г. Челябинск |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А07-22527/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2021 года по делу N А07-22527/2021.
В судебном заседании принял участие общества с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" - Прохоров А.К. (удостоверение адвоката, доверенность от 15.10.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" (далее - заявитель, ООО "Строительный Альянс") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии по Республики Башкортостан Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным приказа Министерства о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - ООО "Гранит") лицензии серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ на разведку и добычу полезных ископаемых на участке Верхняя Лемеза, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (далее - лицензия), об истребовании из Министерства материалов по выдаче ООО "Гранит" лицензии, о приостановлении действия приказа Министерства о предоставлении ООО "Гранит" лицензии до момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанское УФАС России, третье лицо), ООО "Гранит" (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Строительный Альянс" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что в нарушение статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом в материалы дела не представлены доказательства того, что приказ о предоставлении ООО "Гранит" лицензии выдан на законных основаниях. Материалы по выдаче лицензии, не смотря на неоднократные запросы суда, Министерством представлены в суд не были, отзыв и возражения на заявление ООО "Строительный Альянс" Министерство также не представило.
Таким образом, по мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции о действительности приказа Министерства о предоставлении ООО "Гранит" лицензии сделан поверхностно, без выяснения всех значимых обстоятельств и полного исследования материалов по выдаче лицензии. Вынесение судом первой инстанции решения на основании отзыва, который был представлен Башкортостанским УФАС России, не основано на законе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание ответчик и третьи лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства, Башкортостанского УФАС России и ООО "Гранит".
До начала судебного заседания от ООО "Гранит" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Строительный Альянс" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Также в судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал об истребовании у Министерства доказательств (материалы по выдаче ООО "Гранит" лицензии).
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Из разъяснений пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" следует, что в соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может истребовать по ходатайству лица, участвующего в деле, необходимые доказательства. При этом указания в ходатайстве конкретных реквизитов такого доказательства или приложения к ходатайству доказательств, подтверждающих нахождение данного доказательства у соответствующего лица, не требуется.
Вместе с этим, исходя из данной нормы, арбитражный суд истребует доказательства, в частности, в случае обоснования лицом, участвующим в деле, отсутствия возможности самостоятельного получения доказательства от лица, у которого оно находится, указания на то, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, а также указания причин, препятствующих получению доказательства, и места его нахождения.
В рассматриваемом случае податель апелляционной жалобы представитель ООО "Строительный Альянс" не обосновал необходимости истребования доказательств (материалов по выдаче ООО "Гранит" лицензии), как и не указал, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством.
Соответственно, процессуальная целесообразность удовлетворения заявленного ООО "Строительный Альянс" ходатайства об истребовании соответствующих доказательств в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что материалы, связанные с выдачей ООО "Гранит" лицензии, представлены последним в дело вместе с возражением на исковое заявление (л.д. 22, материалы электронного дела).
Таким образом, рассмотрев указанное ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в его удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Гранит" осуществляло деятельность по геологическому изучению в целях поисков и оценки месторождений известняков и доломитов (строительный камень) на участке Верхняя Лемеза и Крутой Бриш в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан на основании лицензии от 29.03.2018 на пользование недрами серия УФА номер 03316 и 03317 вид лицензии ТП.
ООО "Строительный Альянс" выданы аналогичные лицензии от 02.09.2019 (лицензии серия УФА номер 03591 и 03592 вид лицензии ТП).
На основании приказа Министерства от 20.05.2021 N 378п "О предоставлении права пользования недрами в целях разведки и добычи известняков (строительный камень) на месторождении Верхнее Лемеза" 24.05.2021 ООО "Гранит" выдана лицензия серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ на разведку и добычу известняков (строительный камень) на месторождении Верхняя Лемеза, дата окончания действия лицензии 01.07.2031.
Полагая, что приказ Министерства от 20.05.2021 N 378п, на основании которого 24.05.2021 ООО "Гранит" выдана лицензия серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ, является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование заявленных требований ООО "Строительный Альянс" указывает на то, что размер арендуемого земельного участка напрямую зависит от уточненных (окончательных) границ горного отвода, определяемых компетентным органом и закрепляемых в горноотводном акте. В свою очередь ООО "Гранит" не имеет горного отвода, горноотводного акта, и не предпринимало мер по его получению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа Министерства от 20.05.2021 N 378п, на основании которого 24.05.2021 ООО "Гранит" выдана лицензия серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ, недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом судом оцениваются на соответствие закону лишь те выводы, которые были положены в основу обжалуемого ненормативного правового акта, поскольку при рассмотрении дела в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется вопрос о законности конкретного ненормативного правового акта, а не спорная ситуация в целом.
