г. Воронеж |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А64-2691/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "21" февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
судей |
Поротикова А.И., Воскобойникова М.С., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: Веденеевой А.С., представителя по доверенности N 04-04/125 от 18.02.2022;
от Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района: Петрова А.В., представителя по доверенности от 24.01.2022 (до перерыва);
от Администрации Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2021 по делу N А64-2691/2021 (судья И.И.Белоусов),
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района (ОГРН 1066820000720, ИНН 6820022098) об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества,
третье лицо: Администрация Тамбовского района Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района (далее - ответчик) с требованием об обязании Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда принять в муниципальную собственность Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области сети инженерной инфраструктуры дополнительных участков в границах улиц Мира, Изумрудная, Рубиновая, Юбилейная, улиц Мира, Изумрудная, Юбилейная, Отрадная, улиц Мира, Изумрудная, Отрадная, Степная, улиц Мира, Изумрудная, Вольная, пер.Уютный, улиц Мира, Придорожная, Тургеневская, пер. Цветочный в микрорайоне "Солнечный" в д.Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области контуры 1/317-25/317; сети электроснабжения протяженностью 4200 м контуры 26/317-169/317; сети водоотведения (самотечная уличная сеть канализации) протяженностью 2830 м контуры 170/317 - 288/317; сети водоснабжения протяженностью 2996 м контуры 289/317 - 292/317; автомобильные дороги протяженностью 612 м контуры 293/317 - 314/317, 316/317, 317/317; сети газоснабжения (газопроводы среднего и низкого давления), протяженностью 3818 м контур 315/317 - ШРП типа ГРПШ-04-2У1, в количестве 1 шт. назначения: сооружения коммунального хозяйства, местоположение: Тамбовская область, р-н Тамбовский, д. Крутые Выселки, мкр. Солнечный, с кадастровым номером 68:20:4020001:1429 (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо явку представителя не обеспечило. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения третьего лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель истца поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.02.2022 объявлен перерыв до 21.02.2022.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2021 по делу N А64-2691/2021 следует отменить, иск удовлетворить.
Из материалов дела следует, что на основании разрешения на строительство N RU 68520000-365 от 23.10.2014, выданного казенному предприятию Тамбовской области "Дирекция капитального строительства", за счет средств бюджета Тамбовской области в рамках государственного контракта возведены сети инженерной инфраструктуры дополнительных участков границах улиц Мира, Изумрудная, Рубиновая, Юбилейная, улиц Изумрудная, Юбилейная, Отрадная, улиц Мира, Изумрудная, Отрадная, Степная, улиц Мира, Изумрудная, Вольная, пер. Уютный, улиц Мира, Придорожная, Тургеневская, пер. Цветочный в микрорайоне "Солнечный" в д.Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области.
08.07.2016 выдано разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию N RU 68-520000-199-2016.
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации -Тамбовской области на указанное недвижимое имущество с кадастровым номером 68:20:4020001:1429, номер и дата государственной регистрации права: 68:20:4020001:1429-68/023/2017-1 от 21.06.2017.
Начиная с 2016 года, истец неоднократно обращался к ответчику с предложением принять в муниципальную собственность вышеуказанные объекты инженерной инфраструктуры, представив в соответствии со статьей 57 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" для подготовки соответствующего постановления администрации области решение Комсомольского Совета народных депутатов о даче согласия на принятие имущества.
Обращения истца оставлены без удовлетворения.
Полагая, что указанное недвижимое имущество подлежит передаче в муниципальную собственность муниципального образования Комсомольский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области и в связи с отказом органа муниципального управления принять в собственность указанное недвижимое имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из разъяснений, данных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, указав, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящих собственности субъектов Российской Федерации, требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, которое в данном случае отсутствует; решение уполномоченного органа Тамбовской области о передаче имущества области в муниципальную собственность Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области не принято.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуется следующим.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N122-ФЗ), согласно которой находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 56 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в муниципальную собственность производится по инициативе администрации области, Тамбовской областной Думы, соответствующих органов власти Тамбовской области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации Тамбовской области в муниципальную собственность установлен статьями 57- 59 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З, согласно которым предложения о передаче имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в муниципальную собственность направляются органами государственной власти Тамбовской области или органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений Тамбовской области.
В предложении должно содержаться обоснование необходимости передачи имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в муниципальную собственность.
К предложению прилагается перечень имущества, предполагаемого к передаче в муниципальную собственность, согласованный с органом местного самоуправления, наделенным в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Принятие решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в муниципальную собственность, орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений Тамбовской областью регистрирует предложение в день его поступления, в течение десяти дней подготавливает заключение о возможности отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, и направляет его для рассмотрения в администрацию Тамбовской области.
Администрация Тамбовской области в 20-дневный срок рассматривает заключение органа исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений Тамбовской области и принимает решение в форме распоряжения об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, на безвозмездной основе либо направляет в соответствующий орган исполнительной власти Тамбовской области мотивированный отказ в отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности Тамбовской области.
Орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений Тамбовской области регистрирует предложение в день его поступления, в течение тридцати дней принимает решение в форме приказа об отчуждении движимого имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, на безвозмездной основе либо направляет в соответствующий орган исполнительной власти Тамбовской области мотивированный отказ в отчуждении движимого имущества, находящегося в собственности Тамбовской области (часть 3 введена Законом Тамбовской области от 26.09.2014 N 443-З).
Передача имущества, находящегося в собственности Тамбовской области, в муниципальную собственность осуществляется по акту приема-передачи, подписанному уполномоченным лицом органа исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений Тамбовской области и уполномоченным лицом органа местного самоуправления Тамбовской области.
Как следует из материалов дела, порядок, предусмотренный Законом N 122-ФЗ и Законом Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З, не мог быть соблюден, поскольку перечень имущества, предполагаемого к передаче в муниципальную собственность, не согласован с органом местного самоуправления, наделенным в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия изложены в статье 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 N 86-З "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области".
Как следует из части 1 статьи 8 устава Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Комсомольского сельского Совета народных депутатов от 08.08.2019 N 68, к вопросам местного значения относится в том числе организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Ответчик не отрицает то обстоятельство, что спорные инженерные сети используются для решения задач местного значения.
В Определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящих в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, а также учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
В названном определении подчеркнута недопустимость принятия такого рода решений в одностороннем порядке с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления, а также без учета наличия объективной необходимости в передаче имущества для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
При этом суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным (постановление от 30.06.2006 N 8-П; определения от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р).
Решением Комсомольского сельского Совета народных депутатов от 22.01.2020 N 110 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования Комсомольский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, пунктом 3.3.1 которых установлено, что освещение территорий общего пользования обеспечивается администрацией поселения.
Таким образом, спорное имущество в силу прямого указания закона должно находиться в муниципальной собственности.
Вместе с тем ответчик, не оспаривая факт использования имущества для нужд населения муниципального образования, не мотивировал отказ от его принятия в муниципальную собственность, объективных и достаточных доказательств отсутствия таких оснований не представил.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 02.07.2020 N 301-ЭС20-9230, от 28.12.2021 N 303-ЭС21-26134.
Как следует из пункта 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденного постановлением главы Администрации Тамбовской области от 23.12.2013 N 343, комитет является органом исполнительной власти области, входит в систему исполнительных органов государственной власти области.
Комитет осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну области (пункт 3.1.6), обеспечивает от имени Тамбовской области защиту в судебном порядке имущественных прав и законных интересов области по вопросам управления, распоряжения и использования государственного имущества области (пункт 3.1.13 указанного Положения).
При таких обстоятельствах в отсутствие согласия Комсомольского сельсовета Тамбовского района на принятие в собственность спорного имущества истец вправе защитить права Тамбовской области в судебном порядке.
Отсутствие постановления Администрации Тамбовской области о передаче имущества в собственность Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в связи с непредставлением органом муниципального образования решения о принятии этого имущества, при наличии выраженной в данном иске воли Тамбовской области в лице уполномоченного органа не является препятствием для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2021 по делу N А64-2691/2021 отменить.
Обязать Администрацию Комсомольского сельсовета Тамбовского района (ОГРН 1066820000720, ИНН 6820022098) в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу постановления суда апелляционной инстанции принять в муниципальную собственность Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области следующие объекты недвижимого имущества: сети инженерной инфраструктуры дополнительных участков границах улиц Мира, Изумрудная, Рубиновая, Юбилейная, улиц Мира, Изумрудная, Юбилейная, Отрадная, улиц Мира, Изумрудная, Отрадная, Степная, улиц Мира, Изумрудная, Вольная, пер. Уютный, улиц Мира, Придорожная, Тургеневская, пер. Цветочный в микрорайоне "Солнечный" в д.Крутые Выселки Тамбовского района Тамбовской области. Контуры 1/317 -25/317 -сети электроснабжения, протяженностью 4200 м. Контуры 26/317 -169/317 - сети водоотведения (самотечная уличная сеть канализации), протяженностью 2830 м. Контуры 170/317 - 288/317 -сети водоснабжения, протяженностью 2996 м. Контуры 289/317 - 292/317 - автомобильные дороги, протяженностью 612 м. Контуры 293/317 - 314/317, 316/317, 317/317 -сети газоснабжения (газопроводы среднего и низкого давления), протяженностью 3818 м. Контур 315/317 - ШРП типа ГРПШ-04-2У1, в количестве 1 шт. Назначение: сооружения коммунального хозяйства. Местоположение: Тамбовская область, р-н Тамбовский, д. Крутые Выселки, мкр. Солнечный. Кадастровый номер 68:20:4020001:1429.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2691/2021
Истец: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области
Ответчик: Администрация Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Тамбовского района Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд