г. Челябинск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А34-6292/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента экономического развития Курганской области и общества с ограниченной ответственностью "Автобус" на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.12.2021 по делу N А34-6292/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Котанджяна Овсепа Цатуровича - Железняк М.С. (доверенность от 16.04.2021, диплом),
Департамента экономического развития Курганской области - Ткаченко А.А. (доверенность от 04.12.2021, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Автобус" - Гомзяков П.Н. (директор), Горбунов В.Г. (доверенность от 21.04.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Котанджян Овсеп Цатурович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Департаменту экономического развития Курганской области (далее - ответчик1, Департамент), к обществу с ограниченной ответственностью "Автобус" (далее - ответчик2, ООО "Автобус", общество):
- о признании общества с ограниченной ответственностью "Автобус", не подтвердившим наличие у него транспортного средства ГАЗ NextГA3-A65R35, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово - Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537);
- признании незаконным свидетельства серия 45АВ 000228 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537), выданное обществу с ограниченной ответственностью "Автобус";
- об обязании Департамента экономического развития Курганской области предоставить индивидуальному предпринимателю Котанджяну Овсепу Цатуровичу право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537) (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, ООО "Автобус" признано не подтвердившим наличие у него транспортного средства ГАЗ NextГA3-A65R35, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537); свидетельство серия 45АВ 000228 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537), выданное ООО "Автобус", признано недействительным; суд обязал Департамент экономического развития Курганской области предоставить индивидуальному предпринимателю Котанджяну Овсепу Цатуровичу право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537).
Департамент, ООО "Автобус", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Департамент в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в заявке участник в пределах одного лота указывает по установленной форме сведения о характеристиках транспортных средств, влияющих на качество перевозок, а марка и модель транспортного средства не имеют значение, поскольку оцениваются только характеристики транспортных средств. Карта маршрута регулярных перевозок не содержит информации о марке и модели транспортных средств. Замена ООО "Автобус" транспортного средства, указанного в заявке, на иную модель, не повлекла за собой изменение требуемых конкурсной документацией характеристик транспортных средств. Полагает, что суд первой инстанции, признавая ООО "Автобус" не подтвердившим наличия у него транспортного средства, недействительным свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, возлагая на Департамент обязанность по выдаче предпринимателю аналогичного свидетельства, признал таким образом результаты конкурса недействительными. Право предпринимателя восстановлено путем признания недействительным открытого конкурса на право выдачи свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в связи с чем Департамент не обязан выдавать предпринимателю свидетельство.
ООО "Автобус" в апелляционной жалобе указывает на невозможность участия его в деле в качестве ответчика, ООО "Автобус" не было совершено каких-либо действий, затрагивающих права и законные интереса истца. Обращает внимание, что замена транспортного средства была согласована с Департаментом, которое соответствовало техническим параметрам согласно конкурсной документации. Транспортное средство приобретена ООО "Автобус" после получения результатов рассмотрения конкурсной заявки. Считает, что свидетельство на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок неправомерно признано судом первой инстанции недействительным, поскольку нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусматривают прекращение его действия.
В представленном отзыве истец ссылался н законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.12.2020 на официальном сайте Департамента экономического развития Курганской области http://economy.kurganobl.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, а также конкурсная документация (т. 1 л.д. 12, т. 2 л.д. 9-67).
Предметом открытого конкурса являлось право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в том числе по лоту N 5 маршрут "Закоулово-Курган" (регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537) (т. 2 л.д. 25), указано, что на маршрут необходимо предоставить один автобус малый.
Согласно протоколу от 14.01.2021 N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе для участия в конкурсе по лоту N 5 были поданы заявки индивидуальным предпринимателем Куликовым В.А., ООО "Автобус", индивидуальным предпринимателем Мурадымовым Г.Г., индивидуальным предпринимателем Тупикиным А.Н., индивидуальным предпринимателем Котанджяном О.Ц. (т. 2 л.д. 68-86).
Из протокола от 01.02.2021 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе усматривается, что к участию в конкурсе по лоту N 5 были допущены индивидуальный предприниматель Котанджян О.Ц. и ООО "Автобус" (т. 2 л.д. 87-89).