Кроме того, нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Из материалов настоящего дела усматривается, что заявителем оспаривается приказ Министерства о предоставлении ООО "Гранит" лицензии серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ на разведку и добычу полезных ископаемых на участке Верхняя Лемеза.
Судом первой инстанции указано верно, что отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
Согласно статье 7 Закона о недрах участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Статьей 11 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно абзацу 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 144-з), принятый Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 16.12.2004, устанавливает порядок получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан.
Вместе с тем Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 "Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан" (далее - Положение) установлено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению управления, регулирования, контроля и надзора в области государственного управления фондом недр в части участков недр местного значения.
Таким образом, Министерство является республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона РБ N 144-з право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона РБ N 144-з при предоставлении права пользования участками недр местного значения недра предоставляются в пользование в виде участков недр, имеющих правовой статус геологического отвода и (или) горного отвода.
Статьей 5 Закона РБ N 144-з установлены основания возникновения права пользования участками недр местного значения. Так, одним из оснований возникновения права пользования участками недр местного значения является решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РБ N 144-з предоставление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по основаниям, указанным в статье 5 названного Закона.
Порядок получения права пользования участками недр местного значения закреплен в главе 2 Закона РБ N 144-з.
В статье 11 Закона РБ N 144-з определены положения о заявке на получение права пользования участками недр местного значения.
Так, согласно пункту 1 статьи 11 Закона РБ N 144-з заявку на получение права пользования участком недр местного значения заявитель подает в республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Пунктом 4 статьи 11 Закона РБ N 144-з республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования устанавливается порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр местного значения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 11 Закона РБ N 144-з республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования устанавливается порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка.
Согласно пункту 5.1 статьи 11 Закона РБ N 144-з заявки на получение права пользования участками недр местного значения для целей, указанных в частях 2 и 4 статьи 11 Закона РБ N 144-з, рассматриваются Комиссией по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения (далее - Комиссия). Положение, порядок работы, состав Комиссии определяются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Статьей 12 Закона РБ N 144-з определены условия для отказа в приеме заявки на получение права пользования участками недр местного значения.
Республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования отказывает в приеме заявки на получение права пользования участками недр местного значения в следующих случаях:
1) заявка на получение права пользования участками недр местного значения подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Условия предоставления права пользования участками недр местного значения в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод и содержание лицензии на пользование участками недр местного значения определены в статьях 13 и 15 Закона РБ N 144-з соответственно.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах, статьями 5 и 6 Закона РБ N 144-з, протоколом от 26.03.2021 N 03/21 заседания комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Башкортостан, приказом Министерства от 06.04.2021 N 222п "О выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения известняков (строительный камень) Верхняя Лемеза" Министерством издан приказ от 20.05.2021 N 378п, в соответствии с которым ООО "Гранит" предоставлено право пользования участком недр местного значения, расположенным в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан, в целях разведки и добычи известняков (строительный камень) на месторождении Верхняя Лемеза, в связи с установлением факта открытия месторождения известняков (строительный камень) Верхняя Лемеза ООО "Гранит" (ИНН 0240007151), проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
На основании указанного приказа ООО "Гранит" получена лицензия от 24.05.2021 серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча известняков (строительный камень) на месторождении Верхняя Лемеза", дата окончания лицензии 01.07.2031.
В соответствии с пунктом 1.6 Условий пользования недрами в целях разведки и добычи известняков (строительный камень) на месторождении Верхняя Лемеза в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан, являющихся Приложением 1 к лицензии от 24.05.2021 серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ, основание предоставления права пользования недрами: в связи с установлением факта открытия месторождения известняков (строительный камень) Верхняя Лемеза Пользователем недр (свидетельство об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (N УФА21ОПИ04), на основании приказа Министерства от 20.05.2021 N 378п.
Согласно пункту 2.3 Условий пользования недрами _(приложение N 1 к лицензии от 24.05.2021 серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ) предоставленный обществу "Гранит" лицензионный участок имеет статус горного отвода в предварительных границах, также в дело обществом "Гранит" предоставлен горноотводный акт от 27.08.2021, из которого следует, что он составлен с учетом уточненных гграниц.
