город Томск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А27-8794/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А.
Назарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Е.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы (07АП-11801/2021(1,2)) акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" и общества с ограниченной ответственностью "КузнецкСпецТранс" на решение от 12 октября 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8794/2021 (судья Я.Н. Ерохин) по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1144217006966, ИНН 4217166136 654006, Кемеровская Область - Кузбасс область, г. Новокузнецк, пр-кт Строителей, дом 98) к акционерному обществу "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (ОГРН 1024201755610, ИНН 4220002794 649002, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, Промышленная улица, 5-1, 7) о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
и по встречному иску акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" о взыскании неосновательного обогащения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "КузнецкСпецТранс" (ОГРН 1114253001334, ИНН 4253000320 649006, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, Алтайская улица, дом 38, офис 2)
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика Куликов А.В., по доверенности от 20.01.2022 паспорт (онлайн в режиме веб-конференции);
от третьего лица: Трещёткин Л..М. - директор (решение N 9) от 31.01.18, диплом, паспорт (онлайн в режиме веб-конференции);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (далее - АО "НГАП", ответчик) о взыскании 118 061,11 руб. за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, 200 605,74 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
АО "НГАП" обратилось со встречным исковым заявлением со ссылкой на то, что ООО "Водоканал" при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необоснованно применяет положения п. 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, (далее Правила N 644), считает, что при расчете должны применяться положения п. 123(4) Правил N 644 поскольку одно из помещений, принадлежащих АО "НГАП", передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью "КузнецкСпецТранс" для организации столовой, при этом основным видом его деятельности является деятельность предприятий общественного питания. Также указал на отсутствие оснований начисления НДС при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Во встречном иске просит взыскать неосновательное обогащение, которое составляет разницу между оплаченной АО "НГАП" платой за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с мая 2018 года по сентябрь 2019 года, рассчитанной согласно п. 123 Правил N 644, и платой, рассчитанной согласно п. 123(4) Правил N 644, в размере 30 544,05 руб. Также просит взыскать неосновательное обогащение в связи с оплатой НДС при оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в период с мая 2018 года по сентябрь 2019 года в размере 45 561,28 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "КузнецкСпецТранс".
Решением от 12 октября 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" удовлетворены, с акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" взыскано 118 061,11 руб. за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, 200 605,74 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, всего 318 666,85 руб., а также 9 373 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик и третье лицо обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что АО "НГАТП" действительно не осуществляло предусмотренную пунктом 123 (4) Правил деятельность. Тем не менее, по указанному адресу АО "НГАТП" не осуществляет никакую деятельность, в связи с этим обособленные подразделения АО "НГАТП" по указанному адресу не зарегистрированы. Арендатор ООО "КузнецкСпецТранс" занимает 90% помещений, сдаваемых в АО "НГАТП" по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомское шоссе. 6-а. Между арендаторами АО "НГАТП" и ООО "Водоканал" отсутствуют договоры водоснабжения. Колодец для отбора проб определен только в отношении АО "НГАТП". Объем коммунального ресурса оплачивается АО "НГАТП" в отношении всех помещений по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомское шоссе. 6-а. Таким образом, воды, сбрасываемые в систему канализации, являются стоками пищевого производства не абонента, а третьего лица ООО "КузнецкСпецТранс", с которым абонент заключил договоры аренды нежилых помещений. Обоснование судом невозможности применения формулы, установленной п. 123 (4) Правил, наличием в здании одновременно иных организаций, недопустимо. При этом не имеет значения тот факт, что деятельность предприятий общественного питания не является единственной согласно сведениям из ЕГРЮЛ у арендатора, оказывающего основное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. При определении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов НДС должен быть начислен только на величину тарифа, который выражается в денежном выражении (руб.).
