсутствовали основания для остановки состава на станции Гумрак ПРВ, поскольку нормы выгрузки вагонов, находящихся на путях необщего пользования ответчика, ни на момент отставления поезда от движения 10.03.2019, ни накануне его отставления - 09.03.2019 не были нарушены. При этом истец нарушил нормы подачи очередной группы вагонов, установленные договором. Согласно пункту 11 Договора подача очередной группы вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится перевозчиком в течение 5 часов.
09.03.2019 время ожидания подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика на ст. Новороссийск составило 17 час. 15 мин. и 6 час. 00 мин., что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 032262, 033263; 033268. Таким образом, истец превысил установленное договором время подачи и уборки вагонов на 12 час. 15 мин. и на 1 час 00 мин. соответственно.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 033263; 033268 09.03.2019 за один день до "бросания" спорного состава, на пути необщего пользования ответчика истцом под выгрузку подано 24 вагона с темными нефтепродуктами, по 12 вагонов за одну подачу. Время выгрузки 12 вагонов, поданных истцом в 10 час.45 мин. (с нарушением срока переподачи на 12 час. 15 мин.) составило 7 час. 00 мин. (до 17 час.45 мин.). Вагоны, поданные истцом в 23.45 (с нарушением срока переподачи на 1 час), выгружены ответчиком до 07.30 10.03.2019; время выгрузки составило 7 часов 45 минут, что соответствует норме выгрузки, установленной договором.
Учитывая изложенное, на момент отставления состава от движения (5 час.23 мин.) 10.03.2019 у ответчика на пути необщего пользования, предназначенного для выгрузки вагонов с темными нефтепродуктами, находилось 12 вагонов, время выгрузки которых заканчивалось в 07 час. 45 мин., через 2 часа 22 минуты после "бросания" состава на промежуточной станции Гумрак ПРВ.
Таким образом, до отставления поезда от движения и в момент его отставления нормы выгрузки вагонов ответчиком не нарушались, что подтверждает необоснованность доводов истца о причинах отставления поезда от движения по вине грузополучателя ввиду нарушений норм выгрузки вагонов.
Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ027122 состав принят к перевозке 05.03.2019 в 16 час.42 мин. В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, исчисление срока доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки. Исходя из расстояния между станциями Комбинатская и Новороссийск СКВ ж.д. (3518 км) и нормы суточного пробега (380 км/сут.), установленной Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, поезд должен был прибыть на станцию назначения не ранее 15.03.2019, а на станцию Гумрак (расстояние от ст. Комбинатская составляет 2690 км) поезд должен был прибыть не ранее 12 марта 2019. Однако, поезд на станции Гумрак находился уже утром 10.03.2019 (за 5 суток до установленной даты доставки груза), и отставлен от движения в 05 час. 23 мин. Исходя из расстояния от станции Гумрак до станции Новороссийск, равному 828 км, поезд с инд. N 8315-564-5209 мог бы прибыть на станцию Новороссийск 12.03.2019, т.е. на 3 дня ранее установленного срока доставки, что не позволило бы истцу предъявить ответчику требования по оплате "простоя" в связи с отсутствием нарушений по срокам доставки груза.
У истца также отсутствовали основания для остановки состава на ст. Песчанокопская, поскольку нормы выгрузки вагонов, находящихся на путях необщего пользования ответчика ни на момент отставления поезда от движения 19.03.2019 г в 12 час. 06 мин., ни накануне его отставления не были нарушены.
В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов N 034307 истец под выгрузку 19.03.2019 в 10.10 подал 12 вагонов, которые выгружены в 17.30. Общее время выгрузки составило 07 час. 20 мин., что соответствует норме выгрузки, установленной договором (8 час). Таким образом, на момент отставления поезда от движения - 19.03.2019 в 12 час.06 мин. на путях необщего пользования ответчика 1 час. 54 мин. находились под выгрузкой 12 вагонов, срок выгрузки которых истекал в 18 час 10 мин. - через 06 час. 04 минуты после отставления поезда от движения. Указанные вагоны выгружены ответчиком без превышения норм выгрузки. Далее, согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 035312 в этот же день, в 20 час. 40 мин истец подал под выгрузку еще 12 вагонов, которые выгружены 20.03.2019 в 04 час.30 мин., т.е. время выгрузки указанных вагонов составило 5 час.00 мин., что соответствует норме, установленной договором.