Индивидуальному предпринимателю Мурадымову Г.Г. и индивидуальному предпринимателю Куликову В.А. отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту N 5 в связи с признанием данных участников не соответствующими требованиям к участнику конкурса, индивидуальному предпринимателю Тупикину А.Н. отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту N 5 в связи с признанием поданной им заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 08.02.2021 N 3 по результатам конкурса по лоту N 5 первый номер присвоен заявке ООО "Автобус" с количеством баллов - 31,5; второй номер присвоен заявке индивидуального предпринимателя Котанджяна О.Ц. с количеством баллов - 24 (т. 1 л.д. 35-39).
Из приложенных к заявке ООО "Автобус" документов следует, что по лоту N 5 ООО "Автобус" для осуществления регулярных перевозок предложило автобус ГАЗ NextГАЗ-А65R35, 2020 года выпуска, с характеристиками: экологический класс ТС - 5, кондиционер, оборудование для использования газомоторного топлива, пассажирские сидения, оборудованные механизмом регулировки угла наклона спинки сидений, багажное отделение; в качестве основания владения автобусом указало договор лизинга N АЛ 177346/01-20КГН от 28.12.2020 (т. 2 л.д. 170).
10.02.2021 на основании договора купли-продажи автомобиля ООО "Автобус" приобрел у Куликова В.А. автобус марки Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска (т. 2 л.д. 190), 12.02.2021 данный автобус поставлен ООО "Автобус" на регистрационный учет в ГИБДД (т. 2 л.д. 188-189).
ООО "Автобус" обратилось к Департаменту экономического развития Курганской области с письмом, где указало, что в связи с расторжением договора лизинга от 28.12.2020 N АЛ 177346/01-20КГН для выполнения перевозок будет использоваться транспортное средство Мерседес Спринтер, которое полностью соответствует заявленным в предложении участника конкурса характеристикам (т. 3 л.д. 18).
11.02.2021 в ответе исх.N 12-00672/21 Департамент ответил, что ООО "Автобус" вправе использовать на маршруте N 537 автобус малого класса, предназначенный для перевозки пассажиров, любой марки и имеющий характеристики, указанные в конкурсной заявке: наличие кондиционера, экологический класс - 5, максимальный срок эксплуатации конкурсного транспортного средства в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - до 5 лет включительно (т. 2 л.д. 194).
ООО "Автобус" как победителю конкурса Департаментом экономического развития было выдано свидетельство серия 45 АВ 000288 об осуществлении перевозок по маршруту "Закоулово-Курган" (регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537) со сроком действия с 20.02.2021 по 19.02.2026 (т. 2 л.д. 187).
Истец, ссылаясь на то, что ООО "Автобус" не подтвердило наличие у него транспортного средства, указанного в заявке на участие в конкурсе, в связи с чем, право на получение свидетельства об осуществлении перевозок должно быть предоставлено истцу, заявке на участие в конкурсе которого был присвоен второй номер, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим законодательством, а также конкурсной документации закреплено положение о том, что для получения свидетельств и карт маршрута победитель открытого конкурса должен в течение десятидневного срока подтвердить наличие у него транспортных средств, указанных в его заявке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно статье 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Порядок поведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курганской области регулируется Законом Курганской области от 29.12.2015 N 135 "О регулировании отдельных положений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 29.12.2015 N 135).
Согласно части 1 статьи 15 названного Закона Курганской области открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок проводится уполномоченным органом в сфере транспортного обслуживания населения, установившим соответствующий маршрут регулярных перевозок, в соответствии со статьями 21 - 24 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с учетом положений настоящего Закона.
В соответствии с абзацем 10 подпункта 80 пункта 10 Положения о Департаменте экономического развития Курганской области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области от 21.12.2015 N 411, Департамент осуществляет полномочия по проведению открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона Курганской области от 29.12.2015 N 135 организатором конкурса утверждается порядок проведения открытого конкурса, включающий в себя порядок размещения на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещения о проведении открытого конкурса, форму заявки на участие в открытом конкурсе требования и содержания данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) с учетом положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Требования к участникам открытого конкурса установлены статьей 23 Закона N 220-ФЗ и разделом 3 конкурсной документации.
