город Омск |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А46-11860/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-109/2022) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" на решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11860/2021 (судья Микуцкая А.П.), по иску Прокуратуры Омской области (ОГРН 1025500760460) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (ОГРН 1025500526370), обществу с ограниченной ответственностью "Европейские инженерные системы" (ОГРН 1155543024120) о признании торгов недействительными, признании государственного контракта ничтожным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" - Дровалевой Е.А.
(доверенность от 10.01.2022 N 1), Решетняк К.И. (доверенность от 10.01.2022 N 5),
от Прокуратуры Омской области - Устюговой А.Ю. ( удостоверение от 16.11.2021 N 319937),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Омской области в интересах Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области, учреждение), обществу с ограниченной ответственностью "Европейские инженерные системы" (далее - ООО "Европейские инженерные системы") о признании торгов, проведенных 29.12.2020 на право заключения государственного контракта на эксплуатацию газовой котельной недействительными, о признании государственного контракта N 0352100012420000105 от 29.12.2020, заключенного между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области и ООО "Европейские инженерные системы" ничтожным.
Решением от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11860/2021 исковые требования удовлетворены в полном объёме. Торги в форме электронного аукциона, проведённые ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области 29.12.2020 на право заключения государственного контракта на эксплуатацию газовой котельной признаны недействительными, государственный контракт N 0352100012420000105 от 29.12.2020, заключенный между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области и ООО "Европейские инженерные системы" признан недействительным.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, приводя в обоснование следующие доводы.
Несмотря на указание в наименовании контракта "эксплуатация и техническое обслуживание", анализ технического задания позволяет сделать вывод о том, что предметом контракта является техническое обслуживание газовой котельной. При этом, виды работ, подлежащих выполнению, не предполагают использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды. Судом не учтено, что наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов без указания адреса конкретного объекта не даёт права на эксплуатацию опасного производственного объекта, не указанного в лицензии. Земельный участок, а также сам объем недвижимости "газовая котельная", принадлежат на праве оперативного управления ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области, поэтому использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, при эксплуатации котельной производится учреждением самостоятельно.
Заместитель прокурора Омской области представил отзыв, в котором истец просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции размещена на сайте суда в сети Интернет (статья 121 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие ответчика - ООО "Европейские инженерные системы".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области заявил ходатайство о запросе в Сибирском Управлении Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разъяснений по вопросу о том, являются ли действия, указанные в техническом задании к государственному контракту, подлежащими лицензированию видами деятельности.
В соответствии со статьей 66 АПК РФ арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
В настоящем случае установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, исходя из предмета заявленных требований, возможно на основании представленных в дело доказательств, поэтому оснований для истребования дополнительных сведений суд апелляционной инстанции не усматривает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил, что по результатам проведенного учреждением электронного аукциона 29.12.2020 между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области и ООО "Европейские инженерные системы" заключен государственный контракт N 0352100012420000105 на оказание услуг по эксплуатации газовой котельной ФКУ"ИК- 8" УФСИН России по Омской области на сумму 2 387 228 руб. со сроком исполнения - до 31.12.2021.
Прокуратурой Советского административного округа города Омска проведена проверка соблюдения ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок, о лицензировании.
В ходе проверки установлено, что ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области владеет на праве оперативного управления сетью газопотребления (регистрационный номер И27-00009-004, класс опасности - 3). При проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по эксплуатации и обслуживанию газовой котельной учреждение должно было установить требование к участникам закупки - наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Вместе с тем, такое требование заказчиком установлено не было.
Как следует из пункта 1.1 заключенного государственного контракта N 0352100012420000105, исполнитель (ООО "Европейские инженерные системы") обязуется оказать услуги по эксплуатации газовой котельной ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области.
При этом у ООО "Европейские инженерные системы" отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, Прокуратура считает, что заключение государственного контракта является нарушением пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) и части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Ссылаясь на то, что торги проведены учреждением с нарушением установленных законом правил, и контракт противоречит нормам действующего законодательства, прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 449 и статьи 168 ГК РФ торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьёй 167 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 ГК РФ недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться иные последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги регулирует Федеральный закон Российской Федерации N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ обязательным требованием к участникам размещения заказа является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о закупках и инструкцию по её заполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о закупках, или копии этих документов.
Как следует из материалов дела, 03.12.2020 учреждением опубликовано извещение N 035210001242000105 о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию газовой котельной.
Победителем аукциона признано ООО "Европейские инженерные системы".
29.12.2020 между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области (государственный заказчик) и ООО "Европейские инженерные системы" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0352100012420000105, по условиям которого исполнитель обязался оказать, а заказчик принять и оплатить услуги по эксплуатации газовой котельной ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области, предусмотренные спецификацией.
