8 февраля 2022 г. |
Дело N А83-19780/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Мунтян О.И., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" - Гудзева Сергея Александровича по доверенности от 02.12.2021 N 01-21/4824,
от Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" - Банникова Кирилла Викторовича по доверенности от 30.12.2021 N 11/6-17/498,
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя: Межрегионального территориального управления Росимущества в Республики Крым и города Севастополя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на решение арбитражного суда Республики Крым от 19.10.2021 по делу N А83-19780/2020 по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая техническая Инвентаризация - Краевое БТИ" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского" (далее - Университет) с исковым заявлением о взыскании убытков, в связи с неисполнением обязательств по договору в размере 346 591,44 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.10.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Университетав пользу Учреждения взысканы денежные средства в сумме 346 591,44 руб.
Не согласившись с решением суда, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что согласно пункту 1 договора от 28.02.2018 N 3-12/05 работы выполняются, в том числе, для уточнения границ земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35. Межевые планы на земельные участки с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35, составленные в соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 218-ФЗ, статьи 40 Закона N 221-ФЗ и пункта 2.3 договора от 28.02.2018 N 3-12/05, Учреждением не представлены. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35 не соответствуют установленным Законом N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Договором от 28.02.2018 N 3-12/5 на выполнение комплекса геодезических работ и землеустроительных (картографических) работ не предусмотрена обязанность Университета осуществлять действия, совершение которых является обязанностью кадастрового инженера. Таким образом, Учреждение не выполнило условие договора от 28.02.2018 N 3-12/05 о порядке подтверждения выполнения работ (п. 1, 2.3, 4.3, 5.4.5, п. 9 технического задания) для осуществления оплаты (п. 1, 4.2, 4.3). Апеллянт указывает, что в составе оформленных Учреждением межевых планов в отношении указанных земельных участков отсутствуют акты согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35, подписанные уполномоченным лицом МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе.
В представленном отзыве Учреждение изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, между Государственным бюджетным учреждение Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" (далее - Исполнитель) и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" (далее - Заказчик) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", решения Единой комиссии по организации закупочной деятельности (протокол от 12.02.2018 N 1) заключен договор от 28.02.2018 N 3-12/5 (далее - Договор) на выполнение комплекса геодезических работ и землеустроительных (картографических) работ, необходимых для уточнения границ земельных участков (далее - работы).
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель обязуется выполнить комплекс геодезических работ и землеустроительных (картографических) работ, необходимых для уточнения границ земельных участков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а заказчик обязуется принять и оплатить работы в сроки и на условиях, установленных договором.
Как указано в пункте 1.2 договора, наименование и стоимость работ указаны в Спецификации (приложение N 1) с качественными характеристиками и требованиями, предусмотренными Техническим заданием (приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями договора.
Срок выполнения работ установлен в течение шести месяцев с момента заключения договора (пункт 2.2 Договора).
Работа считается принятой после подписания сторонами акта выполненных работ и предоставления исполнителем выходных данных, указанных в Техническом задании.
Стоимость работ по Договору составляет 699 000 руб. (пункт 3.1 Договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора оплата производится безналичным расчетом в течение 30 календарных дней с момента подписания Акта выполненных работ и на основании счета на оплату и счета-фактуры (в случаях, определенных действующим законодательством).
Согласно пункту 4.2 договора заказчик производит оплату по факту выполнения работ, указанных в Техническом задании (приложение N 2), что подтверждается соответствующим Актом выполненных работ.
Заказчик обязан оплатить работы в размерах и в сроки, предусмотренные разделами 3 и 4 договора (пункт 5.1.2 Договора).
В силу пункта 5.3.3 договора исполнитель обязан информировать заказчика о ходе исполнения договора, в т.ч. о выполняемых работах.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной стороной своих обязанностей, вытекающих из настоящего договора, последняя обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки (пункт 6.1 Договора).
Как следует из Технического задания (приложение N 2), договор включает следующие работы по уточнению границ нескольких земельных участков, расположенных в Республике Крым, в том числе:
- Сакский район, Лесновский сельский совет (кадастровый номер 90:11:000000:338, ориентировочная площадь земельного участка 489,4 га);
- Симферопольский район, Гвардейский поселковый совет (кадастровый номер 90:12:010301:35, ориентировочная площадь земельного участка 14,842 га).
Согласно пункту 4 Технического задания договор предусматривает уточнение границ земельных участков для нужд ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", включающее следующие виды работ:
- получение в органе кадастрового учета документов (кадастрового плана территории, кадастровой выписки) для изготовления межевых планов по уточнению границ земельного участка;
- выполнение межевого плана земельного участка;
- выполнение корректировок материалов в соответствии с замечаниями, полученными от заказчика и/или органа кадастрового учета к документам, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ.
При возникновении разногласий в процессе согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, а также при наличии имущества третьих лиц на земельном участке и необходимости обозначения их как вкрапленных землепользователей, а также в случае наложения земельного участка на посторонних землепользователей, исполнитель в течение 3 дней с момента возникновения разногласий письменно уведомляет Заказчика о возникших обстоятельствах для принятия соответствующего решения по дальнейшему производству работ на данном объекте.
Согласно пункту 7 Технического задания исходные данные: письма, заявки, ходатайства, распоряжения, постановления и иные материалы, необходимые для проведения геодезических и землеустроительных (кадастровых) работ (в случае наличия и при необходимости), предоставляет заказчик.
Пунктом 9 Технического задания предусмотрено, что по итогам работ исполнитель представляет заказчику по земельному участку:
- межевой план (1 экз. на каждый земельный участок на бумажном носителе, а также на электронном носителе, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера);
- сведения из Государственного кадастра недвижимости (кадастровый план территории на электронном носителе);
- результаты геодезических работ (1 экз. на каждый земельный участок на бумажном носителе и в формате.dxf).
Выходные материалы по каждому земельному участку формируются и сдаются заказчику в отдельных папках.
Суд установил, что исполнителем в рамках договора выполнены работы в полном объеме в отношении девяти земельных участков. Сторонами подписаны акты выполненных работ б/н от 07.12.2018 на сумму 153 725,83 руб., N 2 от 24.05.2019 на сумму 110 080,65 руб.
Учреждение направило в адрес Университета межевые планы для сдачи в Госкомрегистр Республики Крым и схему расположения земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:338 (письмо от 05.02.2019 N 08-07/437, т.1, л. 39).
Письмом от 12.04.2019 Учреждение проинформировало заказчика о ходе выполнения работ по договору и указало на невозможность выполнения кадастровых работ по подготовке межевого плана с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:01:000000:140 ввиду наличия пересечения с границей смежного участка с кадастровым номером 90:01:010106:953 (т.1, лю.40-41).
Исполнитель 17.07.2020 направил схему расположения земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:338 для обращения в Министерство для согласования (письмо от 17.07.2020 N 08-03/1399).
В связи с непредоставлением Университетом необходимых документов, а именно: актов согласования границ земельного участка с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35, Учреждение не может исполнить принятые на себя обязательства в полном объеме.
Таким образом, у исполнителя возникли убытки в виде упущенной выгоды в размере 346 591,44 руб.
Пунктом 9.3 договора предусмотрено, что договор может быть досрочно расторгнут по инициативе одной из сторон в случае невыполнения другой стороной любого из условий, положений и обязательств по данному договору. При этом сторона, заинтересованная в прекращении действия Договора, обязана письменно уведомить об этом другую сторону не позднее, чем за 20 дней до желаемой даты прекращения договора.
Учреждение 08.09.2020 направило в адрес Университета претензию с требованием по оплате выполненных работ и указанием на то, заказчиком не были выполнены встречные обязательства, что привело к затягиванию согласования и отсутствию возможности выполнения работ в полном объеме в соответствии с договором.
Университет, считая претензию необоснованной, направило в адрес исполнителя письмо N 6733/11/6-10 от 01.10.2020 с обоснованием своей позиции.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Как следует из материалов дела, предметом договора является проведение комплекса геодезических и землеустроительных (кадастровых) работ, необходимых для уточнения границ земельных участков.
При этом работы в рамках договора выполнены Учреждением в отношении девяти земельных участков, что подтверждается соответствующими актами выполненных работ.
Как установлено судом первой инстанции, Учреждением не завершены работы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:12:010301:35, 90:11:000000:338 по независящим от Учреждения причинам.
При этом согласно переписке сторон Учреждением по земельному участку 90:11:000000:338 проведены геодезические работы, подготовлен межевой план с целью уточнения границ в соответствии с правоустанавливающим документом, представленным Заказчиком, и направлен на согласование в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из письма от 07.09.2018 N 01-09/23984, Министерство отказало в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:338 ввиду того, что в границах вышеуказанного земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, расположены земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
В связи с чем исполнитель подготовил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (местоположение: Сакский район, Лесновский сельский совет) и направил ее в адрес Университета для утверждения (письмо от 05.02.2019 N 08-07/437.)
Согласно письму Росимущества от 13.03.2020 N 10/8445 утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным ввиду того, что в представленных документах имеется государственный акт на право постоянного пользования землей от 21.12.2000 серии II-КМ N 002137, который в государственном кадастре недвижимости не усматривается. При этом указанный акт выдан Крымскому державному аграрному университету. Документы, подтверждающие принадлежность университета к ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" в Росимущество предоставлены не были, а также были отмечены замечания к самой схеме расположения земельного участка (т.1, л. 151-154).
Указанные недостатки были устранены Учреждением и направлены в адрес Университета письмом от 17.07.2020 N 08-03/1399.
Уточненную схему земельного участка Университет направил для согласования в МТУ Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю (письмо от 29.07.2020 N 10/7-04/2910).
Более того, чертеж и акты согласования границ земельного участка 90:12:010301:35, а также схема раздела земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:338 направлялись Учреждением 16.10.2019 и 25.10.2019 в адрес Университета посредством электронной почты (imushestvo@cfuv.ru).