Учитывая изложенное, апелляционным судом установлено, что приказ от 20.05.2021 N 378п издан полномочным на то органом (Министерством) в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах, статьями 5 и 6 Закона РБ N 144-з, протоколом от 26.03.2021 N 03/21 заседания комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Башкортостан, приказом Министерства от 06.04.2021 N 222п "О выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения известняков (строительный камень) Верхняя Лемеза".
Обратного заявителем в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не предоставлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для выдачи приказа о предоставлении ООО "Гранит" лицензии, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что совокупность обстоятельств, являющихся в силу закона основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, в настоящем случае ООО "Строительный Альянс" не подтверждена.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда первой инстанции о действительности приказа сделан поверхностно, без выяснения всех значимых обстоятельств и полного исследования материалов, апелляционный суд указывает, что отсутствие в решении суда первой инстанции оценки всех доводов ООО "Строительный Альянс" не означает, что судом первой инстанции согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела.
То обстоятельство, что в судебном акте не указаны какие-либо конкретные доказательства либо доводы не свидетельствует о том, что данные доказательства или доводы судом не были исследованы и оценены.
Вместе с тем, довод, заявленный ООО "Строительный Альянс" при обращении в суд первой инстанции с рассматриваемыми требованиями о том, что ООО "Гранит" не имеет горного отвода, горноотводного акта, и не предпринимало мер по его получению, судом апелляционной инстанции также рассмотрен и подлежит отклонению в силу следующих обстоятельств.
Как ранее указывалось, в статье 7 Закона о недрах установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 Закона о недрах.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Также пунктом 1 статьи 8 Закона РБN 144-з установлено, что при предоставлении права пользования участками недр местного значения недра предоставляются в пользование в виде участков недр, имеющих правовой статус геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 5 статьи 8 Закона РБN 144-з установлено, что предварительные границы горного отвода на участках недр местного значения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 8 Закона РБN 144-з установлено, что пользователи участками недр, получившие право пользования участками недр местного значения со статусом горного отвода, имеют исключительное право в его границах осуществлять деятельность в соответствии с лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием участками недр местного значения в границах участка недр со статусом горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя участками недр местного значения, которому он предоставлен.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела ООО "Гранит" представлен горноотводный акт от 21.05.2021 N 2137 на разработку общераспространенных полезных ископаемых, выданным Министерством ООО "Гранит" (предоставлен горный отвод на месторождение Верхняя Лемеза для разведки и добычи известняков (строительный камень), расположенный в 1,9 км юго-восточнее с. Мулдакаево в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан, в предварительных границах, обозначенных на прилагаемой схеме масштаба 1: 25 000 контуром с угловыми точками 1-11, площадью 27,78 (двадцать семь целых семьдесят восемь сотых) гектара, граница горного отвода по глубине - 17 м от поверхности земли), внесенный в реестр Министерства под N 2137 и являющийся неотъемлемой частью лицензии от 24.05.2021 серия УФА номер 03874 вид лицензии ТЭ (материалы электронного дела).
Также ООО "Гранит" представлен горноотводный акт от 27.08.2021 N 02-0002-00107 к лицензии на пользование недрами УФА 03874 ТЭ от 24.05.2021, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи известняков (строительный камень) на месторождении Верхняя Лемеза, предоставленный ООО "Гранит". Срок действия горноотводного акта на срок действия лицензии. Указанный горноотводный акт внесен в реестр Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Западно-Уральское управление Ростехнадзора) 27.08.2021 за N 02-0002-00107 (материалы электронного дела).
Таким образом, довод ООО "Строительный Альянс" об отсутствии горного отвода, горноотводного акта не подтвердился и также противоречит материалам настоящего дела.
Иных доводов и оснований заявленного требования в суде первой инстанции обществом "Строительный альянс" не заявлялось.
По существу, доводы апелляционной жалобы ООО "Строительный Альянс" основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Иное толкование апеллянтом норм материального права и обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильности и необоснованности выводов суда первой инстанции. Сами по себе доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем, решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2021 года по делу N А07-22527/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22527/2021
Истец: ООО СТРОИТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС
Ответчик: Министерство природопользования и экологии РБ
Третье лицо: ООО ГРАНИТ, Управление ФАС России по РБ