город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2022 г. |
дело N А32-45914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Д.В. Емельянова, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения"": представитель Пушняков В.В. по доверенность от 08.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения""
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-45914/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения"" (ИНН 2361012537, ОГРН 1152361012253)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения"" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция) от 01.10.2021 N 000602 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что выявленное правонарушение относится к категории длящегося правонарушения, следовательно, сроки привлечения начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МКД находящиеся на управлении Общества, расположенные по адресам: ул. Первомайская, д. 7, ул. Пионерская, д. 6, ул. Пионерская, д. 2/2, ул. Коммунистическая, д. 47, ул. Островского, д. 8 не имеют газового оборудования, что является доказательством отсутствия состава вменённого правонарушения.
Суд первой инстанции необоснованно отказал Обществу по информированию Ейского межрайонного прокуратура о дате судебного заседания.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В составе суда произведена замена судьи Соловьевой М.В. по причине нахождения в очередном трудовом отпуске, на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем рассмотрение дела было начато с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Инспекция, извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему с письменными доказательствами, предложенными к представлению апелляционным судом, в которых просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв, дополнения к отзыву и письменные доказательства к материалам дела.
В части письменных доказательств, апелляционный суд пришёл к выводу о приобщении таких доказательств к материалам дела, с учётом доводов апелляционной жалобы Общества о технических характеристиках многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Инспекции, надлежащим способом извещённой о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пионерская, д. 2/2, ул. Первомайская, д. 7, ул. Коммунистическая, д. 47, ул. Пионерская, д. 6, ул. Островского, д. 8, ул. Красная, д. 59/7, ул. Красная, д. 59/8, ул. Плеханова, д. 16, ул. Горького, 11/1, ул. Горького, 11/2, ул. Горького, 20 "Г", ул. Калинина, 279, ул. Кирпичная, 21, ул. Коммунистическая, 49/3, ул. Коммунистическая, 49/7, ул. Коммунистическая, 83/10, ул. Красная, 51/2, ул. Красная, 57 "А", ул. Красная, 57/2, ул. Красная, 59/4, ул. Краснодарская, 265, ул. Московская, 273/6, ул. Московская, 273/7, ул. Н. Садовая, 15, ул. Н, Садовая, 23, ул. Павлова 295, ул. Первомайская, 14, ул. Плеханова, 4, Плеханова, 9/6, ул. П. Аллея, 2, ул. Свердлова, 103/3, ул. Плеханова, 9/4, на основании лицензии от 30.04.2015 N 023000174.
В ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки выполнения Обществом требований жилищного законодательства было установлено, что Обществом:
- за 2018 год не представлены документы (в том числе акт сдачи-приёмки выполненных работ), подтверждающие факт своевременного выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с учётом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного Приложением к Правилам N 549 в многоквартирных домах по улице Пионерской, д. 2/2, по улице Первомайской, д. 7, по улице Коммунистической, д. 47, по улице Пионерской, д. 6, по улице Островского, д. 8, по улице Красной, д. 59/8, по улице Красной, д. 59/7, по улице Плеханова, д. 16, по улице Горького, д. 11/2, по улице Коммунистической, д. 49/3, по улице Московской, д. 273/6, по улице Московской, д. 273/7, по улице И. Садовой, д. 15, по улице II. Садовой, д. 23, по улице Павлова, д. 295 по улице Первомайской, д. 14, но улице Плеханова, д. 4, по улице Плеханова, д, 9/6, по улице II. Аллея, д. 2, по улице Свердлова, д, 103/3, по улице Плеханова, д. 9/4 и городе Ейске.
- за 2019 год не представлены документы (в том числе акт сдачи-приёмки выполненных работ), подтверждающие факт своевременного выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах по улице Плеханова, д. 4, по улице Плеханова, д. 9/6, по улице Плеханова, д. 9/4, по улице Пионерской, д. 2/2, по улице Первомайской, д. 7, по улице Коммунистической, д. 47, по улице Красной, д. 59/8, по улице Плеханова, д. 16 в городе Ейске.