Так, согласно подпункту 2 пункт 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие указанным в статье требованиям, в том числе:
- принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2 конкурсной документации к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, отвечающие требования, указанным в данном пункте, в том числе принявшие на себя обязательство в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в срок, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (подпункт 2 пункта 2).
Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона об организации перевозок (часть 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в соответствии с критериями, предусмотренными частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ (часть 3 статьи 15 Закона Курганской области от 29.12.2015 N 135).
Шкала для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок устанавливается постановлением Правительства Курганской области (часть 4 статьи 15 Закона Курганской области от 29.12.2015 N 135).
Сведения и документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, перечислены в пункте 10 конкурсной документации. В том числе, заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении лота, на участие в котором подана заявка на участие в открытом конкурсе, по форме согласно приложению 6 к конкурсной документации (подпункт 7 пункта 10).
Согласно пункту 42 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками открытого конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется конкурсной комиссией по критериям, указанным в приложении 2 конкурсной документации. Оценка заявки на участие в открытом конкурсе определяется путем суммирования баллов, присвоенных конкурсной комиссией такой заявке по каждому критерию оценки и сопоставления заявок согласно шкале для оценки критериев оценки и сопоставления заявок, указанной в приложении 2 к конкурсной документации (пункт 43 конкурсной документации).
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 50 конкурсной документации по результатам открытого конкурса организатор конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок на срок не менее, чем пять лет победителю этого конкурса в течение десяти дней со дня подтверждения им наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Судом первой инстанции установлено, что итоги открытого конкурса подведены комиссией и размещены на официальном сайте 08.02.2021, следовательно, ООО "Автобус" как победитель по лоту N 5, обязано было подтвердить наличие транспортного средства, указанного в заявке, в срок до 18.02.2021, включительно.
ООО "Автобус" при подаче заявки на участие в открытом конкурсе по лоту N 5 предложило для осуществления регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 автобус ГАЗ Next, 2020 года выпуска (т. 2 л.д. 170), указало в качестве основания владения данным транспортным средством договор лизинга от 28.12.2020 N АЛ 177346/01-20КГН.
ООО "Автобус" к заявке приложило указанный договор лизинга, заключенный между АО "ВТБ Лизинг" и ООО "Автобус", а также информационное письмо дилерского центра ГАЗ "Луидор" от 11.01.2021, спецификацию на автомобиль ГАЗ NextГАЗ-А65R35, 2020 года выпуска, подписанную представителем ООО "Автобус" (т.2 л.д.178-179, 181, 182-183).
Указанные документы, наряду с другими, приложенными к заявке ООО "Автобус", являлись предметом рассмотрения и оценки конкурсной комиссией при сопоставлении заявок и подведении итогов открытого конкурса.
Между тем, АО "ВТБ Лизинг" и ООО "Автобус" не был определен и согласован предмет лизинга, лизингополучатель не подтвердил намерение о заключении договора лизинга, договор лизинга от 28.12.2020 N АЛ 177346/01-20 КГН был аннулирован АО "ВТБ Лизинг".
После проведения конкурса и определения его результатов, ООО "Автобус" представило договор купли-продажи автомобиля от 10.02.2021 между Куликовым В.А. и ООО "Автобус" о приобретении последним в собственность автобуса Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска, паспорт транспортного средства (факт предоставления указанных документов не оформлялся в письменной форме) (т.3 л.д.190,191).
Следовательно, для подтверждения наличия транспортного средства, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе, ООО "Автобус" предоставило иное транспортное средство, чем указано в заявке, что судом первой инстанции оценено как неподтверждение победителем конкурса наличия у него транспортного средства, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе.
В силу части 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Позиция ответчиков, отраженная в апелляционной жалобе, сводится к возможности замены транспортного средства, указанного в заявке, аналогичным транспортным средством, с такими же характеристиками, влияющими на качество перевозок и являющимися критериями оценки и сопоставления заявок. Кроме того, сама карта маршрута не содержит сведений о марке и модели транспортного средства.
В части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ определено, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
Статьей 28 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется в форме электронной карты или на бланке, являющемся документом строгой отчетности, защищенным от подделки, форма которого утверждена приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 332.
В карте маршрута регулярных перевозок указываются вид транспортного средства и класс транспортного средства (подпункт 7 пункта 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 7 Приказа Минтранса России от 10.11.2015 N 332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения" в пункте 6 карты маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортных средств, отнесены - виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В силу пункта 28 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, следует понимать наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Из критериев оценки заявок на участие в конкурсе также следует, что оценка проводится по характеристикам транспортного средства, в том числе, влияющих на качество перевозок.
Действительно, марка и модель транспортного средства для оценки заявки во внимание не принимаются, между тем, податели апелляционных жалоб не учитывают следующего.
Частью 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ определено, что требования к содержанию заявки определяет организатор открытого конкурса.
Указанное позволяет прийти к выводу, что ввиду определения организатором необходимости предоставления сведений о марке и модели транспортного средства, такие данные имеют для него значение.
В приложении N 6 к конкурсной документации предложение участника открытого конкурса относительно предлагаемого транспортного средства включает в себя сведения: вид транспортного средства (далее - ТС), класс ТС, марка и модель ТС; государственный регистрационный знак (при наличии); год выпуска ТС; экологический класс ТС; вид владения ТС (собственность, иное законное владение); характеристики, влияющие на качество осуществления перевозок пассажиров.
Предоставление участником конкурса сведений по форме Приложения N 6 к конкурсной документации является обязательным.
Следовательно, предложение участника содержит информацию о предлагаемом транспортном средстве с указанием на его марку и модель.
Из статей 21, 22 Закона N 220-ФЗ следует, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В пункте 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ установлены требования для допуска лиц к участию в открытом конкурсе, в том числе, принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Таким образом, сведения о наличии у участника конкурса на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, при проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок непосредственно связаны с предметом открытого конкурса, являются основанием для допуска к участию в открытом конкурсе и носят существенный характер.
Данный вывод согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, части 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пунктом 50 конкурсной документации, из буквального толкования которых следует, что победитель должен подтвердить наличие транспортного средства не с определенными техническими характеристиками, указанными в заявке, а именно транспортное средство, которое было предложено участником конкурса путем указания сведений о нем по форме заявки, установленной организатором торгов.
Подавая заявку на участие в конкурсе, ООО "Автобус" приняло на себя условия организации и проведения конкурса, а также обязательства подтвердить наличие у него на праве собственности или на ином законном основании транспортного средства, предусмотренного заявкой на участие в конкурсе и гарантировать настоящей заявкой достоверность представленной информации.
Следовательно, поскольку ООО "Автобус" указало в своей заявке транспортное средство ГАЗ NextГАЗ-А65R35, то именно оно и должно было быть предоставлено организатору для подтверждения наличия транспортных средств.
Как верно указано судом первой инстанции, непредставление заявителем сведений о марке (модели) транспортного средств лишает организатора конкурса возможности полно и всесторонне оценить возможность исполнения участником открытого конкурса условий конкурсной документации, так как данные сведения информируют о характеристиках транспортного средства. Одновременно не указание участником конкурса данных сведений может выразиться впоследствии в неправомерном решении организатора торгов по отношению к остальным участникам открытого конкурса, подавшим заявки на те же лоты и нарушении их прав.
В связи с указанным, доводы ответчиков о том, что предоставленное ООО "Автобус" транспортное средство - автобус Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска, соответствует критериям, указанным в приложении 2 конкурсной документации, противоречит обстоятельствам дела, поскольку из протокола оценки и сопоставления заявок от 08.02.2021 N 3 по результатам конкурса по лоту N 5 следует, что конкурсной комиссией сопоставлялись и оценивались характеристики транспортных средств, непосредственно указанных ООО "Автобус" и предпринимателем в своих заявках (т. 1 л.д. 35-39).
Доводы ООО "Автобус" о согласовании Департаментом предоставления для подтверждения наличия транспортного средства иного ТС, чем указано в заявке, путем направления письма от 11.02.2021 исх.N 12-00672/21, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку такое согласование не могло быть дано организатором конкурса в силу приведенных выше положения Закона N 220-ФЗ и конкурсной документации.