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определённому виду работ.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьёй 2 Федерального закона N 116-ФЗ предусматривается, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Согласно приложению 1 к Федеральному закон N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; и т.д.
На основании пункта 4 приложения 2 к поименованному Федеральному закону для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (часть 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ).
Действующим законодательством на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, возложена обязанность получить лицензию на их эксплуатацию и регистрировать эксплуатируемые опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и абзацем 5 пункта 1 статьи 9 Закон N 116-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с частью 1 пункта 12 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Порядок лицензирования указанной деятельности определен в Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённом постановлением Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 (далее - Положение N 492).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 492 лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по Перечню согласно приложению к Положению N 492.
В пункте 7 Перечня (приложение к постановлению о лицензировании) определено, что под эксплуатацией следует понимать "использование на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля".
Как указано выше, сеть газопотребления ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области 12.10.2007 внесена в реестр опасных производственных объектов, присвоен III класс опасности (регистрационный номер И27-00009-004).
Таким образом, для эксплуатации газовой котельной в силу пункта 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ требуется наличие лицензии.
Однако как следует из аукционной документации, заказчиком не установлено требование к участникам закупки - наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
По результатам электронного аукциона 29.12.2020 между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области и ООО "Европейские инженерные системы" заключен государственный контракт N 0352100012420000105 на оказание услуг по эксплуатации газовой котельной.
У ООО "Европейские инженерные системы" отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В ходе судебного разбирательства ответчиками подписано дополнительное соглашение от 18.10.2021 к государственному контракту N 0352100012420000105, в соответствии с которым по тексту контракта слово "эксплуатация" заменено на "техническое обслуживание"; оформлен приём на работу оператора котельной; 10.11.2021 учреждением получена лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области полагает, что предметом государственного контракта, в том числе с учетом дополнительного соглашения от 18.10.2021, является оказание ООО "Европейские инженерные системы" услуг потехническому обслуживанию котельной, которое лицензированию не подлежит.
Между тем согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.
Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Из содержания части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ следует, что изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении, по общему правилу, не допускается, за исключением изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьей 34, частями 1 и 1.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Доводы ответчика о том, что, несмотря на указание в предмете контракта слова "эксплуатация", техническое задание предполагает оказание услуг по обслуживанию, вышеуказанные выводы не опровергает.
В настоящем случае формулировка названия аукциона и предмета контракта не допускает их неоднозначное толкование (понимание). Соответственно, потенциальные участники торгов могли быть введены в заблуждение относительно обязательных требований к участникам закупки, и не предполагали свое участие в нем ввиду отсутствия лицензии.
При этом, судом первой инстанции отмечено, что в соответствии с действующим законодательством об опасных производственных объектах техническое обслуживание таких объектов является составной частью их эксплуатации, поскольку имеет целью т обеспечение условий безопасной эксплуатации объекта.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010
225-ФЗ
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.
В соответствии с положениями Закона N 116-ФЗ к таковым относятся объекты, на которых используются воспламеняющиеся и горючие газы.
Таким образом, в соответствии с Законом N 116-ФЗ газовые котельные относятся к объектам единой системы газоснабжения как опасного производственного объекта, что обусловлено пожаро-взрывоопасными свойствами используемого газа.
С учетом изложенного, условия проведения аукциона, а также условия контракта, заключенного по итогам его проведения между ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области и ООО "Европейские инженерные системы", противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как следует из части 4 статьи 4 АПК РФ, судебная защита может осуществляться, в том числе, и путем подачи апелляционной жалобы. В таком случае восстановление нарушенного права осуществляется путем принятия соответствующего судебного акта, принимаемого арбитражным апелляционным судом в пределах своей компетенции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (часть 4 статьи 272 АПК РФ).
В случае, если наличие нарушенного права или законного интереса не подтверждено или его восстановление путем удовлетворения апелляционной жалобы невозможно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что учреждение как владелец земельного участка и находящейся на нём котельной, заключает контракты на поставку и транспортировку газа (договоры N 36-5- 0001/ 34 от 19.02.2021 с ООО "Газпром межрегионгаз Омск", N ГН2- 20/11600/00752/0/13/104 от 21.04.2021 с ООО "Газпромнефть-Энергосервис", ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области самостоятельно использует воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
10.11.2021 ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Омской области получена лицензия на эксплуатацию газовой котельной.
В данном случае учреждением не доказано наступление для заявителя неблагоприятных последствий в результате признания сделки недействительной, а также возможности восстановления прав и законных интересов, которые ответчик полагает нарушенными, в случае удовлетворения иска.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11860/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11860/2021
Истец: Прокуратура Омской области
Ответчик: ООО "ЕВРОПЕЙСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 8 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"