По результатам проверки Ейская межрайонная прокуратура пришла к выводу о том, что Обществом не обеспечено безопасное использование и выполнение работ в целях надлежащего содержания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, а именно: своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования МКД и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учётом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Письмом от 10.08.2020 Ейская межрайонная прокуратура передала Инспекции материалы проверки (т.1 л.д. 95-96).
В связи с выявленными нарушениями, 27.08.2020 Обществу вынесено представление заместителем Ейского межрайонного прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о газоснабжении (т.1 л.д. 31-35).
23.09.2020 ведущим консультантом Инспекции, в отсутствии представителя Общества, составлен протокол N 001432 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
01.10.2020 заместителем руководителя Инспекции, в отсутствии представителя Общества, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 000602 по делу об административном правонарушении, которым Обществу назначено административное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 270000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1 статьи 161 Правительством Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Во исполнение части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290) и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности; подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов; организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 21 Минимального перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Согласно пунктам 6, 16, 8.8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями, нанимателями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях: определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Согласно пункту 9 Правил N 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX Правил N 410.
В соответствии с приложением N 3 "Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов" Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утверждённых приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации), минимальная продолжительность эффективной эксплуатации внутридомовых трубопроводов в жилых зданиях до капитального ремонта (замена) составляет 20 лет.
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утверждённого приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101 (далее - Приказ N 101), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
На основании пункта 6 Правил N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами N 410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Пунктом 2 Правил N 410 предусмотрено, что заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая компания), являющееся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению; в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан, в частности, управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 410 договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее трёх лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора.
На основании пункта 42 Правил N 410 заказчик обязан:
а) оплачивать работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также работы по ремонту внутридомового газового оборудования в установленные сроки и в полном объёме;
б) незамедлительно сообщать исполнителю о неисправности оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования, а также об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом;
в) эксплуатировать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными для такого оборудования техническими требованиями, а также незамедлительно уведомлять исполнителя об изменении состава внутридомового газового оборудования;
г) обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами N 410;
е) соблюдать инструкцию по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 410 исполнитель обязан: а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год; приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года; б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учётом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 46 Правил N 410 предусмотрено, что выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в соответствии с Правилами N 410.
Согласно пункту 1.2 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2017 N 1614/пр (далее - Инструкция) ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие компании).
В силу пункта 3.1.11 Инструкции лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, необходимо обеспечивать своевременное техническое обслуживание, ремонт, техническое диагностирование внутридомового газового оборудования.
На основании пункта 6.34 Инструкции лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, не должны использовать внутридомовое газовое оборудование в случае наличия истекшего нормативного срока эксплуатации или срока службы, установленного предприятием-изготовителем, у внутридомового газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования) в отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам технического диагностирования - наличие истекшего продленного срока эксплуатации указанного оборудования.
Из вышеприведённых правовых норм следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания внутридомового газового оборудования, в данном случае, возложена непосредственно на Общество.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки было установлено, что Обществом не обеспечено безопасное использование и выполнение работ в целях надлежащего содержания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов: своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования МКД и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учётом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного Приложением к Правилам N 410 в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества.
Факт невыполнения Обществом названных норм, наряду с представленными Инспекцией доказательствами, установлен решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 20.01.2021 по делу N 12-6/2021, возбуждённому по заявлению директора Общества Силка Н.А. о признании незаконным постановления от 01.10.2020 N 000603 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности должностного лица.
Довод Общества о том, что многоквартирные дома находящиеся на управлении Общества, расположенные по адресам: ул. Пионерская, д. 6, ул. Пионерская, д. 2/2, ул. Коммунистическая, д. 47, ул. Островского, д. 8 апелляционный суд находит обоснованным.
Апелляционный суд предложил Обществу раскрыть доказательствами довод апелляционной жалобы путём представления технических паспортов. Обществом таких доказательств представлено не было.
Наряду с этим, в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный уд поручил Инспекции представить доказательства обязанности Общества в отношении многоквартирных домов находящиеся на управлении Общества, расположенные по адресам: ул. Первомайская, д. 7, ул. Пионерская, д. 6, ул. Пионерская, д. 2/2, ул. Коммунистическая, д. 47, ул. Островского, д. 8.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам - сведения ГИС ЖКХ, апелляционным судом установлено, что многоквартирные дома оборудованы центральной системой газоснабжения: ул. Пионерская, д. 6; ул. Первомайская, д. 7; ул. Плеханова, 9/4; ул. Свердлова, 103/3; ул. Портовая Аллея, 2; ул. Плеханова, 9/6; ул. Плеханова, 4; ул. Первомайская, 14; ул. Павлова 295; ул. Нижнесадовая, 23; ул. Нижнесадовая, 15; ул. Московская, 273/7; ул. Московская, 273/6; ул. Коммунистическая, 49/3; ул. Горького, 11/2; ул. Плеханова, д. 16; ул. Красная, д. 59/8; ул. Красная, д. 59/7.
Согласно письму ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" от 04.02.2022 N 25-19.13-05/66 многоквартирный дома не газифицированы по адресу: ул. Пионерская, д.2/2; ул. Пионерская, д.6; ул. Первомайская, д.7; ул. Московская, д.273/7.
Таким образом, материалы административного дела Инспекции не содержали доказательств, позволяющих однозначно квалифицировать многоквартирные дома по адресу: ул. Пионерская, д.2/2; ул. Пионерская, д.6; ул. Первомайская, д.7; ул. Московская, д.273/7, как газифицированные.
В этой связи апелляционный суд пришёл к выводу о том, что вменённые Инспекцией Обществу эпизоды, свидетельствующие о несоблюдении требований жилищного законодательства в отношении многоквартирных домов по адресу: ул. Пионерская, д.2/2; ул. Пионерская, д.6; ул. Первомайская, д.7; ул. Московская, д.273/7, апелляционный суд считает не образуют событие вменённого Обществу административного правонарушения.
При этом, неверное описание события совершённого Обществом правонарушения, не привела к неверному выводу о том, что допущенное Обществом бездействие в части выявленных Инспекцией эпизодов по несоблюдению требований жилищного законодательства от ношении многоквартирных домов: ул. Пионерская, д. 6; ул. Первомайская, д. 7; ул. Плеханова, 9/4; ул. Свердлова, 103/3; ул. Портовая Аллея, 2; ул. Плеханова, 9/6; ул. Плеханова, 4; ул. Первомайская, 14; ул. Павлова 295; ул. Нижнесадовая, 23; ул. Нижнесадовая, 15; ул. Московская, 273/7; ул. Московская, 273/6; ул. Коммунистическая, 49/3; ул. Горького, 11/2; ул. Плеханова, д. 16; ул. Красная, д. 59/8; ул. Красная, д. 59/7, образует состав состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрен частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных правил и норм, в материалы дела не представлены.
Нарушений установленного порядка привлечения Общества к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
Общество было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и имело возможность прибыть и представить все имеющиеся замечания, объяснения, заключения и доказательства по существу административного правонарушения.
Факт надлежащего уведомления Общества подтверждается уведомлением о вызове для составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии надлежащим образом уведомлённого Общества.
Общество было уведомлен о и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствии надлежащим образом уведомлённого Общества, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела уведомления.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществом не представлены, и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Согласно положению статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение Общества лица не позволяют ему уплатить назначенный административный штраф в размере 270000 рублей.
В материалы дела не представлены Обществом доказательства того, что взыскание назначенного административного штрафа в установленном размере повлечёт для Общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, Инспекция обоснованно пришла к выводу о назначении Обществу административного наказания, в пределе, установленном санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 270 000 рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что требования Общества не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-45914/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45914/2020
Истец: ООО "УК "Евгения", ООО "Управляющая компания "Евгения"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края