город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2022 г. |
дело N А53-35945/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Пименова С.В., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "Чадр": Мозжилин Ю.А. по доверенности от 10.01.2022;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: Иванов С.В. по доверенности от 27.08.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чадр"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.11.2021 по делу N А53-35945/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чадр"
(ИНН 6165201373, ОГРН 1166196082359)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании ненормативного правового акта недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чадр" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.08.2021 N 1845 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2021 по делу N А53-35945/2021 в удовлетворении заявлений отказано.
Не согласившись с решением суда от 29.11.2021, ООО "Чадр" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что замена лебедки главного привода отключенного лифта относится к капитальному ремонту лифтового оборудования, в связи с чем расходы, на такой ремонт не заложены при взимании платы с собственников многоквартирного дома. Обществом проведено собрание собственников заочной форме, которое не состоялось по причине отсутствия кворума, что подтверждается протоколом от 31.08.2021. Указывая на необходимость устранения выявленных нарушений лицензионных требований, административный орган фактически обязывает управляющую компанию произвести капитальный ремонт за собственные денежные средства.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция по Ростовской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения от 29.11.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданки, проживающей в жилом помещении N 126 многоквартирного дома N 14 по ул. Петренко в г. Ростове-на-Дону, по вопросу непринятия мер управляющей компанией ООО "ЧАДР" по ремонту лифтов в одном из подъездов указанного дома, Госжилинспекцией области в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по распоряжению заместителя начальника Госжилинспекции области от 23.08.2021 N 5815.
В ходе выездной проверки должностным лицом Государственной жилищной инспекции Ростовской области установлено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по ул. Петренко в г. Ростове-на-Дону, на основании лицензии N 408-Л от 27.07.2016 с нарушением Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению указанным многоквартирным домом.
В день проведения проверочных мероприятий в 1-ом подъезде многоквартирного дома N 14 по ул. Петренко грузопассажирский лифт находился в нерабочем состоянии, не обеспечен круглосуточный режим работы. Также при проверке работоспособности пассажирского лифта в 1-ом подъезде указанного многоквартирного дома при подъеме и спуске выявлен посторонний шум и вибрация лифтовой кабины.
Указанные нарушения отражены в акте проверки при осуществлении лицензионного контроля N 5815 от 31.08.2021.
Административному органу обществом представлен акт расследования причины нарушения работоспособности лифта и его составных частей от 26.07.2021, составленный ООО "Лифт Сервис", в соответствии с которым установлено, что в процессе эксплуатации участились остановки лифта, установленного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Петренко, подъезд N 1 (грузопассажирский лифт). В лебедке главного привода появилась выработка посадочного места опорных подшипников приводного вала. Требуется замена данного узла в сборе. Лифт будет отключен до полной замены необходимых запчастей. Ориентировочный срок выполняемых работ вместе с демонтажем и транспортировкой лебедки 30 рабочих дней.
31.08.2021 Государственной жилищной инспекцией по Ростовской области ООО "ЧАДР" выдано предписание N 1845, которым обществу предписано в срок до 29.10.2021 устранить выявленное нарушение:
- принять меры по обеспечению исправности и круглосуточного режима работы грузопассажирского лифта в первом подъезде многоквартирного дома N 14 по ул. Петренко в г. Ростове-на-Дону;
- произвести внеочередное техническое освидетельствование пассажирского лифта в первом подъезде многоквартирного дома N 14 по ул. Петренко в г. Ростове-на-Дону.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "ЧАДР" обжаловало его в судебном порядке.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таким доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и о порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", включены следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов в многоквартирных домах: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта, обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов), обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов), обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования. Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), названные правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта (пункт 5.10.2 Правил N 170).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на управляющую компанию возложены обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по обеспечению содержания лифта в исправном состоянии и его безопасной эксплуатации.
Для обеспечения работоспособности лифтового оборудования между ООО "Чадр" и ООО "Лифт Сервис" заключен договор N 128 на комплексное техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов, по условиям которого специализированная организация по ремонту и обслуживанию лифтов приняла не себя обязательства по проведению своим квалифицированным персоналом комплекса работ по круглосуточному техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов, в том числе расположенных с многоквартирном доме по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Петренко, д. 14.
В соответствии с пунктом 2.2. договора подрядчик обязуется производить техническое обслуживание всего лифтового оборудования заказчика, в том числе замена вышедшего из строя, за исключением основных узлов и механизмов, а именно: электродвигателя главного привода, редуктора лебедки, редуктора привода дверей, тормозного устройства, станции управления лифтом, купе кабины, ограничителя скорости, створок дверей шахты и кабины, противовеса кабины лифта, канатоведущего шкива, тяговых канатов, каната ограничителя скорости, приказных и вызывных аппаратов, натяжного устройства, двигателя редуктора привода дверей, ротора электродвигателя лебедки лифта, электронные платы управления лифтом, контактора, трансформатора, электронные компоненты лифта, а также узлы и компоненты импортного производителя.
