город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2022 г. |
дело N А53-30880/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области: Безуглая О.А. по доверенности от 22.12.2021 N 04/18;
от ООО "Легион": Саяпина А.В. по доверенности от 26.01.2022 N 01-22;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.12.2021 по делу N А53-30880/2021
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Легион"
(ИНН 6164308476, ОГРН 1126164011995)
о взыскании неправомерно полученной субсидии
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - общество, ответчик) о взыскании неправомерно полученной субсидии в размере 268 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2021 по делу N А53-30880/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 10.12.2021, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ФНС России полностью автоматизирован процесс получения субсидий путем внедрения в свой программный комплекс алгоритма проверки налогоплательщика на все критерии, установленные правилами. Поскольку на момент обращения общества в налоговый орган с заявлением служба располагала сведениями о налогоплательщике: о виде осуществляемой деятельности, о включении вида деятельности общества в перечень отраслей Российской экономике в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. В ходе мониторинга исполнения службой выплат установлено, что по состоянию на 01.06.2020 у ООО "Легион" имелась задолженность по уплате налогов, что обществом не оспаривается. Поскольку обществом необоснованно получена субсидия, она подлежит возврату в бюджет.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Легион" просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения от 10.12.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит (удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Легион" (ИНН 6164308476) зарегистрировано с 21.06.2012, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 23 по Ростовской области с 29.03.2018 по настоящее время, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
16.07.2020 ООО "Легион" подано в Межрайонную инспекцию ФНС России N 23 по Ростовской области заявление о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976).
На момент рассмотрения заявления, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа, инспекцией сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
С учетом изложенного, субсидия в размере 268 500 рублей поступила 22.07.2020 на счет ООО "Легион".
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 976 установлено, что у общества имелась недоимка по состоянию на 01.06.2020, в связи с чем, нарушен п. "д" условий, установленных в Постановлении N 976 предоставления субсидии.
Указывая на неправомерность получения налогоплательщиком ООО "Легион" субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976, перечисление ООО "Легион" без соответствующих оснований, налоговым органом в адрес общества направлено уведомление 19.07.2021 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии (т. 1 л.д. 15).
В ответ на уведомление 22.07.2021 ООО "Легион" указало, что субсидия получена правомерно, основания для ее возврата отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области в арбитражный суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции применил по аналогии правовую позицию, изложенную в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), в соответствии с которой по смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность получателя спорных денежных средств презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Суд первой инстанции указал, что какой-либо недобросовестности со стороны общества при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений. Основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений; при этом судом принято во внимание, что на дату рассмотрения спора недоимка по налогам и сборам отсутствовала, была погашена ООО "Легион", в связи с чем последний имеет право на получение спорной субсидии.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 4 Правил N 976 закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к СОНКО, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020, в соответствии с Постановлением N 847;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
ООО "Легион" (ИНН 6164308476) осуществляет основной вид экономической деятельности "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий" - 96.01, который соответствует перечню отраслей Российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 23 по Ростовской области выставлено ООО "Легион" требование N 39547 от 12.03.2020 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в размере 211 042 рублей недоимки, 633,13 рублей пени.
03.06.2020 ООО "Легион" оплатило 211 042,00 рублей недоимки, что подтверждено платежным поручением N 570 от 03.06.2020 (л.д. 46).
16.07.2020 ООО "Легион" подано в Межрайонную инспекцию ФНС России N 23 по Ростовской области заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 976 субсидии.
Вместе с тем по состоянию на 01.06.2020 не оспариваемая недоимка общества по налогам и сборам составляла 211 042,00 рублей, что превышает, установленный пунктом д Правил N 976, размер допустимой недоимки.
Факт погашения имеющейся задолженности на момент подачи заявления о предоставлении субсидии не свидетельствует о соответствии общества положениям Правил N 976.
Обществом каких-либо доводов относительно неисполнения обязательств по уплате налогов с 12.03.2020 до 03.06.2020 в материалы дела не представлено.
При рассмотрении дела суд первой инстанции ошибочно применил по отношению к юридическому лицу правовую позицию, подлежащую применению к физическим лицам. В данном случае подобный подход неприменим.
Коллегия учитывает, что законодатель и судебная практика исходят из того, что гражданин (физическое лицо) является слабой стороной правоотношений, в связи с чем предусмотрены специальные правовые нормы и подходы, направленные на защиту его законных интересов.
В свою очередь общество с ограниченной ответственностью "Легион" осуществляет предпринимательскую деятельность, то есть деятельность направленную на систематическое получение прибыли, в связи с чем должно нести соответствующие риски в общем порядке.
Поскольку по состоянию на 01.06.2021 общество имело недоимку по уплате налога на добавленную стоимость в размере 211 042 руб., а также пени - 633,13 руб., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество не соответствует условиям подпункта д пункта 4 постановления Правительства N 976, о необходимости применения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по содержанию которой в случае не соответствия получателя субсидии условиям ее предоставления, необоснованно полученные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При этом действия налогового органа по первоначально ошибочной квалификации документов претендента как соответствующих условиям получения субсидии не являются правовым основанием для законного пользования суммой субсидии, поскольку такое условие получение средств из бюджета не предусмотрено законом.
Поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Легион" необоснованно получена субсидия, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 268 500 рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2021 N Ф08-13529/2021 по делу N А63-1248/2021.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку инспекция при подаче заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины, то с общества в доход федерального бюджета подлежат взысканию 8 370 рублей государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела судом первой инстанции, а также 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Поскольку при принятии решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2021 по делу N А53-30880/2021 суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обжалованный судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2021 по делу N А53-30880/2021 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легион" (ОГРН: 1126164011995, ИНН: 6164308476) в доход федерального бюджета 268 500 рублей и 11 370 рублей государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30880/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛЕГИОН"