г. Москва |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А40-191944/2021 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Ямалгипротранс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года по делу N А40-191944/21, принятое судьей Ждановой Ю.А. в порядке упрощенного производства,
по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН: 1028900558070) к акционерному обществу "Ямалгипротранс" (ОГРН: 1067759320474) о взыскании задолженности в размере 115 237 руб. 20 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу (АО) "Ямалгипротранс" о взыскании задолженности в размере 115 237 руб. 20 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 арбитражного процессуального кодекса Российской Феерации.
Решением суда от 22.12.2022 г. иск удовлетворен.
При этом суд исходил из того, что оказание истцом услуг ответчику подтверждено материалами дела; доказательств оплаты ответчиком оказанных истцом услуг не представлено.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что истцом неверно определен тариф при начислении платы за оказанные услуги.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из иска, муниципальное производственное предприятие жилищнокоммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" является ресурсоснабжающей организацией осуществляющей поставку коммунальных ресурсов абонентам, расположенным на территории микрорайон Обской г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Распоряжением Администрации города Лабытнанги от 01.06.2015 N 686 "О внесении изменений в распоряжение Администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 N 1927" предприятию присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории мкр. Обской, г. Лабытнанги.
Кроме того, на основании лицензии от 22.05.2017 N 089-000133, предприятие осуществляет функции по управлению, обслуживанию и эксплуатации, а также предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Лабытнанги, ул. Озерная, дом 6А, несет расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями. 29.04.2019 между истцом (управляющая организация) и (заказчик, собственник помещений-квартир N 1, 2, 3, 4, расположенных в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу), заключен договор управления многоквартирным домом N 6А/О, по условиям которого управляющая организация по заданию заказчика в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирными домами и осуществлять предоставление коммунальных услуг, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Администрацией города Лабытнанги в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75), проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В адрес ответчика направлен договор управления многоквартирным домом от 01.10.2020, срок действия которого с 01.10.2020 по 22.09.2022.
Данный договор был получен ответчиком 21.10.2020, что последним не оспаривается.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ответчика по оплате теплоснабжения, услуг холодного водоснабжения (техническая вода) и водоотведения за период с июля по декабрь 2020 года в сумме 115 237 руб. 20 коп., которая в добровольном порядке ответчиком не оплачена.
Ответчик, в свою очередь, в суде первой инстанции заявил возражения против примененных истцом при расчете тарифов, заявил, что спорные помещения используются гражданами для проживания, несмотря на то, что фактически помещения принадлежат юрлицу.
Таким образом, суть возникшего между сторонами спора сводится к разногласиям по варианту тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Цены на тепловую энергию, холодное водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми (глава 3 Закона о теплоснабжении, часть 6 статьи 13, часть 6 статьи 14 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
По смыслу положений Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО принадлежность жилых помещений определенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения.
Юридические лица - собственники МКД или жилых помещений в таких домах в перечне этих субъектов отсутствуют.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд. Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям. Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных ответчиком в суд первой инстанции доказательств (имеются в электронном виде в Картотеке арбитражных дел) следует, что в указанных квартирах по договорам найма проживают физические лица и члены их семей, и поэтому приобретают коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг населению, указанные граждане самостоятельно оплачивают коммунальные ресурсы.
Факт оплаты гражданами коммунальных ресурсов подтверждается представленными ответчиком в суд первой инстанции выписками из лицевого счета по спорным квартирам.
При этом истцом данные доказательства, представленные ответчиком, не опровергнуты.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2021 по делу N А40-191944/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН: 1028900558070) в пользу акционерного общества "Ямалгипротранс" (ОГРН: 1067759320474) расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191944/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ "ЯМАЛ"
Ответчик: АО "ЯМАЛГИПРОТРАНС"