Таким образом, довод истца о причине отставления поезда от движения - невозможность принятия станцией назначения по вине ответчика, является необоснованным, и объективных препятствий для следования поезда к месту назначения по вине ответчика не имелось.
Кроме того, в момент "бросания" поезда на ст. Песчанокопская срок доставки груза уже истек, вследствие чего ответственность грузополучателя за задержку вагонов на промежуточных станциях отсутствует.
13.04.2019 на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ отставлен от движения поезд с индексом 8315-576-5209, перевозивший темные нефтепродукты.
Согласно транспортным железнодорожным накладным N 33600798, Э3600875, Э3601918 срок доставки груза состава с индексом N 8315-576-5209 (темные нефтепродукты) истекал 16.04.2019. Состав доставлен на станцию назначения 17.04.2019. при этом 13.04.2019 в 11.55 отставлен от движения на промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ, т.е. ранее срока доставки, с направлением в адрес ответчика извещения о задержке вагонов в пути следования. В качестве причины задержки в актах общей формы, составленных 18.04.2018, указано: неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя. Причиной непринятия, по мнению истца, является вина грузополучателя ввиду нарушения норм выгрузки вагонов.
Согласно оригиналам транспортных железнодорожных накладных N 33600798, 33600875, Э3601918 состав принят к перевозке 06.04.2019 в 23.55. Исходя из расстояния между станциями Комбинатская и Новороссийск СКВ ж.д. (3518 км) и нормы суточного пробега (380 км/сут.), установленной Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, поезд должен прибыть на станцию назначения не ранее 16.04.2019, а на станцию Разъезд (расстояние от ст. Комбинатская составляет 3477 км) поезд должен прибыть также не ранее 16.04.2019. Однако, поезд на станции Разъезд 9 км находился уже 13.04.2019 (за 3 дня до установленной даты доставки груза) и отставлен от движения в 11.55.
В данный период времени ответчик нарушил нормы выгрузки вагонов, установленные договором, но данный факт не мог повлиять на принятие станцией назначения 66 вагонов, следовавших в адрес ответчика на 3 суток ранее установленного срока доставки, поскольку вместимость станции Новороссийск не ограничена грузовым оборотом ответчика. При этом договором, заключенным между истцом и ответчиком, не установлено количество единовременного нахождения вагонов ответчика на ст. Новороссийск. Истец осуществлял перевозку груза на 3 дня ранее установленного срока доставки, что не позволило бы ему предъявить ответчику требования по оплате "простоя" в связи с отсутствием нарушений по срокам доставки груза (в соответствии с выводами Верховного суда РФ, содержащимся в определении от 22.02.2018 N 305-ЭС17-23303 по делу N А40-42720/2017).
В материалы дела истцом были предоставлены акты общей формы, на основании которых начислена плата за нахождение спорных вагонов на ж.д. путях общего пользования промежуточных станций. Как следует из содержания вышеуказанных актов они составлены для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" по причинам неприема ж.д.станцией назначения по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования - ООО "Новороснефтесервис". При этом, составленные акты общей формы не содержат конкретных причин задержки вагонов в пути следования, невозможность приема вагонов станцией назначения на момент задержки поездов в пути следования (например нахождение на станции назначения в ожидании подачи большого количества вагонов, прибывших в адрес ответчика), степень вины грузополучателя в такой задержке, т.е. фактических данных, позволяющих установить наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов в пути следования и действиями бездействием ответчика. Данные акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями, поскольку у него имелась возможность произвести приемку спорных вагонов.
Исходя из изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец не доказал обстоятельства, подтверждающие правомерность задержки вагонов в пути следования, а также фактические причины неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателя, а также истечение сроков доставки груза по причинам, зависящим от грузополучателя.
При недоказанности причин невозможности приема вагонов станцией назначения по вине грузополучателя (владельца пути необщего пользования), основания, предусмотренные ст. 39 УЖТ РФ, для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, отсутствуют.
Аналогичный правовой подход отражен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2021 по делу N А32-14834/2020, от 04.08.2021 по делу N А32-14822/2020.
Исходя из изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года по делу А32-14838/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14838/2020
Истец: ОАО "РЖД ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Новороснефтесервис"