Как установлено судом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:12:010301:35 Учреждение провело геодезические работы, подготовило межевой план, однако провести работу по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) на данный земельный участок Учреждение исполнить не смогло ввиду наличия реестровой ошибки в ЕГРН.
В течение периода устранения реестровой ошибки (2 месяца) Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым конфигурация земельного участка с кадастровым номером 90:12:010301:35 изменилась в связи с постановкой на государственный кадастровый учет двух земельных участков, находящихся в границах вышеуказанного земельного участка. В связи с чем, возникла необходимость в повторном согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 90:12:010301:35.
В связи с чем Учреждение направило 09.07.2019 в адрес Заказчика акты согласования границ с новой конфигурацией земельного участка с кадастровым номером 90:12:010301:35.
Указанные акты согласования границ письмом от 15.07.2019 направлены Федеральным университетом в адрес МТУ Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю для согласования.
В связи с отсутствием информации о рассмотрении ранее направленного письма, Университет повторно направил указанные акты в адрес МТУ Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю (письмо от 23.10.2019 N 10/7-10/5274).
МТУ Росимущество по Республике Крым и городу Севастополю письмом от 14.11.2019 уведомило Университет об отказе в согласовании актов в связи с уменьшением площади земельного участка (т.1, л. 157).
Университет 14.02.2020 в адрес МТУ Росимущества по Республике Крым и городу Севастополю направил доработанные ГБУ "КТИ - Краевое БТИ" акты согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 90:12:010301:35 (письмо N 10/7-10/516 от 14.02.2020).
Письмом от 28.02.2020 МТУ Росимущество по Республике Крым и городу Севастополю уведомило Федеральный университет об отказе в согласовании актов в связи с уменьшением площади земельного участка (т.1, л. 156).
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и в силу пункта 2 статьи 40 Закона о кадастре границы считаются согласованными при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ в силу пункта 2 статьи 39 Закона о кадастре является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" спор об установлении границ является спором о праве. Следовательно, согласование границ в случае выявления их наложения со смежными землепользователями должно осуществляться с собственниками участков и иными правообладателями в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре.
Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Вопреки доводам Университета, Учреждение, как исполнитель кадастровых работ, такое согласование осуществить не может.
Согласно пункту 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которые ни одна из сторон не отвечает.
Пунктом 36 Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" (далее - Пленум N 6) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК РФ обязанность стороны прекращается в силу объективной невозможности исполнения, наступившей после возникновения обязательства и имеющей неустранимый (постоянный) характер, если эта сторона не несет риск наступления таких обстоятельств.
По смыслу статьи 416 ГК РФ невозможность исполнения является объективной, когда по обстоятельствам, не зависящим от воли или действия должника, у него отсутствует возможность в соответствии с законом или договором исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению лиц (пункт 37 Пленума N 6).
Поскольку в материалы дела Учреждением представлены доказательства невозможности выполнения работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:12:010301:35, 90:11:000000:338, довод апеллянта о невыполнении Учреждением работ в полном объеме подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах следует признать, что обязательство по выполнению работ в отношении земельных участков прекращено невозможностью исполнения (статья 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Согласно пункту 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствии выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В соответствии с пунктом 6.2 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной стороной своих обязанностей, вытекающих из настоящего договора, последняя обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки.
Как следует из материалов дела, выполнению работ в полном объеме воспрепятствовали обстоятельства, за которые несет ответственность сам заказчик.
Проанализировав условия заключенного сторонами договора в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что предметом договора является выполнение межевого плана земельных участков, получение в органе кадастрового учета документов (кадастрового плана территории, кадастровой выписки) для изготовления межевых планов по уточнению границ земельного участка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исполнитель выполнил и передал, а заказчик получил тот результат работ, который мог быть подготовлен, исходя из согласованного сторонами предмета договора и представленной исполнителю информации, в связи с чем у заказчика возникло обязательство по оплате выполненной исполнителем работы.
Документов, свидетельствующих о том, что результат выполненных истцом работ на указанную сумму не представляет для ответчика интереса, не имеет потребительской ценности, фактически не использован и не может быть использован для целей, указанных в контракте, в материалы дела не представлено.
Пунктами 1.6, 1.7 спецификации (приложение N 1) определена стоимость работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:000000:338 и 90:12:010301:35 в размере 305 273,02 руб. и 41 318,42 руб., соответственно.
Также в обоснование понесенных расходов, Учреждение по предложению апелляционной коллегии 20.01.2022 представило дополнительные пояснения с обоснованием калькуляции расчета стоимости работ, из которой усматривается, что все позиции работ, положенные в расчет цены договора, Учреждение выполнило.
Принимая во внимание, что факт выполнения спорных работ, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за выполненные работы по договору в размере 346 591,44 руб. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.10.2021 по делу N А83-19780/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19780/2020
Истец: ГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАЕВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - КРАЕВОЕ БТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4148/2021
03.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1761/2022
08.02.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4148/2021
19.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19780/20