В случаях выхода из строя вышеуказанного оборудования или плановой замены заказчик дополнительно финансирует их приобретение и трудозатраты подрядчика по их ремонту и замене, кроме случаев, когда выход из строя или замена вызвана действиями сотрудника подрядчика.
По результатам периодического технического освидетельствования лифтов идентификационный N 36996, проведенного ООО "ИКЦ МЫСЛЬ" 18.01.2021, выявлен посторонний шум в работе лебедки, отсутствие стационарного электрического освещения площадки подхода к машинному помещению, отсутствие стационарного устройства входа в приямок, с рекомендацией устранить дефекты и несоответствия в срок до 18.02.2021.
Акты выполненных работ по выявленным нарушениям, в ходе технического освидетельствования лифтов ООО "ИКЦ МЫСЛЬ", ООО "ЧАДР" в ходе проверки не представлены.
ООО "Лифт Сервис" 14.07.2021 уведомило ООО "Чадр" о необходимости произвести замену электродвигателя в сборе на лифтовом оборудовании, установленном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Петренко, подъезд N 1 (грузопассажирский лифт), в связи с неоднократным ремонтом. Имеется люфт подвижных частей, посторонний шум при вращении. В настоящее время лифт остановлен до принятия решения по замене оборудования.
В соответствии с представленным 20.07.2021 ООО "Лифт Сервис" коммерческим предложением стоимость оборудования и его замены составляет 294 000 руб.
По состоянию на дату проведения проверки 31.08.2021 установлено, что грузопассажирский лифт в первом подъезде многоквартирного дома N 14 по ул. Петренко в г. Ростове-на-Дону находится в нерабочем состоянии, не обеспечен круглосуточный режим работы лифта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении обществом требований Правил N 170, в связи с чем инспекция правомерно возложила на общество обязанность по обеспечению работоспособности грузопассажирского лифта в спорном МКД.
Проверив довод общества о том, что меры по замене лебедки главного привода лифтового оборудования входят в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта, коллегия считывает необходимым указать следующее.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя также ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов) предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт в целях восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
В соответствии с пунктом 3.6.3 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов в целях сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода; редуктора лебедки или червячной пары редуктора; тормозного устройства; электрощита (панели) управления лифтом; купе кабины; ограничителя скорости; створок дверей шахты и кабины; пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины; канатоведущего шкива; канатов.
В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТа Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст, система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля; техническое обслуживание; аварийно-техническое обслуживание; систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
Как верно указал суд первой инстанции, общество, осуществляя в отношении спорного МКД деятельность по управлению общим имуществом не обеспечило исправную работоспособность лифта спорного МКД, в связи с чем оспариваемое предписание инспекции является законным и обоснованным, поскольку неисправность лифтового оборудования создает опасность, в том числе, для жизни и здоровья жильцов МКД, а выполнение работ, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом лифтов относится к обязанностям общества.
Оспариваемым предписанием на общество не возложено выполнение работ капитального характера, а указано на необходимость принять меры по обеспечению исправности и круглосуточного режима работы грузопассажирского лифта в МКД.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств судебные инстанции правильно указали, что общество обязано принять необходимые меры по обеспечению ремонта лифтов в спорном МКД, в связи с чем возложение на него инспекцией такой обязанности не противоречит закону.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в материалы дела не представлены доказательства неисполнимости предписания в силу объективно существующих, не зависящих от общества, обстоятельств.
Коллегия учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших обществу исполнить требования действующего законодательства при исполнении обязательств по управлению спорным МКД.
Установив, что общество не предприняло весь комплекс мер по соблюдению соответствующих норм и правил для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в спорном МКД, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии действующему законодательству спорного предписания, оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 по делу N А53-6716/2020, от 28.01.2021 по делу N А53-9943/2020.
Доводы апелляционной жалобы о проведении собрания собственников МКД в заочной форме с целью утверждения целевого сбора в размере 26,98 руб./кв. м на приобретение, доставку на замену запасной части лифтового оборудования "Лебедка", признанного непригодным для эксплуатации на основании заключения специализированной организации, и угрожающим жизни и здоровью граждан, в связи с превышением сумм, утвержденных в перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, на общую сумму 294 000 руб., не исключают невыполнение обществом требований Правил N 170 в связи с остановкой лифта с июля 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2021 по делу N А53-35945/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35945/2021
Истец: ООО "ЧАДР"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