город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2022 г. |
дело N А53-22507/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ю.И. Барановой, П.В. Шапкина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии:
от истца: представители Старых Д.И. по доверенности от 01.08.2021,
от ответчика: представитель не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2021 по делу N А53-22507/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Маркт" (ИНН 7716831062, ОГРН 1167746752711)
к ответчику открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маркт" (далее - ООО "Маркт", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 21 273 рубля, а также с заявлением о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 12 000 рублей.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Промхим" был заключен договор на увеличение срока доставки грузов N 779/ТЦФТО/ГП от 28.04.2016, в соответствии с условиями которого стороны согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов (далее - грузы), отправляемых со станций дорог РФ назначением на станцию Черкесск СКжд на 10 суток, в адрес грузополучателя ООО "Промхим". Согласно железнодорожной накладной ЭЬ538292 груз принят к перевозке на ст. Шарья - ст. назначения Черкесск, грузоотправителем является ООО "Маркт" грузополучателем ООО "Промхим", в графе "Отметки отправителя" имеется отметка о договоре N 779/ТЦФТО/ГП от 28.04.2016, следовательно, срок доставки увеличивается на 10 суток. Соответственно, просрочка по данной накладной отсутствует. Права грузополучателя в данном случае не нарушены, поскольку данных о принадлежности вагонов ООО "Маркт" в материалах дела не имеется. Кроме того, ответчик ходатайствовал о снижении размера начтенной неустойки на основании статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец указал, что расчет срока доставки грузов произведен в полном соответствии с Уставом и Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 (Правила N 245). ООО "Маркт" является грузоотправителем и собственником груза, к записи о договоре в графе "Отметки отправителя" не имеет никакого отношения, поскольку накладная оформляется перевозчиком. Даже если между перевозчиком и грузополучателем заключен договор на увеличение сроков доставки, он является ничтожным и не может порождать правовых последствий, поскольку нарушает положения ст. 33 Устава. Грузоотправитель и перевозчик не могут изменить нормативный срок доставки порожних вагонов без согласования с грузополучателем. Истец не является стороной по данному договору, поэтому его условия не являются основанием для увеличения срока доставки порожних вагонов и не порождают правовых последствий. Ответчик указывает, что вагоны не принадлежат ООО "Маркт". Данное обстоятельство не имеет значения, поскольку вагоны не порожние, а груженные и ООО "Маркт" является собственником этого груза. Собственник груза должен являться одной из сторон, подписавшей договор об увеличении срока доставки. В противном случае условия такого договора не могут являться основанием для увеличения срока доставки груза и порождать правовые последствия для его собственника.
Решением от 12.10.2021 с ответчика в пользу истца взыскано 21 273 руб. пени за просрочку доставки груза, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. В остальной части требований отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью, в случае не удовлетворения доводов ответчика удовлетворить ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить сумму пени до размера неустойки, определенной исходя из двукратной ключевой ставки. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что по накладной N ЭЬ538292 срок доставки истекал 06.06.2021, согласно отметке в накладной вагоны прибыли на станцию назначения 01.06.2021, то есть без просрочки в доставке. Истцом не представлено доказательств, что прибытие вагонов произошло с нарушением срока доставки. Также ОАО "Российские железные дороги" указывает на то, что заявленная истцом неустойка не является справедливой, достаточной и соразмерной последствиям нарушения обязательств. Заявитель ходатайствует о снижении размера пени за просрочку доставки груза.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно накладной N ЭЬ538292 груз был принят к перевозке 18.05.2020, протяжённость маршрута составила 2 298 км, что согласно п. 2.2.1 Правил N 245 соответствует 7 суткам в пути (2298/330 = 6,9), к которым прибавляется 2 суток (п. 5.1 Правил N 245), в результате чего, нормативный срок доставки составляет 9 суток, который истекает 27.05.2021, фактически груз прибыл 01.06.2021.
Просрочка доставки груза составила 5 суток.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил пени в размере 21 273 руб. и направил в адрес ответчика претензию.
Претензия была оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении оспариваемого решения, суд верно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1
статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В процессе рассмотрения спора перевозчик не доказал отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Факт нарушения сроков доставки груза истца подтвержден представленной в материалы дела железнодорожной транспортной накладной N ЭЬ538292, согласно которой срока доставки груза истекает 27.05.2021, тогда как груз прибыл 01.06.2020, просрочка груза составляет 5 суток.
Пени рассчитываются по формуле: 70 910/100х6х1 = 21 273 руб.
С учетом положений статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ сумма пени в рамках рассматриваемого спора составляет 21 273 руб.
Проверив расчет истца, суд счел его правильным.
Доводы ответчика в части продления сроков доставки, приведенные в отзыве на исковое заявление, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Случаи для увеличения сроков доставки грузов, порожних вагонов на все время задержки определены в пунктах 6.1 - 6.11 Правил, перечень которых является исчерпывающим.
В пункте 15 Правил определено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __________ дата _______".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
При этом в статье 33 УЖТ РФ предусмотрено, что сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Из материалов дела следует, что срок доставки груза по накладной N ЭЬ538292 был увеличен перевозчиком на 10 суток на основании договора от 28.04.2016 N 779/ТЦФТЩ/ГП с грузополучателем (ООО "Промхим"). Данные обстоятельства подтверждаются отметкой перевозчика в накладной.
Суд счел позицию истца обоснованной, поскольку в настоящем случае соглашение, заключенное перевозчиком с грузополучателем об увеличении срока доставки, без участия в таком соглашении грузоотправителя, не может являться основанием для увеличения срока доставки.
Материалами дела подтверждается, что вагон, в котором перевозился груз, не принадлежал перевозчику и грузополучателю.
Следовательно, в такой ситуации, соглашение между перевозчиком и грузополучателем о продлении срока доставки, в котором не участвовал грузоотправитель, не может являться основанием для увеличения срока, нарушает права грузоотправителя.
В транспортной накладной отсутствует отметка грузоотправителя об увеличении срока.
Как установлено судом, ОАО "Российские железные дороги" осуществляет одновременно функцию эксплуатанта программы по заполнению железнодорожных накладных и является ее администратором, в том числе, в части заполнения граф железнодорожной накладной, в том числе графы 87.
Представитель истца апелляционному суду указал, что при заполнении железнодорожной накладной от имени ООО "Маркт" графа 87, касающаяся срока доставки, программно для грузоотправителя заблокирована, и грузоотправитель не имеет возможности внести какие-либо данные в указанную графу, что не опровергнуто железной дорогой.
В связи с изложенным, соответствующие доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция с участием этих же сторон изложена апелляционным судом в постановлениях от 08.02.2022 по делу N А53-30021/2021, от 08.02.2022 по делу NА53-22225/2021.
Ходатайство ответчика о необходимости применении ст. 333 ГК РФ правомерно отклонено судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
В соответствии с пунктом 71 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
В силу разъяснений, данных в пунктах 73 и 75 постановления N 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для снижения неустойки.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку в материалах дела в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют доказательства, свидетельствующие о несоразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком денежного обязательства.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что целью проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" является: выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России; гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях. По мнению законодателя, изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства перевозчика и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется на увеличении скорости доставки.
При этом закон не отменяет права грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении.
Таким образом, законодателем предприняты все необходимые меры с целью минимизации потерь перевозчика и установлению размера ответственности, соразмерного правовой природе ответственности в виде несвоевременного исполнения принятого перевозчиком обязательства по своевременной доставке груза.
Снижение неустойки в данном случае не будет являться мерой к понуждению перевозчика исполнять сроки доставки грузов. С экономической точки зрения необоснованное уменьшение неустойки судами позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам.
Ответчик является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки, и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные ответчиком в жалобе обстоятельства, в том числе и ссылка заявителя на судебную практику, сами по себе не являются свидетельством несоразмерности неустойки, установленной законом.
Кроме того, исходя из принципа правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец также просил суд взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, договор об оказании юридической помощи от 22.03.2021 N ДЮЛ-7, расходный кассовый ордер от 06.06.2021 на сумму 12 000 руб., суд первой инстанции, исходя из доказанности факта несения истцом судебных издержек, их размера и взаимосвязи с рассматриваемым делом, а также учитывая возражения ответчика о чрезмерности предъявленных к взысканию судебных расходов, принимая во внимание несложность рассмотрения спора, "серийность" споров, участие представителя истца в одном судебном заседании, представления возражения на отзыв ответчика, счел возможным удовлетворить заявление о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 10 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2021 по делу N А53-22507/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22507/2021
Истец: ООО "МАРКТ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Арбитражный суд Северо-Кавказского округа