г. Пермь |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А50-24728/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон и проведения судебного заседания, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 декабря 2021 года по делу N А50-24728/2021,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025902086198 ИНН 5921015867, ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю)
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200 ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения от 23.09.2021 N 203S19210026204,
по встречному заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю к ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю
о взыскании финансовой санкции в размере 18000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - фонд, Отделение) о признании недействительным решения от 23.09.2021 N 203S19210026204, вынесенного Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чусовом Пермского края (межрайонное).
16.11.2021 в суд поступило встречное исковое заявление Отделения о взыскании с ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю штрафа в сумме 18000 рублей. Определением суда от 17.11.2021 встречное исковое заявление принято для совместного рассмотрения с первоначально заявленными требованиями.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2021 года по делу N А50-24728/2021, принятым в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2021 года), требования ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю удовлетворены: оспариваемое решение признано недействительным, Отделение обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Встречные требования о взыскании финансовой санкции оставлены без удовлетворения.
Отделение с принятым решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе ее податель настаивает на том, что выявленные фондом нарушения имели место, обжалуемое заявителем решение от 23.09.2021 N 203S19210026204 вынесено законно, финансовые санкции подлежали взысканию с заявителя.
Заявитель по делу представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, 13.07.2021 ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю направило в фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2021 г., ошибочно указав на июнь 2020 г. Обнаружив ошибку, страхователь направил в фонд 12.08.2021 дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2021 года на 36 застрахованных лиц.
Установив несвоевременное представление страхователем сведений СЗВ-М за июнь 2021 г. на 36 застрахованных лиц, фонд составил акт от 16.08.2021 N 203S18210023769 о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
По результатам рассмотрения акта и представленных на него возражений фонд вынес решение от 23.09.2021 N 203S19210026204 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 18000 рублей.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании данного решения недействительным.
Требованием от 21.10.2021 N 203S01210023345 страхователю предложено уплатить финансовую санкцию в сумме 18000 руб. в срок до 11.11.2021.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, Отделение заявило встречные требования о взыскании со страхователя финансовой санкции.
Судом принято обжалуемое решение: первоначальные требования удовлетворены, в удовлетворении встречных требований отказано.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судом первой инстанции установлено и фондом не оспаривается, что страхователь, самостоятельно обнаружив ошибку в сведениях СЗВ-М, представленных 13.07.2021, направил 12.08.2021 дополняющую форму за июнь 2021 года в отношении тех же 36 застрахованных лиц, но верно указав отчетный период. Недостоверность данных сведений фондом не установлена.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с 01.01.2017 подлежат применению сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для признания страхователя невиновным в совершении рассматриваемого правонарушения. Доводы фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2021 года (мотивированное решение от 23 декабря 2021 года) по делу N А50-24728/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24728/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 35 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧУСОВОМ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