г. Тула |
|
2 февраля 2022 г. |
Дело N А68-4080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метаком-плюс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 по делу N А68-4080/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метаком-плюс" (г. Брянск, ОГРН 1023201069100, ИНН 3232027576) к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ВКТИстройдормаш - Проект" (г. Брянск, ОГРН 1033265001692, ИНН 3234040854), о признании недействительными пунктов 10, 11, 12 предписания от 02.04.2021 N 18-9/РП-234-625-о;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Метаком-плюс": Троянова Л.Н. (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
от Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Гребцов М.П. (доверенность от 23.12.2021 N Д-231-86, удостоверение, копия диплома о высшем юридическом образовании);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метаком-плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании недействительными п. 10, 11, 12 предписания от 02.04.2021 N 18-9/РП-234-625-о.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 в удовлетворении требования обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что изменения в проектную документацию были внесены в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности; полагает, что так как на дату вынесения предписания срок эксплуатации зданий, наружного газопровода - 50 лет - не истек, п. 10, 11, 12 предписания не соответствуют действующему законодательству в области промышленной безопасности.
Управление в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения Федеральной службы Ростехнадзора N РП-234-625-о от 01.03.2021 проведена плановая выездная и документарная проверка общества, по результатам которой выдано предписание N 18-9/РП-234-625-о от 02.04.2021 (далее - предписание) с указанием нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе, таких как: обществом не проведены организационно-технические мероприятия по продлению срока безопасной эксплуатации (экспертиза промышленной безопасности)
- строительных конструкций помещения котельной с размещенным в нем газоиспользующим оборудованием котлами Viessman Vitogas (2 ед.) по причине отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания (п. 10 предписания);
- строительных конструкций помещения производственного цеха с размещенным в нем газоиспользующим оборудованием инфракрасными излучателями Helios-40U (11 ед.) теплогенраторами Monzun CV-180E (1 ед.), Monzun CV-180E (3 ед.) по причине отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания (п. 11 предпсания);
- наружного газопровода (высокого давления L - 18,7 м., низкого давления L - 34,9 м., год ввода в эксплуатацию 2007) по причине отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации газопровода (п. 12 предписания)
по причине отсутствия в проектной документации на данные объекты данных о сроке эксплуатации.
Не согласившись с п. 10, 11, 12 предписания, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Опасный производственный объект (далее - ОПО) - это категория объекта, предусмотренная ст. 2 Закона N 116-ФЗ, включенного в реестр опасных производственных объектов.
Включение в реестр опасных производственных объектов подтверждает тот факт, что данные объекты относятся к категории опасных производственных объектов вне зависимости от факта дальнейшей его эксплуатации (либо временной не эксплуатации).
В соответствии со ст. 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно п. 76 Технического регламента продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с приложением 1 Приказа Ростехнадзора N 495 от 25.11.2016 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" в состав объекта входят наружные газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них арматурой, здания и сооружения на них, а также газорегуляторные пункты в зданиях, сооружениях и блоках, устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии, автоматизированная система управление технологических, объекты их электропровода и электроснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий и в соответствии с п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Ростехнадзора N 538 от 14.11.2013, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В соответствии со ст. 7 Закона N 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: по истечении срока службы или при превышении количества, циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Обществом управлению при проведении проверки была представлена разработанная ООО "Вктистройдормаш-Проект" в 2007 году проектная документация "Реконструкция части бывшего арматурного цеха под механический цех по ул. Шоссейной, 1 в Бежицком районе", в которой отсутствовали данные о сроке эксплуатации строительных конструкций помещения котельной с размещенным в нем газоиспользующим оборудованием котлами Viessman Vitogas 050 (2 ед.), помещения производственного цеха с размещенным в нем газоиспользующим оборудованием инфракрасными излучателями Helios-40UD (11 ед.), теплогенераторами Monzun CV-180E (1 ед.), Monzun CV-800E (3 ед.) и наружного газопровода (сооружение), эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ООО "Метаком-Плюс" (11), А08- 61806-0002, III класс опасности".
Довод апеллянта о том, что изменения в проектную документацию были внесены в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности, а п. 10, 11, 12 предписания не соответствуют действующему законодательству в области промышленной безопасности, так как на дату вынесения предписания срок эксплуатации зданий, наружного газопровода - 50 лет- не истек, отклоняются судебной коллегией на основании нижеследующего.
В соответствии с п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки сроки эксплуатации спорных объектов в проектной документации общества отсутствовали; также отсутствуют нормативные сроки эксплуатации строительных конструкций помещений и наружного газопровода в экземплярах производственного архива АО "Газпром газораспределение Брянск".
Кроме того, согласно письму ООО "ВКТИстройдормаш-Проект" от 26.04.2021 N 11/101 (т. 1 л. 148 - 149) внесенные в рабочий проект изменения не относятся к установлению сроков эксплуатации действующих зданий и сооружений; из дополнений к отзыву ООО "ВКТИстройдормаш-Проект" от 19.10.2021 N 40/101 (т. 2 л. 72 - 74) следует, что разрешение на внесение изменений N 215-20 в рабочий проект "Реконструкция части бывшего арматурного цеха под механический цех по ул. Шоссейной, 1 в Бежицком районе" составлено и утверждено 05.11.2020. ООО "Вктистройдормаш-Проект" внес рукописные изменения в один экземпляр рабочего проект (альбомы N 1, 3, 5, 7, 10) общества 18.12.2020.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что рукописные изменения в части указания срока эксплуатации спорных объектов были внесены в рабочий проект общества, а не в проектную документацию; изменение вносилось в свободное от печатного текста место (между строк); информации о том, с какого времени вести отсчет установленного изменением 50 летний срок эксплуатации не указано.
Кроме того, как справедливо отметил в обжалуемом решении суд области, установление сроков эксплуатации зданий и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, осуществляется при проведении экспертизы промышленной безопасности организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и аттестованными экспертами в области промышленной безопасности, обладающими специальными познаниями в области промышленной безопасности и соответствующим требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставляемых эксперту и фактического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Документарного подтверждения оснований для указания 50 летнего срока эксплуатации спорных объектов в рабочем проекте обществом в материалы дела не представлено.
Следовательно, п. 10, 11, 12 предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере осуществления им предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 по делу N А68-4080/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4080/2021
Истец: ООО "Метаком-плюс"
Ответчик: Приокское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Приокское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокское управление Ростехнадзора)
Третье лицо: ООО "ВКТИстройдормаш - Проект ", ООО "ВКТИстройдормаш - Проект"