В обоснование апелляционной жалобы ООО "КузнецкСпецТранс" ссылается на то, что основным видом деятельности третьего лица является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (56.29). То есть деятельность ООО "КузнецкСпецТранс" в сфере общественного питания является основной и фактически единственной деятельностью, осуществляемой по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомское шоссе, 6-а. ООО "КузнецкСпецТранс" в апелляционной жалобе выражает готовность произвести оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период взыскания с сентября по декабрь 2019 года, т.к. отрицает факт оказания данного негативного воздействия именно в результате деятельности производственного комплекса общественного питания ООО "КузнецкСпецТранс". Плата за негативное воздействие является, по существу, оплатой услуг ООО "Водоканал" по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть. Соответственно, для расчета платы за нейтрализацию негативного воздействия должна браться деятельность ООО "КузнецкСпецТранс", оказавшая реальное воздействие на канализацию, а не бездействие АО "НГАТП", воздействие которого на канализацию как таковое отсутствует. Ведь АО "НГАТП", не ведущее абсолютно никакой деятельности в помещениях, в которые поставляется коммунальный ресурс по договору от 01.12.2001 N 395 (т.к. сдает их в аренду), не может оказать негативного воздействия на канализационную сеть. Тем не менее, ООО "Водоканал" основанием для расчета платы берется деятельность ("бездействие") АО "НГАТП", а деятельность, действительно оказывающая воздействие на работу системы водоотведения, игнорируется. Податель жалобы просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика настаивает на своей апелляционной жалобе, просит решение отменить полностью и принять новый судебный акт.
В судебном заседании третье лицо настаивает на своей апелляционной жалобе, просит решение отменить полностью и принять новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Водоканал" является организацией ВКХ, осуществляющей свою деятельность на территории города Новокузнецка, для которой Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 19.12.2018 N 602 установлены соответствующие тарифы.
Между ООО "Водоканал" и АО "НГАП" (абонент) заключен договор водоснабжения от 01.12.2001 N 395, согласно которому организация ВКХ обязано отпускать абоненту воду и принимать сточные воды в помещения по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомсокое шоссе, 6-а, а абонент обязан оплачивать поставленный ресурс.
Дополнительным соглашением от 04.04.2021 определено Приложение 1 "Условия приема сточных вод", в котором указан перечень и допустимая концентрация загрязняющих веществ. Также определено Приложение 1.1., в котором установлено местоположение контрольного канализационного колодца.
АО "НГАП" сдает в аренду помещения в зданиях, в которые поставляется коммунальный ресурс по договору от 01.12.2001 N 395 (перечень арендаторов представлен в электронном виде 05.10.2021). В том числе сдается помещение ООО "КузнецкСпецТранс" по договору аренды от 01.07.2018 для организации общедоступной столовой (т.1, л.д. 147-152, т. 2, л.д. 1). Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "КузнецкСпецТранс" являет деятельность предприятий общественного питания.
У ООО "Водоканал" отсутствуют договоры водоснабжения с арендаторами помещений по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомсокое шоссе, 6-а, что подтверждается справкой абонентского отдела ООО "Водоканал" (представлена в электронном виде 30.09.2021).
Между ООО "Водоканал" (заказчик) и ООО "АКВАТЕСТ" (исполнитель) заключен договор на отбор проб и проведение лабораторных испытаний от 01.02.2019 N Р-6/2019, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение следующих работ: отбор проб, проведение лабораторных испытаний различных типов вод, материалов и реагентов водоподготовки, осадков, водоотведения согласно перечню программ лабораторных испытаний, графиков отбора проб и лабораторного контроля, являющегося неотъемлемой частью договора (т. 1, л.д. 23-24).
ООО "АКВАТЕСТ" имеет аттестат аккредитации РОСС RU00001.512794, выданный Федеральной службой по аккредитации 13.01.2016, о соответствии лаборатории ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра). В своей деятельности испытательная лаборатория руководствуется ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, использует ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод".
Нормативы водоотведения по составу сточных вод абоненту, в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 298 установлены распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 27.05.1998 N 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка" (далее - Распоряжение N 422).
Согласно материалам дела в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2019 года представителями ООО "АКВАТЕСТ" в присутствии представителя АО "НГАП" были произведены отборы проб в контрольном колодце, о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 1553/19 от 26.11.2019, N 1634/19 от 10.12.2019, N 1343/19 от 09.10.2019, N 1166/19 от 02.09.2019.
Исследования отобранных проб осуществлены производственной лабораторией ООО "АКВАТЕСТ". По результатам исследований в адрес АО "НГАП" были направлены информационные записки.
В связи с выявленными нарушениями в составе сточных вод ООО "Водоканал" произвело расчет и предъявило к оплате 118 061,11 руб. за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, 200 605,74 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен в соответствии с п. 123 Правил N 644. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов произведен в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"
Претензия ООО "Водоканал" оставлена без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ установлено, что к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (части 1, 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункт 118 Правил N 644.)
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 5 (пункт 114 Правил N 644).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, является платным.
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
Порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее -Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
При этом пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Из системного анализа приведенных положений Правил N 167 следует, что обязанность по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод возложена именно на абонента.
Организация ВКХ осуществляет контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно, по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В отношении доводов апелляционных жалоб в части порядка расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а именно применения пункта 123 или 123 (4) Правил N 644, суд обоснованно исходил из следующего.
На основании пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) для абонентов, являющихся, в том числе, предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x T x Qпр1 где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб. /куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом вод о потребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Из смысла вышеуказанных норм права следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для специально определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод. При этом абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям, а именно: 1) осуществлять один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; 2) объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами.
Таким образом, при наличии факта соответствия абонента вышеуказанным требованиям расчет платы производится на основании положений пункта 123(4) Правил N 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной пунктом 123 Правил N 644.
В этой связи, учитывая, что договорные отношения третьего лица и Водоканала отсутствуют, что не оспаривается апеллянтами, принимая во внимание, что АО "НГАП" не подпадало под действие пункта 123 (4), поскольку не осуществляло предусмотренную указанным пунктом деятельность, что также сторонами не оспаривается, при этом колодец для отбора проб определен только в отношении АО "НГАП", объем коммунального ресурса определяется по приборам учета и оплачивается АО "НГАП" в отношении всех помещений по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кондомсокое шоссе, 6-а., вывод суда первой инстанции о том, что отношения между ответчиком и его арендаторами не распространяются на обязательства ответчика перед истцом, является правильным.
Факт осуществление одним из арендаторов деятельности, предусмотренной пунктом 123 (4), не является основанием для расчета платы АО "НГАП" по пункту 123 (4) при наличии в здании одновременно иных организаций.
С учетом изложенного ООО "Водоканал" обоснованно производило расчет платы на основании отбора проб в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Ответчик в рассматриваемом случае не лишен возможности урегулировать отношения с арендаторами путем заключения последними прямых договоров с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Кроме того, абонент, осуществляя деятельность по сдаче в аренду принадлежащего ему имущества иным лицам в целях использования его в соответствии с видами их деятельности, предполагающими негативное воздействие на работу централизованной системы, имеет возможность указать в подаваемой декларации показатели состава и свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения с превышением максимальных допустимых значений, что исключает возможность начислений платы по результатам отбора проб.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "Водоканал" обоснованно производило расчет платы на основании отбора проб в соответствии с пунктом 123 Правил N 644., соответствующие доводы апеллянтом, а равно встречные исковые требования не основаны на нормах закона.
Доводы жалобы о неверном начислении платы с учетом НДС подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 Правил N 644 водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предметом которого является, в частности, прием организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод абонента, очистка и сброс их, соблюдение абонентом требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также оплата организации водопроводно-канализационного хозяйства водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
К существенным условиям договора относятся сроки и порядок оплаты по договору (пункт 26 Правил N 644). В свою очередь, оплата по договору включает согласно подпункту "ж" пункта 35 названных Правил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Разделом VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункты 118 - 123 Правил N 644).
Из приведенных положений следует, что указанная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на централизованную системы водоотведения.
В связи с этим такая компенсация должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, порядок определения размера платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки НДС.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 октября 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8794/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" и общества с ограниченной ответственностью "КузнецкСпецТранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8794/2021
Истец: обшество с ограниченной ответственностью "Водоканал"
Ответчик: ОАО "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие"
Третье лицо: ООО "КузнецкСпецТранс"