При таких обстоятельствах, ООО "Автобус" не могло быть признано подтвердившим наличие у него транспортного средства, предусмотренного заявкой, что в силу положений части 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ лишает его права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537), в этом случае выданное свидетельство серия 45АВ 000228 является недействительным.
Департамент в апелляционной жалобе указывает, что признавая свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок недействительным, суд первой инстанции фактически признал недействительными результаты торгов. В свою очередь, недействительность результатов торгов влечет только признание недействительным договора, заключенного по результатам торгов, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания Департамента выдать ИП Котанджяну Овсепу Цатуровичу свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537)
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015).
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 301-ЭС15-12618).
Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.
В настоящем деле нарушения порядка проведения торгов установлено не было, победитель (ООО "Автобус") определен в соответствии с положениями Закона N 220-ФЗ, конкурсной документации.
Между тем, в силу наличия специального регулирования ООО "Автобус" помимо факта победы в открытом конкурсе, необходимо подтвердить наличие транспортного средства, указанного в заявке, в свою очередь Департаменту необходимо было удостовериться в соблюдении победителем торгов положений части 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пункта 50 конкурсной документации.
Как установлено, ООО "Автобус" названные требования не выполнил. Данная ситуация прямо урегулирована частью 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ: если победитель е смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Истцу по результатам конкурса присвоен второй номер, что в силу прямого указания закона правомерно расценено судом первой инстанции как основание для предоставления ИП Котанджяну О.Ц. права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 ("Закоулово-Курган", регистрационный номер маршрута N 85, порядковый номер маршрута N 537).
Относительно доводов ООО "Автобус" о невозможности привлечения его в качестве второго ответчика по рассматриваемому делу коллегия судей приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками признаются организации и граждане, к которым предъявлен иск, то есть лица, по мнению истца, нарушившие его права и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 4, статьей 19 Закона N 220-ФЗ лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки после получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и карты соответствующего маршрута, выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
В рассматриваемом случае ИП Котанджян О.Ц. полагал, что его права по осуществлению перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 5 нарушены путем неправомерной выдачи Департаментом свидетельства на право осуществления перевозок по указанному маршруту ООО "Автобус".
Следовательно, поскольку именно ООО "Автобус", как победителем конкурса, было получено свидетельство на право осуществления перевозок по указанному маршруту, а также в связи с тем, что одним из требований являлось признание ООО "Автобус" не подтвердившим наличие у него транспортного средства ГАЗ NextГA3-A65R35, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе, то исковые требования правомерно предъявлены предпринимателем, в том числе, к ООО "Автобус".
Доводы ООО "Автобус" о процессуальном нарушении, выразившемся в выходе суда первой инстанции за пределы заявленных исковых требований путем приведения нормы пункта 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, в то время как допуск ООО "Автобус" к конкурсу не оспаривался истцом, не принимается судом.
На основании положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении спора суд связан рамками предмета иска, то есть пределами материально-правового требования, заявленного истцом. Арбитражный суд не может выйти за пределы исковых требований, в противном случае будет нарушен принцип состязательности арбитражного процесса.
Предмет иска определяется как материально-правовое требование истца к ответчику. Под основанием иска понимают те факты, которые обосновывают требование о защите права или законного интереса. В основание иска входят юридические факты, то есть факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Следовательно, ссылка на положения пункта 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ как на правовое обоснование обязанности подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных заявкой (а не иных, не указанных ранее в заявке при ее подаче), не является выходом за пределы исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.12.2021 по делу N А34-6292/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента экономического развития Курганской области и общества с ограниченной ответственностью "Автобус" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автобус" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением N 177 от 21.12.2021, в сумме 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6292/2021
Истец: Котанджян Овсеп Цатурович
Ответчик: Департамент экономического развития Курганской области, ООО "Автобус"
Третье лицо: ВТБ Лизинг, ГИБДД Курганской области, Департамент экономического развития Курганской области, УМВД России по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3382/2023
10.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2830/2022
22.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-479/2022
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-6292/2021